Христос и мы (из книги «Спящий на мачте»)

Feb 11, 2006 11:24

Христос - главный герой всего Писания, который призван соединить человека с Богом. В некотором смысле это и единственный герой, объединяющий всех остальных в своей личности и постоянно меняющий свое лицо. Образ Христа, Сына Человеческого, можно найти не только в возвышенных местах пророческих книг и жизнеописании царя Давида, но и в других судьбах страдающих и мятущихся, начиная с Эдема, - Адама, Авеля, Каина... Во Христа придется облечься каждому (Гал.3:27). Согласно Филону Александрийскому, Логос (небесный человек) - прообраз всякого человека. По Талмуду, мир был создан ни для кого другого, как только для Мессии.

Существуют некоторые тексты, или онтология сознательной жизни, сознательного бытия, - совершенно объективная, нами не отменяемая есть какая-то структура души и структура истории. Они не меняются. Они различным образом символизируются, проясняются, но все время повторяются, как бы по каким-то кругам, некоторые структурные сцепления. Скажем, жизнь Христа и образ Христа есть текст сознательной жизни, он - символ того, что и какие возможности есть у нас в душе… Задача наша, как людей, состоит в том, чтобы в собственной жизни медитировать на такого рода текстах (М. Мамардашвили. Психологическая топология пути).

К сожалению, современные философы, даже все хорошо понимающие, сами обычно не переходят к конкретной разработке библейских тем. Занимаясь этой работой, мы рискуем вызвать дискомфорт у недостаточно верующего читателя, который привык ограничиваться внешним восприятием догматов и не готов примерить текст Писания на себе.

Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих, хотя и без очищения священного! (2 Паралипоменон 30:19)

Ему придется немного потерпеть в надежде на положительные результаты.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Коринфянам 3:15-18).

Имея в виду прежде всего внутренний смысл и призывая к благим свершениям, мы можем говорить без всякого стеснения (2 Кор.3:12).

Последние научные методы анализа текста разрушили либеральную теологию - попытку опереться на реконструкцию жизни Иисуса. Современный человек встречается с Христом только в слове Евангелия. Р. Бультман пишет:

Я спокойно отношусь к этому пожару, ибо вижу: то, что там горит, - лишь фантастические образы, созданные теологией жизни Иисуса, и сам “Христос во плоти” (т.е. исторический Иисус, 2 Кор.5:16).

Научный подход к судьбе библейских персонажей не приносит особой пользы. Важно само Слово, а не исторические обстоятельства, условия и личности. Учитывая мнение ученых (историков, текстологов, археологов…), мы обворовываем себя. Работа веры происходит, когда сняты все исторические и прочие ограничения на свое сознание. В этом случае наши силы и возможности станут безмерными, мы обретем свободу и блаженство. Если смысл учения оживет в нас, мы можем реализовать все плоды, обещанные в нем, достичь самого высокого результата на уровне изложенной истины. В противоположность здравому смыслу светской науки, для нас не будет ничего необычного и невероятного. Просветление - договор, положенный на стол, соглашение сознания со своей будущей надеждой, начало, за которым еще последует все хорошее.

Мы никого не призываем бросить все дела, чтобы срочно стать фанатичными христианами или иудеями, восторженно ожидающими своего Вождя. В этом нет нужды. Независимо от религий, духовных школ и организаций, факт остается фактом: приход Мессии - главный момент судьбы для любого человека. Каждый должен быть готов к этому событию, заранее решив главный вопрос своей судьбы; никакие наставники и учителя здесь не помогут.

Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Иоанна 2:26-27).

Явление Христа может быть только личным, произойти здесь и теперь. Приняв мессианское помазание, человек сам становится Христом и вступает на царский путь совершенства.

Неподвижно сидел на Снежной Горе -
Чего он смог этим добиться?
Был приход его бесполезным,
Несчастьем для людей и богов.
Две тысячи лет никем он не был замечен,
Лишь сегодня, с ним повстречавшись, я понял его.
(Дзякусицу Генко, ср. Еккл. 6:6)

Подобно Моисею, Иисус спускается с горы после сорокадневного поста. Вся двухтысячелетняя история христианской цивилизации осталась бесплодной. Тем более что сейчас под рукой есть наша книга, которая наконец-то сообщит правдивые сведения о Христе, основанные на Библии и других авторитетных источниках.

