министры и\или образование?

Jan 20, 2020 11:50


«Как думаешь, оставят министра, не? Или кого назначат?.. Вот почему ты больше не пишешь в свой блог о школе?"
Ну, вот - пишу.

О школе сейчас не пишет только ленивый. Пишут все и много. Меньше всех - учителя. Их и не спрашивают. Любой обыватель лучше всякого учителя знает, чему и как учить детей, а если учитель учит не так, как представляется обывателю, то гнать такого учителя, побивая камнями…

Свежеиспечённый премьер уже выяснил, и нам про это написали, что в образовании не всё ладно.
«Кандидат на пост премьер-министра Михаил Мишустин встретился с депутатами различных фракций Госдумы и обсудил с ними эффективность работы ведомств и их руководителей. Как сообщает «Интерфакс», больше всего нареканий вызвала работа Ольги Васильевой и ещё трёх руководителей.»

Будут ли менять? Понятия не имею! И не предполагаю.

Видимо, теперь и он тоже что-то передвинет в образованском министерстве. Не знаю...
Чем усерднее там двигать креслами - тем громче слышно, что правительство старается для обывательских детей…
А чем строже давить министерскими указивками требующих какого-то там ученического прилежания и человеческого отношения к себе учителей, тем благодарнее властям будет обыватель.

Благодарные обыватели за это обычно выбирают в законодательные органы власти людей, которым и в школах-то учиться было некогда (а кому, как не учителям, это знать) - покоряли ринги, подмостки и подиумы, и которые бестрепетно пишут и продвигают законы в те сферы, что до избрания в законодатели покорить были не в силах…

(Не-не-не, вот только самих учителей, способных управляться с массой детей, их родителей и бабушек-дедушек, назначать законодателями и управленцами - ни-ни-ни!..)

Ну и как-то так оно всё в идеальные государственные скрепы и замыкается. Лепота.

Самое слабое бюджетное звено - учителя, самое привилегированное - силовики, самое могучее - управленцы. Ибо только управленец может быть хоть филологом, хоть силовиком, но лишь ему подвластны и нефтяные вентили, и межконтинентальные ракеты, поэтому платить в сто крат меньше ему, как и уволить его - никак нельзя.
Значит, и стать управленцем - нельзя абы кому…

Потому и странной выдумкой не вымерших ещё «совков» кажется утраченная советская практика функционирования социальных лифтов, когда всякому соискателю высокого кресла дОлжно было бы знать и понимать специфику вверяемой ему отрасли - с азов, то есть последовательным прохождением с низовых ступеней работы до управленческих рычагов.

(Конечно, история знает удивительные взлёты (и падения) тогдашних назначенцев. И ещё удивительней в истории случаи, когда взлетевшие назначенцы разваливают вверенные им госмеханизмы и безнаказанно пересаживаются к очередным управленческим рычагам… Но сейчас не об этом…)

Итак, о школе. И её управленцах. Вспомним.

Если отследить профессиональные биографии наших несоветских министров образования, то до назначений все с ним были связаны.
То есть и сами учились, и преподавательствовали.
Каждый из них образованию - как бы не чужой и не враг.
И каждый вносил в него своё видение приоритетов и точек приложения своих управленческих усилий.
Хороши они были или плохи - видится на расстоянии.

В июле 1990 года министром образования России был назначен Эдуард Дмитриевич Днепров, он стал организатором и руководителем школьной реформы, которая была направлена на деидеологизацию образования.

Да, закон «Об образовании» 1992 года, принятый на основании проекта, предложенного Днепровым, был признан ЮНЕСКО одним из самых прогрессивных и демократических законодательных актов конца XX века.

Но то, что мы до сих пор ищем-ищем-ищем «национальную идею» - его рук дело.

Ну, и ельцинский «Указ №1»... Исполним? Не, министр не в курсе.

За ним в 1992 году пришёл Евгений Викторович Ткаченко - сторонник гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования, дифференцированного, вариантного, доступного образования по выбору.
Способствовал, как пишет Википедия, приостановке приватизации в системе образования России.

Всё благодатно, не так ли?

Но благодаря ему имеем дифференциацию не только по способностям учащихся, но и по имущественному и социальному признаку.

Начало расслоения школ на «обычные» и «с уклоном», «государственные» и «частные», «богатые» и «бедные»…

Ну, и ельцинский «Указ №1»... Исполним? Не, и этот министр не в курсе.

Далее с 1996 по 1998 год Владимир Георгиевич Кинелев провёл слияние Минобразования и Госкомвуза, которое аукается до сих пор самыми разными проявлениями, в том числе и разногласиями в требованиях к выпускнику школы, к абитуриенту, к выпускнику колледжа или вуза, к молодому специалисту…

При нём же министерством активно разрабатывались и внедрялись альтернативные стандарты по предметам для педагогов. Что породило тучу всяких разномастных, порой маловразумительных, но дорогих и меняющихся, как перчатки, учебных пособий, расхождение в программах и оценках результатов обучения.

