Занимательная история экономических учений

Sep 25, 2015 15:22

    Содержание статьи полностью соответствует заголовку, то есть в ней речь пойдет об экономических теориях. Но мне кажется, что выводы о причинах, повлиявших на формирование современной экономической науки, будут интересны и философам.

Попробуйте угадать автора приведенных ниже цитат.

[Цитаты]
«Но и нравственные мотивы также входят в состав тех сил
Read more... )

Европа

Leave a comment

Comments 10

nebos_avos September 26 2015, 12:44:25 UTC
*Классическая теория построена на основе этого homo economicus. Попытка в 90-е годы чисто механически применить эту теорию в бывших республиках Советского Союза наткнулась на менталитет, которому этот образ действий был абсолютно чужд*

Из газетной заметки моего сына.

На фоне поиска «универсальных» решений и разных воззваний к общественности выделяются идеи, предлагаемые лауреатом Нобелевской премии мира Мухаммадом Юнусом. По его мнению, причиной современного утилитаризма (понимаемого в резко отрицательном значении этого слова) стало то, что концепция homo oeconomicus оказалась не столь описывающей этот антропологический тип, сколь его успешно cпроектировавшей: поначалу обитающий лишь в книгах, статьях и эссе западных экономистов и философов, со временем он перекочевал в действительность, поддавшуюся таким образом авторитету науки

Reply

sveshinieks September 26 2015, 13:53:42 UTC
Мне придется забежать вперед и привести еще пару цитат из "Принципов" Маршалла:

"Экономическая наука, следовательно, имеет дело главным образом с человеческими существами, которые вынуждены двигаться по пути прогресса и осуществлять перемены, что бы они с собой ни несли.

Правда, когда привычка или обычай, возникшие в одних исторических условиях, оказывают влияние на действия при иных, то уже нарушается строгая связь между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми при этом целями. В отсталых странах существует еще много привычек и обычаев, аналогичных тем, которые заставляют находящегося в неволе бобра строить себе запруду; они полны значения для историка, и с ними должен считаться законодатель. Но в сфере хозяйственных отношений современного мира такие привычки быстро отмирают."Во-первых, Маршалл вполне по-марксистски (или по-гегельянски. Он называет "Философию истории" одним из источников Экономикс) верит в неизбежность исторического прогресса, происходящего независимо от воли людей. Во-вторых, в качестве результата этого прогресса ( ... )

Reply

nebos_avos September 26 2015, 14:37:10 UTC
В целом c Вами согласен. Только желательно исправить следующую фразу - похоже, Вы ее написали, как следует не подумавши.

*то, что Маршалл воспринимает как объективный исторический процесс, имеет вполне идеальные первопричины*

Одно другому разве противоречит? По-моему, первопричины исторического процесса как раз идеальные (в том смысле, что нематериальные). У Мамфорда это любимая мысль. Да и любой грамотный культуролог с ним согласится.

Reply

sveshinieks September 26 2015, 15:57:47 UTC
Маршалл экстраполирует теорию эволюции Дарвина на историю. То есть люди могут выдумывать все, что угодно, но общество будет развиваться по определенным законам, которые и должны открывать ученые. У Маршалла одно другому противоречит.

Reply


естественная история — вот наука наук 0nomatodox September 26 2015, 13:31:01 UTC
Поэтому любой студент изучает не работы А.Маршалла, а трактовку его работ, изложенную в учебном курсе. В моем случае ситуация усугублялась тем, что университет я закончил в 1992-м году, а "Принципы" были изданы на русском в 93-м. Кейнса, например, мы читали по очереди в Ленинской библиотеке.

да, у вас типично сугубый случай...

«1.9.1971. ...О Плутархе его диссертация приличная. Наверное, и «Метафизику» переведет не худо. Кубицкий дул «Метафизику» с Росса. Я в своей рецензии пишу: «Александр Александрович Кубицкий в большой зависимости от Росса». Но тут можно только похвалить. Было бы хуже, если бы мы сами стали тексты менять. Мы же живем на задворках, нас никто не признает, и мы никого не признаем. Сесиль дотошная и узкая, но зато она уже грубых ошибок не делает.
...
16.2.1975. Вот она где, наука-то! Не на Арбате, а в Париже! Этот Брейе уже сказал о стоиках всё, что я хочу сказать. А я здесь в глуши, на европейских задворках, в Москве…»

но вам этого оказалось мало, и вы свой типично сугубый случай решили усугубить своим решением ( ... )

Reply

Re: естественная история — вот наука наук sveshinieks September 26 2015, 16:16:46 UTC
Мое самостоятельное изучение философии предназначалось только мне самому. Я не претендовал на лавры Платона или Аристотеля. Но мне не хотелось смотреть на картину мира, созданную великим философом через замочную скважину мировосприятия какого-нибудь к.ф.н. Однажды мой приятель, преподаватель философии, увидев у меня в руках Гуссерля, по-дружески посоветовал читать что-нибудь попроще. Но именно через Гуссерля я пришел к Фрайбургской экономической школе, мировоззренческой основой которой была та самая трансцендентальная феноменология Гуссерля ( ... )

Reply

Re: естественная история — вот наука наук 0nomatodox September 26 2015, 17:51:09 UTC
ну я не ваш приятель, поэтому я вам ответственно советую читать то, что посложнее Гуссерля - «Историю античной эстетики»... там вы найдете ответы на все поднятые вами тут вопросы... могу поспорить на большие деньги, если что... ;0) и вы не экономист, если вам Гуссерля с Хайдеггером - выше крыши...

Reply

Re: естественная история — вот наука наук freesopher September 28 2015, 05:21:58 UTC
Короче, как всегда: "Нет философа, кроме Лосева"!

Reply


Leave a comment

Up