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным. (Откровение 2:26-27)

У иудеев и язычников не только один Бог, но и общий Сын, который, будучи душой мира, берет на себя его грехи, а затем судит всех людей.

Вот человек в лесу на горном склоне
Поет, смеется, плачет, говорит -
И эхо слышно, но нельзя увидеть -
Так надлежит все дхармы постигать.

От песен, музыки, равно и плача
Хотя и происходит эхо -
Их голосов не сыщешь в его звуках -
Так надлежит все дхармы постигать.
(Самадхираджасутра 9, ср. Иоан.3:8)

Христос не имеет образа - вера в Него идет из мира звуков, от слышания (Рим.10:17). Христос как активное начало, внутренний Учитель пребывает в каждом человеке, и он может слышать Его голос. Человек действует и переживает, думает и проповедует под влиянием высоких идей, приходящих к нему изнутри.

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. (Исаия 50:4)

Однако человек часто ошибается, принимая за Христа свое личное эгоистическое “я”, которое иллюзорно. Соблазн и издевательство принимается за руководство и наставление, высшего учителя.

Не доверяйте
Ему ни тайн своих, ни снов,
Не говорите лишних слов,
Под пули зря своих голов
Не подставляйте!
(В. Высоцкий)

Голос, звучащий внутри, может и обманывать, в том числе по-крупному. Ангелы, приходящие свыше, нередко преследуют своекорыстные цели.

Держа речь о Боге, считай, что души слушающих даны тебе в залог (Изречения Секста).

Когда Бог говорит в человеке, проповедующем другим, через искусителя, проповедник решает свои личные проблемы.

По одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною. (Псалтирь 17:45)

Такой хочет получить себе чужое добро и берет в залог души слушателей, пытаясь взять их в свою власть и стремясь, чтобы они попали в его собственное положение.

Бывает друг, сказал Соломон (Еккл.7:28),
Который больше, чем брат.
Но прежде, чем встретится в жизни он,
Ты ошибешься стократ.

Девяносто девять в твоей душе
Узрят лишь собственный грех.
И только сотый рядом с тобой
Встанет - один против всех.

Девяносто девять, заслыша гром,
В кусты убечь норовят.
И только сотый пойдёт с тобой
На виселицу - и в ад!
(Р. Киплинг. Cотый (The thousandth man))

Путь, который человек проходит вслед за Христом, ведет на крест, а затем - того, кто сораспялся Ему - в ад.

Абстрактные вопросы о высшей праведности и божественности Иисуса Христа непосредственно не касаются людей; споры о соответствующих церковных догматах бесплодны и бесполезны с практической точки зрения - жизненно важных вопросов, которые нужно решить каждому человеку.

Но нельзя его оплакать
И нельзя его почтить,
Потому что там и тут
В кучу сбившиеся тупо
Толстопузые мещане
Злобно чтут
Дорогую память трупа -
Там и тут...
(А. Блок)

Ведь умирающее тело и мыслящий бессмертный рот
В последний раз перед разлукой чужое имя не спасет.
(О. Мандельштам)

Не спасет, но участвовать в твоем спасении будет, помогая в поисках и способствуя в делах, отвлекая и сбивая с пути. Усложняя задачу, он тем самым приближает к заветной цели. Обманывая и соблазняя, испытывая, он предлагает тебе пройти новыми, трудными, но короткими путями. И даже кратчайшим путем - через ад, поскольку искомое находится на той стороне, на противоположном берегу реки смерти. И какой же герой без шрамов и потерь? И блаженство, и жестокая битва, и победа с поражением-отступлением, и каторжный труд без результатов неизбежны и необходимы. Это предназначение для других на пути твоего личного спасения. Погашение задолженности перед этим миром происходит на поле деятельности Мегиддо, единственно возможном полигоне для испытания изделия и доведения его до кондиции, в мире людей.

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти [т.е. внутри человека], есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения (1 Иоанна 4:2-6, ср.Мф.24:23-26).