Ещё он руководил присуждением премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования, выдачей разрешений на использование наименований «Россия» и «Российская Федерация», Комиссией по исследованию и перезахоронению останков царской семьи и делами монастырей… Скрепы же.

Но идеи общенациональной так и не появилось.

А ельцинский «Указ №1»? Не, не в курсе.

Несколько летних месяцев 1998 года в должности министра общего и среднего образования порулил слито-преображённым мин образом Александр Николаевич Тихонов, быстро понял, что не его это планида, и возглавил МИЭМ.

С мая 1999 года до марта 2004 года за отечественные образования принялся Владимир Михайлович Филиппов.

Его стараниями мы имеем ту самую грандиозную программу «Модернизация российского образования» с 2003 года (тоже см. Википедию):

- информатизацию школьного образования;
- разработку новых стандартов общего среднего образования;
- начало изучения иностранных языков со второго класса; овладение двумя иностранными языками по итогам полной средней школы;
- введение профильного обучения в старших классах полной средней школы;
- оптимизацию сети сельских школ и реализацию программы «Школьный автобус»;
- упорядочение издания школьной учебной литературы с целью повышения её качества;
- введение многобалльной системы оценок знаний учащихся;
- разработку нормативно - подушевого финансирования общего среднего образования, с учётом специфики малокомплектных и специализированных видов школ;
- оснащение всех средних школ России спортивным инвентарём и художественной литературой;
-перевод всех школ России в статус юридических лиц;
-введение новых статусов образовательных учреждений;
-создание попечительских советов в общеобразовательных школах и в вузах;
-улучшение организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
-введение ЕГЭ - Единого государственного экзамена и создание системы приёма в вузы на основе региональных, вузовских и общероссийских Олимпиад;
-введение целевого приёма в высшие учебные заведения;
-существенное увеличение средств на ремонт и содержание студенческих общежитий для расширения возможностей приёма иногородних студентов;
-стратификацию учреждений высшего образования, выделение различных категорий ведущих вузов;
-разработку нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования - начального, среднего и высшего профессионального образования.

О, как!.. Всё красиво, правда?..

Видеть и судить, что полезного из этого списка, а что до сих пор возмущающего общественность реализовано, как и то, что осталось лишь в планах, а в реале переложено на учительские и родительские плечи, можете и сами. Но…

Как НЕМОСКОВСКИЙ учитель таки замечу, что информатизация, возможно, и состоялась для столиц, а по стране в большинстве школ (НЕ гимназий, лицеев, школ с престижными уклонами) - это введённый уже, и в ряде школ даже единственно обязательный, электронный журнал, но - отсутствие в каждом кабинете компьютера и сети Интернет (об интерактивных досках и прочей необходимой оргтехнике вообще молчу), в лучшем случае оценки вносятся в единственный компьютер в учительской или при помощи личной техники учителя за его же счёт...
Стандарты обсуждаются до сих пор...
Двумя языками выпускники в подавляющей массе своей НЕ владеют...
Профильное обучение - профанация...
Оптимизация школ - это боль общества, а «Школьный автобус» - измывательство над малышами
(сам-то Филиппов, небось, ходил ножками в ближайшую школу за соседним домом, а потому просто не осознаёт всей капиталистически-беспощадной повинности-пытки ежедневной часовой многокилометровой тряски ребёнка в автобусе на учёбу, и ему уже не до учёбы, особенно, когда все прекрасно знают, что ещё полвека назад было достигнуто такое благо, как шаговая доступность школ)...
Школьная литература, такая затратная в производстве и такая дорогущая для большинства семей, опустошая родительские карманы, но постоянно изменяясь, а потому не используясь следующими классами, мёртвым грузом оседает в библиотеках и (чаще!) отправляется в макулатуру...
Многобалльность оценивания - до сих пор предмет непримиримых учительских и родительских дискуссий. Особенно когда по факту выставление «2» и «1» - табу для учителей...
Подушевое финансирование - это не только восхищённые ахи и охи о якобы «целевом направлении средств» на обучение-воспитание каждого ученика, а и когда за 25 подопечных человек классный руководитель свою копеечку таки получит, а за 24 - уже нет...
Спортивный инвентарь и литература до сих пор добираются до большинства российских школ…
Статусы и попечительские советы ещё больше расслаивают школы по имущественному и социальному признаку...
Питание в школах - мрак и ужас. Аттракцион «Несъедобное - съедобно». Сейчас, когда его предполагается сделать бесплатным для малышей (за чей счёт?) - будет ещё мрачнее и ужаснее. Один плюс - выжившие не оставят отечественную частную медицину без средств к существованию...
Про ЕГЭ нужны комментарии???...
Кто подпадает под «целевые приёмы» в вузы - надо комментировать?..
Студенческие общежития - оазис благоустройства, не так ли?..
Стратификация - дело нужное, но посмотрите материалы региональных СМИ о процессе на местах…
Наконец, новая волна стандартизация - очередная головная боль педколлективов и бумажный вал никому не нужной отчётности...
Ельцинский «Указ №1»? Не, и не слышали, и вообще не помним…

Андрей Александрович Фурсенко правил образованием с 2004 года по 2012.

