Бритва Окамма и Бытие

Sep 03, 2014 10:49

«Бритва Оккама» - принцип гносеологический, но не онтологический, Бытие не обязано ему соответствовать или есть какие-то доказательства, что Универсум устроен согласно ей?

Leave a comment

Comments 119

kaktus77 September 3 2014, 10:55:15 UTC
Вообще-то, в оригинале это логический принцип и к бытию отношения не имеет.

Reply

freesopher September 3 2014, 17:57:04 UTC
Да, принцип, как и было сказано, гносеологический.

Reply

kaktus77 September 3 2014, 18:01:02 UTC
Не, не гносеологический, а логический - в узком смысле, нормативный. Для проведения различения требуется одно и только одно основание.

Reply


alena_alekhina September 3 2014, 11:10:07 UTC
:). И даже в гносеологии к этому принципу все же стоит, наверное, относится как к рекомендации, а не как к абсолютному императиву.

Reply

freesopher September 3 2014, 18:07:01 UTC
Можно ли сказать, что более сложные теории продуктиснее простых в перспективе?

Reply

alena_alekhina September 3 2014, 19:22:19 UTC
Думаю, более продуктивным является понимание того, что простота и сложность понятия относительные

Reply


viktor_trusov September 3 2014, 11:53:49 UTC
:) А кто знает. Что он не онтологический. Не может быть такого, что примени мы его к онтологии и убери из неё все плевелы… что там накопились, за века бесплодных размышлений… то и нашли бы зерно.

Reply


olaff67 September 3 2014, 13:25:50 UTC
Часто целенпправленно умноженные сущности изменяют бытие. Далеко за примерами ходить не надо.

Reply

nebos_avos September 3 2014, 14:17:17 UTC
Если речь о социально-культурном бытии, то конечно, еще как изменяют! Но тезису freesopher это не противоречит. Ведь умножать сущности, согласну принципу Оккама, не следует БЕЗ НАДОБНОСТИ. А в тех, что изменили бытие, надобность, наверное, была - иначе бы их не пустили в ход.

Reply

olaff67 September 3 2014, 17:02:32 UTC
И о социально-политическом бытии тоже.
Эдак мы уже до Гегеля договорились: все разумное - действительно.

Если про надобность речь вести, то принципом Оккама можно пренебречь и в гносеологии. Ну вот очень надо, аж приперло - вводим сущность и начинаем ее продвигать.

Reply

nebos_avos September 3 2014, 17:11:15 UTC
Почему пренебречь? Как раз в согласии с ним. Ведь относится он к тем случаям, когда еще не приперло.

Reply


papalagi September 3 2014, 14:53:31 UTC
Если выражать принцип как "Не умножайте сущности сверх необходимого", то приходится признать, что жизнь есть сущность избыточная.
Между тем, сознание есть проявление жизни.
Значит, принцип Окамма не определяет ту реальность, которая определяет мое сознание.

Reply

freesopher September 3 2014, 18:02:50 UTC
Кто-то доказал, что жизнь и сознание явления не временные в Универсуме? Возможно, это временные завихрения?

Reply

papalagi September 3 2014, 19:56:08 UTC
Жизнь есть свойство Универсума.
Столь же временное, как и он.

Reply

freesopher September 4 2014, 05:46:47 UTC
"Жизнь есть свойство Универсума"
----
Но какое? Атрибутивное или случайный артефакт?
От этого многое зависит.

Reply


Leave a comment

Up