Мы, разумеется, не останавливаемся на тривиальном историческом толковании этого отрывка, которое отцы церкви использовали в борьбе с гностиками, якобы говорившими о “кажущемся” явлении Христа в иллюзорном теле. Постараемся копнуть глубже: попытки приписать главную роль внешнему событию уводят от сути дела; внешний Христос легко превращается в мертвого идола. Для спасающегося есть только внутренний мир, все остальное для него по большому счету не существует, у него нет никаких внешних отношений. Христа-Спасителя человек может найти только внутри себя. Задача состоит в том, чтобы правильно исповедовать Его и не допустить идолопоклонства.

И блажен, кто не соблазнится о Мне (От Матфея 11:6).

Впрочем, через такой соблазн предстоит пройти всем (Мф. 26:31). Христос как начало души человека дает материал для его внутренней работы. Встретившись с Ним, человек обретает свою личность и уже не может вернуться к прежнему беззаботному полуживотному состоянию. Такая встреча в Эдеме со змеем и привела к грехопадению Адама и Евы, ставшему началом их сознательного жизненного пути. Тот, кто совращается движениями своей души - внутренним Христом, делает его идолом, а не исповедует свои грехи через отречение, становится грешником. Таким образом Христос может стать либо искупителем и спасителем, либо змеем-искусителем, а затем судьей и палачом. Обо всех этих опасностях без стеснения говорит Новый завет. Не случайно послание апостола Иоанна кончается предупреждением:

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов (1-е Иоанна 5:20-21).

У апостола Павла также вырывается отчаянный крик сомнения:

Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? (К Галатам 2:17)

Тот, кто ложно исповедует Христа, получает себе в наказание палача. Вырастить последнего нетрудно - нужно лишь вместо познания истины стать на путь спасения через внешние правила и тем самым проклясть самого себя (Гал.2:18).

Жених - противник всех обрядов
(когда “страдает так народ”).
(А. Блок)

Очень часто бывает так: перед человеком что-то забрезжило вдалеке, он пошел по пути за Христом, но попал в сети церковного ритуала, стал молиться и расшиб себе лоб.

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. (2 Петра 2:18-20)

Павел предупреждает, что возгордившийся из новообращенных рискует подпасть суду дьявола (1 Тим.3:6). Исчерпывать судьбу своего кумира - временного спасителя, а на самом деле соблазнителя - придется их последователям (Рим.6:16).

Согласно еврейскому мидрашу, медный змей сохранял свою исцеляющую силу вплоть до царя Езекии (4 Цар. 18:4). Однако царь велел уничтожить его, сказав: если укушенный умирает, он все же остается живым в будущем мире; если же он поклонится этому идолу, он умирает для будущего мира.

Каждый должен сознавать, какое спасение он выбирает. Тот, кому человек поклоняется и служит, вместо спасения будет вести его по орбите своего мирового периода (согласно Корану, будет его сотоварищем и спутником).

Коль собрался пахать ты вместе с Иксионом,
В едином колесе вертеться будешь с оным.
(Ангелус Силезиус. Херувимский странник)

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2 Тимофею 2:11-13).

Горе тому, через кого приходит соблазн, - он попадает на крест. Учитель, сделавший свой выбор, привязывает ученика к себе и своим страданиям.

Нет такого учения, которое бы указывало на технические средства помощи другому, можно лишь сделать других своими рабами. Библия отрицает роль взаимной опоры и помощи людей в деле спасения. Этика коллективного спасения - гуманистическая. Человеческая нравственность - наихудшее из учений относительно высшего, когда ею пытаются заменить категории спасения.

Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Исаия 2:22)
Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. (Псалтирь 48:8)
Кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? (Екклесиаст 7:13)

Бог разрушает все такие попытки, прощение и спасение в мире людей не будет принято Им. Высший Судья и Обвинитель - только Бог, а человеческая справедливость и добродетель - мерзость в Его глазах. Когда один человек поддерживает другого, он лишь вселяет в него надежду и облегчает муки, совершает хорошее мирское дело, но к спасению оно отношения не имеет.

Слово все еще звучит, поддерживая небеса (Бешт).

