О ВЫХОДЕ ИЗ ПАТОВОЙ СИТУАЦИИ С КОПИРАЙТОМ.

Feb 24, 2010 23:48

Как известно, недавно произошел инцидент с широко известным ресурсом Torrents.RU. Что тут скажешь... Ситуация получилась по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели нанести удар по нарушителям - получился удар по рядовым пользователям, по репутации целого ряда участников, в т.ч. и "пострадавшим", по репутации власти, по степени доверия к домену .RU. На фоне этого треккер продолжает работать - изначальные цели так и не были достигнуты. Но пусть об этом случае поговорят другие. Я же предлагаю поговорить о виновниках торжества - о копирайте, пиратах о сути вопроса и о том, где может быть все же выход из этой трудноразрешимой многолетней проблемы.


Убежден, что корень проблемы даже не в законодательстве, а намного глубже - в самой сути, идеологии рассматриваемых понятий. Да, конечно же, можно законодательно урегулировать текущую ситуацию - одних прикрутить, других защитить. Но проблема от этого не решится. Появятся методы обхода законодательства, черный рынок, новые технологические лазейки (в частности тот же торрент, после того как прикрыли пиринговые сети, а также сами эти р2р, когда наехали на свободный обмен...). Потому что это опять таки залечивание симптомов, а не борьба с причинами. Это спор брони и снаряда. Вместо того чтоб устранить саму причину "военного противостояния" и ликвидировать предпосылки для "милитаристических споров" на корню. И это самый сложный и ключевой момент!! Дело в том, что ни одна из сторон не нашла пока удовлетворительных путей для выхода из ситуации. Устраивающий всех компромисс пока еще никем не придуман.

Потребитель не желает мириться с ограничениями своих свобод и с зависимостью от потребителя. Производитель драматически оценивает перспективу потери сверхприбылей, а также опасается потерять контроль над ситуацией и испытывает жесткую конкуренцию со стороны пиратства - с чем мало что может/хочет поделать, в рамках методов бизнеса и законодательства. У каждой стороны есть свои веские аргументы.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАССУЖДЕНИЙ.

Для размышлений на выходом из этой патовой ситуации следует немного углубиться в философию и разобраться с понятиями - докопаться до фундаментальных принципов. Зададимся вопросом, что есть для потребителя музыка, фильмы, игры, софт?? Развлечение?? Не всегда - в ряде случаев это работа и средство заработка. Товар?? Тоже лишь в частных случаях - есть и бесплатные предложения, есть и способы самовыражения, реклама итп. Что же потребляет потребитель на самом деле?? Потребляет он средства, возможности, инструменты для реализации своих нужд. Для реализации этих нужд он обращается к услугам по их предоставлению. И естественно ищет наиболее выгодный путь получения этих услуг. Точно также, производитель услуг следит за спросом и предоставляет сервис по удовлетворению потребителя услуг. Из производителей услуг наиболее эффективно сейчас это удается распространителям как раз нелегального контента.

Производителю услуг гораздо выгодней осуществлять индивидуальный подход к потребителю услуг: так можно наиболее качественно удовлетворить запросы потребителя, надежнее контролировать процесс предоставления услуг, получать за это бОльшую прибыль (т.к. индивидуальный подход всегда более ценен). Потребителю услуг также выгоден индивидуальный подход: т.о. он получает более качественное оказание услуг, более комфортный сервис, лучшее удовлетворение пожеланий. Причем в ряде случаев для потребителя это даже актуальнее вопроса стоимости услуг.

Между производителем услуг и потребителем услуг возможны промежуточные звенья - посредники. Они тоже обмениваются между собой услугами и тоже соотносятся между собой как производители услуг и потребители услуг. Режиссер фильма является производителем услуг по оказанию сервиса - производства медиаконтента. Но он же является и потребителем услуг тех же актеров и всего штата, задействованного при производстве фильма. А между актером и зрителем он оказывается посредником. И производитель, и потребитель, и каждое звено цепочки посредников - заинтересованны в наиболее коротком и эффективном пути предоставления сервиса. Никто не заинтересован кормить лишние рты.

Зритель, раздобывший тем или иным способом фильм - тоже является производителем услуг. Для себя, либо для для тех, кого он приглашает к себе в гости. И формирует индивидуальный подход для оказания сервиса из комплекса услуг: организует пивко для друзей, либо себя любимого в романтической обстановке - для девушки ;-)) И для каждого случая подбирает наиболее подходящий контент для просмотра. Ну и конечно же, организует его наиболее целесообразным и выгодным путем.

