Палевский жилмассив в Ленинграде(1925).Конкурс и реализация

Jan 06, 2008 13:00



История формирования  двух первых жилмассивов Ленинграда: в Нарвско-Петергофском(Тракторная ул.) и Володарском районах ( после переименования Володарского района в Невский район, этот жилмассив  стал известен как Палевский) -   показательна для  изучения формирования стиля ранней советской архитектуры 20-х годов.

Проектированию Палевского жилмассива предшествовал конкурс.
 Из всех проектов, представленных на него,
- мне, к сожалению, известен только вот этот проект И.А.Фомина:



Как пишет В.Г.Лисовский, в книге "И.А.Фомин" (изд. Лениздат 1979)-"В Володарском районе Фомин применил прием блокировки однотипных секций, каждая из которых напоминает  в плане трилистник с лестничной клеткой в центре. Такое решение позволило добиться большой компактности плана, улучшить освещенность квартир, сделать объемы зданий пластически выразительными.
Конкурсное жюри отметило, что "проект обладает выдающимися достоинствами по оригинальности и единству общего замысла.и представляет ценный материал для разрешения поставленной конкурсом задачи"."(конец цитаты)

Замечу, однако, что если задача освещенности квартир при парной блокировке трилистников решается хорошо,то задача исключить просматриваемость окон из соседних квартир решается тут у Фомина хуже, чем в том случае, если бы у секций были прямые фасады. 
Возможно, именно этим и вызвано то, что в итоге проект все же не рекомендовали к реализации.

В реальности  же Володарский (Палевский) жилмассив был построен в 1925-26 гг.  другими архитекторами - А.И.Зазерским и Н.Ф.Рыбиным так:



Видим, что построенный комплекс роднит с проектом Фомина решение пространства  средней части, и то, что каждый дом  в построенном варианте (также как и у Фомина) состоит из двух читаемых на фасаде выступающих частей-ризалитов по концам. 
Однако в реализованном проекте ризалиты выступают очень немного, и нет окон, направленных на окна соседних квартир.
По сравнению с проектом Фомина также более развита периметральная часть застройки квартала, а высота домов снижена с 3 до 2 этажей.

Градостроительная же идея "внутренней средней оси", ведущей с проспекта Обуховской обороны (на картинках он внизу) прямо в середину квартала, где дома несколько расступаются, образуя пространство в форме "веретена" - осталась та же, как в проекте Фомина.
По-видимому рекомендация жюри использовать проект Фомина, как "ценный материал для разрешения задачи" была авторами окончательного проекта учтена.
--------------------------
Интересно было бы, на мой взгляд, также попытаться проникнуть в «творческую лабораторию» И.А.Фомина, показав одну, возможно парадоксальную, но тем не менее очевидную  связь этой  его конкурсной композиции с предыдущими поисками этого мастера.



Думается, что переход от крупных проектов жилой застройки дореволюционных лет типа "Нового Петербурга", к проектированию довольно скромных маленьких домов для рабочих в 20-е годы дался Фомину нелегко,
и он решил композиционными средствами как бы "укрупнить" образное впечатление от своего квартала, 
уйти от впечатления "провинциальности", 
и дать планировку комплекса, находящегося хотя и на окраине, но все же "в столичном городе Петрограде-Ленинграде".

При этом он решает не отдельные здания, а весь комплекс, как бы как одно "пунктирное" здание, имеющее целостную симметричную форму, как бы "дворцового парадного двора" веретенообразной формы.
По периметру этого "двора" он расставляет сдвоенные композиционные элементы - сдвоенные однотипные жилые секции с выступающими в середину пространства торцами.
(я чуть было не сказал "расставляет сдвоенные колонны", но вовремя удержался),

И.А.Фомин экспериментировал со сдвоенными композиционными элементами на протяжении всей жизни.

И ему удалось выявить некоторые интересные закономерности, позволяющие таким ритмическим рядам существенно обогащать композицию, по сравнению с тем, как если бы повторяющиеся стандартные элементы были бы не сдвоенные, а одинарные.

Но это скорее слишком специальная тема для того, чтобы быть рассмотрена в обзорном коммюнити.
Она скорей относится к теории архитектурной композиции.

можно проследить обращение к теме "сдвоенных композиционных элементов в едином целостном произведении" у разных мастеров  разных эпох, 
в основном это характерно для стиля Барокко, но не только для него.

как тут мне подсказал участник этого коммьюнити  isinda_bubuev, подобные приемы ввел в расстановку колонн впервые Микельанджело.
 Но и до него и в Египте и в Византийских аркадах парные элементы композиции широко использовались в ритмических построениях.
В живописи  интересно применял такой прием Веронезе (по первоначальному занятию архитектор), в своих многофигурных композициях, это хорошо раскрыто В.Локтевым в понятии "контрапост в живописи".

Применение сдвоенных элементов - и связанных друг с другом, и в то же время имеющих самостоятельную форму, 
-позволяет достичь интересногоэффекта многозначного прочтения композиции, 
создать впечатление одновременно и богатства и целостности в сложных композициях из большого количества повторяющихся элементов.

Previous post Next post
Up