Бог возлюбил мир (Иоан.3:15); Он послал туда Своего Сына, чтобы этот мир был спасен и не исчез. Христос не дает уйти человеку от гибели к свободе, искушает и оставляет его здесь, давая ему жизнь вечную (Иоан.3:16), пока он не искупит (если не хочет спастись) греховных деяний. Это топливо греховности Христос подбрасывает как искуситель.

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. (Псалтирь 2:1-4)

Тем самым мир оказывается спасен, вращаясь по колесу бытия. Чем больше человек искушается, тем дольше он живет, искупая грехи своей жизнью-душой через совесть и осуществляя жертвоприношение верой.

Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. (Премудрость Соломона 3:4)

Нехитрым замыслом влекомый,
Я подвигался тем путем,
И хоть в дороге был, хоть дома -
Я жил в пути и пел о нем.
(А. Твардовский)

Посему Господь долготерпелив к людям и изливает на них милость Свою. Он видит и знает, что конец их очень бедствен, и потому умножает милости Свои. (Сирах 18:9-11)

Если бы перестал действовать Христос, люди искупили бы свои грехи и ушли на небеса. Или, точнее, вообще были бы чисты и безгрешны изначально.

Когда Я скажу беззаконнику: “смертью умрешь!”, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою (Иезекииль 3:18-21).

Бог обращается к Христу и говорит о тайнах жизни и смерти, спасения и проклятия. Диалектика искусителя и ангела-хранителя (взаимоотношения закона и благодати) сурова. Существует четыре типа людей - два беззаконника и два праведника. Первый тип - абсолютный грешник, которого Бог обрек на проклятие; за него будет наказан и Христос, который как раз выступает в качестве главного искусителя. Второму беззаконнику будет дан совет, но тот ему не последует. Такую же ответственность несет Христос за праведников. Как выбрать из этих четверых лучшего? На небесах, как известно, больше всего радуются кающемуся грешнику, вкусившему плода. Закон любви - способ закабаления человека в мире, а вовсе не обещание легкого спасения.

Все больше донимает батогами
Вас бог любви? Хвала ему и честь!
Еще покорней будьте, чем вы есть,
Вот мой совет, а там решайте сами.
Придет пора - он вспомнит о бальзаме,
Не даст мученьям душу вам разъесть:
Весомее раз в пять, когда не в шесть,
Добро любви, чем зло. И к вашей даме
Направьте ваше сердце напрямик,
Пронзенное любовью, если верно
Я ваше песнопение проник.
Держитесь этого пути примерно,
Ведь бог любви вознаграждать привык
Лишь тех, кто служит преданно и верно.
(Данте)

Мессия - острая стрела, хранящаяся в колчане Бога (Ис.49:2). Индийский бог любви Кама (он же буддийский демон-искуситель Мара) соблазняет восторгами запредельного, поражая сердца пятью цветочными стрелами.

Остры стрелы Твои, [Сильный], - народы падут пред Тобою, - они - в сердце врагов Царя. (Псалтирь 44:6)

Пятичастный мир органов чувств - камалока, страсть, царство Купидона (Амура). В этом мире властвуют любовь и смерть. Ось его вращения, пронзающая сердце человека, - скипетр смерти, желание. Христос, находящийся в сердце, дает любовь, путь к истинной женщине. Как и Амур (или св.Валентин в католической традиции), Христос стремится соединить с ней мужчину (Еф.5). Тот, кто верно понял песни Библии (слова Закона), может теперь обратиться через Христа к благодати. Сладкие стрелы искушения Мары никто не может преодолеть - мы верим ему, никто не подвергнет сомнению любовь, свою личную страсть. Христос есть в душе каждого - здесь нет вопроса, универсальный механизм искушения находится в нашей груди. О каком бы боге ни говорилось - все это составные части нашего спектакля, нашей мозаики, примитивная реальность нашего бытия. Каждый телесно воплощенный человек имеет все это в полном наборе внутри себя.

Дали волю выбирать,
Что ж о праве толковать?
(Сервантес)

Выбор и различение - ключевые категории в Библии; здесь закон противопоставляется благодати. Какое может быть право и закон, если есть возможность выбирать? Выбрав Христа своим спасителем, человек уже не нуждается в законе и его исследовании, толковании.