Провозгласил формирование "квалифицированного потребителя",
рекомендовал жёсткие формы надзора за сдающими так им любимый ЕГЭ и надзора за надзирателями, перевёл на коммерческие рельсы наиболее перспективные направления РАН…

Учителям он крайне негативно запомнился отношением к их зарплатам.
Так в 2006 году министр лицемерно заявлял, что зарплата учителей должна бы быть 20-30 тыс. рублей в месяц, а на тот момент зарплата учителей (ещё без вычетов) составляла 6 тыс. рублей, а для сельских учителей - 4 тыс. рублей в месяц.
При этом сам министр получил:
за 2006 год - доход 2,6 млн рублей,
за 2008 год - 4,5 млн рублей,
за 2009 год - 4,9 млн рублей…

При Ливанове Дмитрии Викторовиче, сидевшем в министрах с весны 2012 по лето 2016 года, зарплаты учителей так и не достигли декларируемой «средней по регионам», зачем нужны обычные школы он, видимо, не совсем верно понимал, и потому игнорировал их нужды, уповая на то, что они сами себе заработают, при нём, как и при Фурсенко, на фоне громких реляций министерства об успешном развитии образования, педколлективы взывали к родителям с просьбой о помощи в закупке лампочек, мыла и бумаги… Вот, правда, вузами и развитием вузовской науки, бывший ректор интересовался, но занимавшихся академической наукой учёных ухитрился оскорбить (см. Википедию)…

А потом получили огласку финансовые махинации в МИСиС, случавшиеся при его ректорстве, и он плавно переместился на должность спецпредставителя по торгово-промышленным связям с Украиной…

А после него уж Медведев предложил Президенту и нам Ольгу Юрьевну Васильеву, несколько лет поработавшую в школе учителем пения да учителем истории, потом увлёкшуюся историей православия и долгое время занимавшуюся государственно-конфессиональными отношениями при центре истории религии и церкви института российской истории РАН, преподававшую в семинарии и работавшую в АП…

Понятно, что к моменту назначения она была уже весьма далека от реальных школьных проблем.
Поэтому и ФГОСы имеют массу нареканий, работающих по ним учителей, и к лоббируемым ею учебникам издательства «Просвещения» есть претензии, и (при всей её репутации серьёзного научного работника) попытки внести-таки в учебные планы вопросы религии вызывают недоумение…

При ней надзор за сдающими ЕГЭ и за надзирателями ужесточился - обслуживающие ЕГЭ в приказном порядке (но всего лишь за отгул к отпуску) учителя не только чуть ли не обыскиваются при входе на ППЭ, а и не смеют лишний раз пошевельнуться под прицелом видеокамер, и за малейшие огрехи при организации и проведении экзаменов предусмотрены штрафы.

Что касается зарплат, то они по-прежнему не дотягивают до пресловутых майских указов.

Лишь единицы гимназий нашего города могут предложить своим учителям (куда те набираются исключительно по знакомству) 40-50 тыс. рублей, остальные колеблются в рамках 17-23 тыс. рублей (включая «сибирскую» надбавку).

Учителя, отдающие - на износ - по 30-40 лет школе, приобретающие в ней массу профзаболеваний по зрению, слуху, опорно-двигательным нарушениям, выбрасываются, как перегоревшие лампочки, получая оскорбительно нищенские пенсии, а министр не заботится о повышении учительских доходов и их компенсаций, о предоставлении льгот на санаторно-курортное лечение работающим и вышедшим на пенсию учителям. Дескать, не заслуживают…

Вы посмотрите, как она разговаривает с подчинёнными… (Хотя прежде чем требовать с людей, надо создать им условия для работы и дать простор действиям и полномочия)...

Более того, она поддержала повышение пенсионного возраста.

Все эти министры убеждены, как и перетёкший в следующее кресло Медведев, что учительский труд - это неоплачиваемое призвание, а по окончании безропотного выгорания - неоплачиваемое списание в утиль…

30 лет детьми занимаются обитающие «под плинтусом» нищеброды…

Ну, и какого качества образования вы ожидаете за все годы правления этих министров? И какие перемены??

UPD:
Добавлю сюда же местную новость .

школа, социология, политика

Previous post Next post
Up