Исчезнувший мир деревянных синагог.

Sep 21, 2014 17:12



В Тель-Авивском художественном музее проходит сейчас совершенно удивительная выставка, на которой представлены: фотографии и акварельные планы деревянных синагог Галиции, сделанные в 1910-1913 гг., и выставлявшиеся последний раз в 1941г.



Этому музею в 1937 году было передано собрание фотографий деревянных синагог Восточной Европы, в основном 17-18 века. Кроме того, на фотографиях и есть внутреннее убранство синагог. Также акварельные планы и чертежи синагог. Все было сфотографировано и собрано молодым венским архитектором Алоизом Брёйером (1888-1948), в 1910-1913гг. во время его этнографическо-археологических экспедиций с еврейским австрийским художником Иссидором Кауфманом, в основном в Галиции.

Синагоги постороены в 17-18вв.. Пусть никого не удивляет, что они не выглядят снаружи шикарно и не бросаются в глаза своим блеском и роскошью. Построены они, как было принято в те времена, в том же стиле, что окружающие дома. И денег особо не было и вести евреям надо было себя скромно, не выпячиваться, ведь чуть что - погром.

"Мы были шайкой учеников из хедера, уже не изучавших Талмуд, но вскормленных на его анализе. Мы едва научившись держать в руках карандаши и кисти, тут же принялись анатомировать не только окружающий мир, но и самих себя. Кто же мы такие? Какое место мы занимаем среди других народов? И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа, но всего лишь его завершение, а не начало, как мы тогда думали (...)"
Эль Лисицкий, «О Могилёвской синагоге», журнал «Милгройм» (идиш, Гранат) 1923г., Берлин.















Глядя на церкви по соседству, евреи тоже хотели иметь купола в своих синагогах. На планах синагог мы можем это увидеть.









Вот фотография такого купола изнутри.

Если черно-белые фотографии дают еще хоть какое-то представление, о том, как выглядели синагоги снаружи, то как они выглядели внутри, представить сложнее. И фотографий меньше и цветные расписные стены черно-белые фотографии плохо передают.
Поэтому, опять предоставим слово Эль Лисицкому, который в 1916г. участвовал в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы и видел аналогичные синагоги. Об этом он написал в выше упомянутой статье:

"В один летний день отправился я в путь, "пошел в народ". (...)
...Возможно так выглядит ребенок, пробудившийся от сна в своей колыбели, завернутый в шарф, на котором сидят бабочки и солнечные мухи и теплые лучи льют на него свой блеск. Стены построенные из дерева, досок. Дуб, издающий звук при стуке по нему. (...) Все внутри синагоги расписное, начиная со спинок скамеек, стоящих вдоль стен до самого купола. (...) И не физиономия ли раввина голова льва в изображении знаков зодиака в могилевской синагоге?
На стенах - скрижали и надписи, священные сосуда Храма Соломона, украшения и разнообразные животные. Разнообразие форм у этого художника - неиссякающий источник. (...) Цвет рисунков - цвет оникса, с румяным и белым блеском. Но он совсем не попадается на глаза. Он живет и трепещет в пространстве благодаря его особому свету. (...) Мазок при всей своей прозрачности очень густой, краски многочисленны: охра, свинцовая белая, киноварь, медно-зеленый, минимум холодных оттенков, зеленый травянистый и голубой. (...)"











Обратите внимание на знаки зодиака. Знаки Зодиака пришли в Эрец-Исраэль из Персии, мы их видим в древних синагогах в Ципори и в Бейт-Альфа, а затем они перебрались вместе с евреями в Восточную Европу. Так что это уже вполне себе еврейская традиция, кто бы что не говорил:)





Бима (возвышение с которого читают Тору) - один из важнейших элементов синагоги. И в деревянных синагогах они были красивые, резные, расписные.















Скромный умывальник.

Синагоги, Образцово-показательное, ХVII век, ХVIII век

Previous post Next post
Up