Надежды человечества на второе пришествие и быстрое спасение, бытовавшие в раннюю христианскую эпоху, не осуществились. Святые отцы, пропагандирующие путь закона (выполнение религиозных заповедей и предписаний), ошибочно принимают его за «путь спасения». Это лишь напряженная, но по существу не слишком трудная разминка. В лучшем случае (если человек не увлекся аскетическими подвигами как самоцелью) такая практика - первый этап, «детоводитель к Христу». Дальше начинается собственно путь Христа, сложный и трагический, по которому и пошло человечество.

Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
(Вл. Соловьев)

Все (а не только внешне благочестивые) идеи европейской философии и культуры вышли из евангелия. Христос искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15). Как писал Кальвин, мы приобрели все заслуги Христа.

Король, что тыщу лет назад над нами правил,
Привил стране лихой азарт игры без правил,
Играть заставил всех графей и герцогей,
Вальтов и дамов - в потрясающий крохей!
Названье крохея - от слова “кроши”,
От слова “кряхти”, и “крути”, и “круши”.
(В. Высоцкий)

Христос определил новые правила игры - развития мировой истории, отменив закон и заменив его благодатью, требуя от человека лишь любви. Эта игра происходит на всех социальных уровнях. Слово Христа содержит мощный потенциал - и созидательный, и разрушительный.

Строгая крест, он видит в нем
Свой мир, сомкнувшийся кругом.
Счищая довод долотом,
Он доказательства строгает
И небо звездное пронзает
Догадок собственных лучом.
(Э.Верхарн)

Человек сам себе строит крест, который станет стартовой площадкой для вознесения - путешествия к небу.

Непревзойден в ученых спорах,
Напором доказательств скорых
Он разжигает разговоры,
навязывая теоремы
И эксцентрические темы
Самим им созданной системы.
(Э.Верхарн)

Диалог греховности и чистоты постоянно уводит с прямого пути; человек создает для себя сеть, создавая систему мирских представлений о царстве небесном. Таков механизм искушения внутренним мудрецом. Так строится теология, которая живет в каждом человеке, даже неверующем, в виде совести. Этот учитель и есть Христос.

Люби после Бога душу благую (Изречения Секста. Наг-Хаммади).

Сын человеческий, Христос, второй в Троице, есть душа человека. Только через нее можно приблизиться к Богу, но этот процесс оказывается крайне мучительным, поскольку Его планы нам не понять.

Как сын любимый за родным отцом,
душа стремится за своим творцом.
Но, сунув сыну сласти зла, обмана,
отец от сына спрятался нежданно.
(Кабир)

Отношение к Христу каждого человека, вступившего на духовный путь и тем самым взвалившего на себя крест спасения себя и других людей, является глубоко личным.

Христос мог родиться хоть тысячу раз в Вифлееме, но если Он не родится в тебе, то ты погиб навечно (Ангелус Силезиус).

Только такой верой в Христа достигается спасение человека. Иисус Христос - единственный Сын Божий, как и каждый уникальный человек. Само понятие человеческой личности символизируется Христом; Христа как ядро мы можем найти во всяком живом человеке. В то время как Моисей - внешний человек, который тлеет, Христос - внутренний человек, который все время обновляется (2 Кор.4:16). Моисей - незыблемый телесный уровень закона, Христос - хрупкая живая душа, Начальник жизни (Деян.3:15).

Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (К Евреям 3:3-6).

Иисус, известный нам из евангелий, имеет все слабости обычного человека, и не надо их стыдиться в себе, сравнивая с парадными иконами Христа, которые годятся лишь для самоосуждения идолопоклонников. После воскресения он явился в своей совершенной форме не всему народу (церкви), а лишь немногим избранным - тем, кто сам прошел через все искушения и приблизился к совершенству (Деян.10:40-41).

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (К Галатам 3:3)
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем (2 Коринфянам 5:16).

По мере духовного роста происходит переход от внешнего понимания к внутреннему. В конце своего пути Павел уже отказывается от гнозиса, познания - приобщения к телу Христа.