Вспомним старые-добрые 80-е. Видеомагнитофоны тогда были, но это была экзотика - средство индивидуального просмотра имелись, но стоило это баснословно дорого. Поэтому люди пользовались публичными кинотеатрами и получали сервис дешевым и доступным образом, не смущаясь деревяным гремящим стульям и окружением из незнакомой публики. С развитием технологий средства индивидуального предоставления сервиса стали гораздо более доступными и качественными. Кинотеатры тоже боролись за место под солнцем и дошли сейчас до 3D. Хотя и не избавились от досадных недостатков: невозможности индивидуального контроля воспроизведения и публичности мероприятия.

И еще несколько слов о наблюдаемых тенденциях в развитии цивилизации. А тенденция заключается в том, что по мере становления общества усиливается роль учета и порядка. В очень давние времена учет численности и местожительства населения по сути отсутствовал. Позже, во времена Др. Греции и Рима ему начали уделять внимание. Появились документы, удостоверяющие личность, гражданство, закрепляющие имущественные права итп. С изобретением фотографии она применилась и в удостоверяющих документах. С развитием электроники документооборот начал осваивать новые горизонты техники. Сейчас, с развитием компьютерных и сетевых технологий актуальным стал вопрос приватности - в виртуальные просторы переместились финансовые операции, что повысило востребованность в достоверной идентификации личности, надежности и безопасности такого рода деятельности. Не стоит забывать и о индивидуализации интернет-сервисов: WEB2.0 и Google в частности уже преуспели в этом. Растут возможности, мощности, скорости, падает себестоимость - все это способствует привлечению все новых аспектов жизни человека к сфере ИТ. В перспективе можно ожидать перемещение в виртуал и прочих аспектов, требующих большей надежности в достоверности личности - в частности речь идет о взаимодействии с властями, о выборах итп. Тенденции также таковы, что рост роли учета и порядка сопряжен с повышением роли индивидуализации. И технические новшества активно внедряются в помощь этим тенденциям.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вот так мы постепенно обрисовали ситуацию, не привлекая понятий о копирайте. В результате вырисовались другие термины:собственно услуга, производитель услуг, потребитель услуг, цепочка посредников, индивидуальный подход, понятие сервиса. Это исчерпывающий перечень понятий, необходимый для описания происходящего и анализа проблемы. Если хорошенько пройтись Бритвой Оккама по рассматриваемой проблеме, то сутью ее окажется банальная конкуренция и неэффективная работа некоторых производителей/посредников!! И ничего больше. Кто-то неэффективно организовал предоставление услуг, кто-то выезжает на ошибках конкурента и предоставляет потребителю более комфортный сервис.

Что из этого всего следует?? Несколько выводов. Во-первых, вопрос индивидуальности личности в виртуальном пространстве будет ужесточаться и дойдет в конечном итоге до уровня удостоверяющего личность документа. Все социально важные и насущные потребности будут решаться посредством сервисов, предоставляемых по сети. Выход человека в сеть будет персонифицированным, аккаунт доступа завязан на банковских реквизитах, административном уровне итп. Анонимность станет относительной и совершенно не в нынешнем ее виде. Вопрос доступа к сети и комфорта тоже не представляет проблем. Развитие беспроводных технологий и толщины каналов сделает это обыденным и необходимым - как сейчас холодильник и телефон в квартире. А развитие техники - еще более освободит руки и перестанет ограничивать в движениях и местоположении.

Как следствие, все больший акцент будет делаться на тонких клиентах, что в свою очередь приведет к вытеснению из арсенала пользователя таких понятий, как локальные копии ОС и др. программ, жестких дисков и памяти большой емкости, мощных процессоров. На руках у потребителя будет интерактивный терминал - средство потребления предоставляемых сервисов, постоянно подключенное к сети, относительно простое и экономичное. В этих условиях предоставление медиаконтента станет одним из сервисов предоставление услуг по требованию - как сейчас вызов такси, к примеру. Обзаводиться локальной копией, содержать мощную технику для этого станет менее целесообразно и выгодно, нежели в любой момент за копейки получить необходимый сервис по сети. Все нынешние проблемы с копирайтом отпадут сами собой. За счет опять таки - невыгодности и неэффективности всех тех методов, которые являются головной болью нынешних копирайтеров.

Т.е. контент в открытом виде присутствовать конечно же будет -для тех кому очень надо!! Но в целом, для того чтобы им можно было воспользоваться, необходима будет специальная, громоздкая, мощная и дорогая техника, которая к тому времени будет уделом провайдеров и пр. производителей услуг. Гораздо проще и дешевле человеку будет сделать это у поставщика услуги. А таковым вполне может являться и непосредственно студия, занимающаяся производством фильмов - без лишних посредников и "накладных расходов" на них.

Но все это дело будущего - отдаленного и не очень. Решение проблем современного копирайта видится именно в технологическом ключе - когда уровень техники и технологий окончательно переведет на новый уровень подход к распространению медиаконтента.
Previous post Next post
Up