А: Ну что толкуют обо мне на свете?..
В: Сто тысяч анекдотов!
Повесили тебя комедианты!
С: И мальчики уж винегрет готовят
Из мозга твоего и из костей.
Д: Ты стал божественным, чего ж еще?
Е: По площадям и улицам поют,
А на театрах про тебя танцуют.
(Сервантес)

Комедианты - иудеи, те, кто воплощают своей жизнью представление закона со всеми его многочисленными параграфами. Этот закон ведет Иисуса на крест. Последователи Христа, младенствующие умом, готовят из кусков его непонятого учения винегрет для своего пиршества. Они превращают своего учителя в идола, объект поклонения на литургических празднествах, карнавалах и шествиях.

Жизнь Христа с самого начала являет собой историю искушения (С.Кьеркегор).

На основе Евангелия легко заняться идолотворчеством, делая Христа внешним кумиром и поклоняясь ему, тем самым отделяясь от него и предавая его. С другой стороны, текст Евангелия может быть использован и по своему прямому назначению - как этическо-нравственное основание внутренних практик спасения, которые затем переносятся и во внешний мир.

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1 Иоанна 4:17).

Первый путь мы отвергает сразу как языческий, но и при втором подходе возможны варианты. Биографию Христа можно писать с позиций человеческой этики, говоря лишь о его высоком сострадании и любви. Поддавшись соблазну упрощения и сокращения библейского материала, здесь легко прийти к детскому евангелию Л. Толстого. Мы пойдем по другому пути, описывая посредством толкования текстов весь спектр духовных превращений личности, которая совершает работу для мира согласно своему предназначению и судьбе.

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (От Иоанна 14:1).

Иисус говорит кажому: “Иди за мною” (Иоан.21:22). Верность Христу есть верность самому себе, своему пути (Иоан. 14:6). Боязливых и неверных ждет самая тяжкая участь (Откр.21:8). Мало кто может вынести личное присутствие Христа. Евангельский сотник отказывается от прихода Иисуса и предпочитает слепую веру в исцеление своего слуги по одному слову учителя. Благочестивый апостол Петр также не может выдержать присутствия Христа в своей лодке.

Есть дерево, от корня до вершины
Наполовину в пламени живом,
В росистой зелени наполовину;
Бушует древо яростным костром
И тень прохладную струит в долину;
Но тот, кто меж листвою и огнем
Повесил Аттиса изображенье,
Преодолел печаль и искушенье.
(У. Йейтс)

В данном отрывке срединное царство - мир, обретаемый на пути в результате различения крайностей - представлено деревом, составленным из двух частей, слитых воедино. Зелень, крона - это жизнерадостные, цветущие истины мира, а горящая часть - мучения преисподней, прекращение всего радостного в море огня. Находящийся между двух крайностей портрет - это образ того, кто проявляет путь как чудесную картину в сердце пробужденного. Христос - это картина о духовном подвиге. Вот все, что происходит на пути, - мы видим, слышим и чувствуем через того, кто сказал о себе: “Я есмь путь. Истина и жизнь - два левита, которые находятся справа и слева от меня как обочины”. Этот желанный для всех лик можно увидеть, только встав в середину. Какими словами он разговаривает с нами? Это укоры и тирания стыда и совести, невидимые контуры, воспринимаемые внутренним зрением, фигуры смысловой геометрии, понятые и воспринятые нашей кладовой-памятью.

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем (Исход 23:20-21, ср. Исх.13:21, Ис.40:10, 62:11).

По иудейскому толкованию, ангел Метатрон, называющийся также именем Господа, ведет евреев, когда их оставляет Бог. Разные толкователи трактуют имя этого ангела как “путеводитель” или “стоящий за троном Господа”, или даже “разделяющий с Ним трон”. По толкованию св.отцов, речь в приведенном отрывке идет об Иисусе, имя которого (Иегошуа) действительно включает четырехбуквенное имя Бога. Впрочем, перед Иисусом еще идет суровый Иоанн Креститель (Иоан.1:27), первая ипостась Христа, страшный демон пустыни, уничтожавший иудеев (1Кор.10:9). Он еще не христианин, поскольку не ест хлеба и не пьет вина (Лк.7:33), то есть не прибегает к причастию. Отношение Иисуса к внешнему иоаннову крещению также весьма неоднозначно.

Мать и братья Господа сказали Ему: Иоанн Креститель крестит в отпущение грехов, пойдем и крестимся. Но Он сказал им: Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению (Евангелие евреев, по: Иероним. Adversus Pelagium) .

Водное крещение Иоанна - покаяние, к которому он приводит плетью, потоп, уничтожающий непокорных.

Вдоль по дорогам, меж дюн и болот,
Рыщет и свищет
Тот, кто дурные советы дает…
Шепотом сладким, назойливо-страстным,
Он подстрекает к поступкам опасным.
(Э. Верхарн)

Дурные советы дает совесть, когда она обвиняет, чтобы затем осудить (Рим.2:15-16). Таким образом человек обрекает себя на тяжкую стезю искупления греха; путь спасения становится путем закабаления. Опасные поступки - дела закона, попытки оправдания через заповеди.

Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!" Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им. (Евангелие от Марии)

Ситуация на пути спасения постоянно меняется, все новые идолы оказываются свергнутыми.

Твоя единственная обязанность -
быть… верным самому себе.
Быть верным еще кому-либо,
или чему-либо
не только невозможно, -
это явный признак лжемессии…
Где ты родился? Где твой дом?
Куда ты идешь? Что ты делаешь? (ср. Авот 3.1)
Время от времени
думай об этом
и следи, как изменяются твои ответы.
(Р. Бах. Иллюзии. Справочник Мессии)

Человеческий путь - это спасительный срединный путь, о котором также говорил Будда. Хотя есть более сильные и блаженные существа, только человек способен принимать самостоятельные разумные решения и строить свою судьбу, не надеясь на кумиров.

Я начал: "Братья, вашими делами..." -
Но смолк; мой глаз внезапно увидал
Распятого в пыли тремя колами.

“Тот, на кого ты смотришь, здесь пронзенный,
Когда-то речи фарисеям вел,
Что может всех спасти один казненный (Иоан.11:50).

Он брошен поперек тропы и гол,
Как видишь сам, и чувствует все время,
Насколько каждый, кто идет, тяжел.”
(Данте. Ад 23:109-120)

В “Джатаке о великой обезьяне” рассказано, как бодхисаттва, будучи вожаком стада обезьян, спасает свой народ от приближающегося войска царя:

Держась за ветку крепко и натянув стремительно тростник, он жестом стаду приказал немедленно покинуть дерево.
Тогда обезьяны, обезумевшие от страха, увидели путь к спасению и устремились по нему, не заботясь о том, что бегут по его телу, и благополучно спаслись тем путем.

Являясь единственным наставником, первым помощником и проводником на пути спасения, Христос всегда с тем, кто совершает внутреннюю работу. Как любой настоящий учитель, он весьма суров и настойчиво побуждает к действию. Пока не найден правильный способ общения с ним, он будет искусителем и суровым палачом человека.

Всего прекрасного безжалостный губитель,
Любимый сын владыки тьмы,
Всемощный, вековой - и наш мироправитель!
Он - рок; его добыча - мы.
Злодейству он дает торжественные силы
И гений творческий для бед,
И медленно его по крови до могилы
Проводит в лаврах через свет.
(Н. Языков)

Любимый сын Творца и Господина света и тьмы (Ис.45:7) - Христос, который вечно царствует в мире и разрушает любые иллюзии. Он действует как судьба любого живого человека, от которой не уйти ни православному христианину, ни африканскому идолопоклоннику, ни буддийскому монаху. Как пишет Данте (Рай 19:109), эфиопы еще посмеются над “благочестивыми” западными христианами. Каждый получает помощь, вдохновение и силу от Христа - виноградной лозы, питающей всех своим соком-кровью, но сам выбирает, куда ему идти. Все прекрасное дается только для временного использования, как завлекающий фактор грехопадения. После этого предстоит долгий личный труд, на который и толкает Христос, постоянно ставящий новые задачи.
Previous post Next post
Up