Экономическая деятельность лагерей ГУЛАГ ОГПУ в 1932-1933гг и нормы питания.

May 14, 2012 09:07

Итак, как и ожидалось,моя предыдущая статья( Нормы питания 1932-1933-1934гг. для лагерей ГУЛАГ ОГПУ) о нормах питания заключенных вызывала достаточно бурную полемику.

Высказывались разнообразные претензии, но наиболее последовательно их попытался изложить юзер midgard_msk
в отдельной заметке на ру_хистори,- О лагерях ГУЛАГа, медицинских нормах и методах подсчета: небольшая полемическая заметка

Следуя своей давней традиции мирно и спокойно общаться со всеми, кто спокоен,сдержан, не пытается самоутверждаться в интернетах хамством, а делает попытки возражать по существу, я считаю нужным дополнить свой предыдущей пост о питание в лагерях ГУЛАГа ОГПУ 1930-1934гг.

Не хочу особенно себя нахваливать, но я всегда за беседу и за конструктивную полемику, даже если взгляды критикующего не совпадают с моими.

Самым любопытным отрывком в его критике мне представляется вот этот(на все остальное я, по возможности, ответил в комментах.)
Cиним выделена моя цитата. Красным критика.
энергетические затраты горнорабочих на поверхностных работах (высокая интенсивность труда) составляют в зависимости от возраста 3450 - 3700 калорий, на подземных работах (особо высокая интенсивность труда) - 3900 -4300 калорий.
А вот тут мы имеем счастье наблюдать аж два передерга.
Передерг номер раз. Горные работы, как подземные, так и наземные- это вообще самый затратный вид работ даже среди тяжелых. А разве во всех лагерях ГУЛАГ ОГПУ в 1930-34 были исключительно горные подземные или хотя бы наземные работы? Например, в Сазлаге, основной целью которого были производство ширпотреба и сельскохозяйственные работы?..
Если взять, например, ГУЛАГовскую классику - немеханизированные земляные и погрузочно-разгрузочные работы, то затраты на них составляют от 250 ккал/ч, за 10-часовой рабочий день тратиться 2500 ккал."конец цитаты.

1.Это конечно же, не так. 250ккал/ч.,- это далеко не та интенсивность труда, с которой работали лагерники в описывамемый период. Попробую это доказать.

В ГУЛАГе в 1932-1933гг. уже вовсю добывали уголь сотнями тысяч тонн, бурили шахты, прокладывали железные дороги, корчевали деревья, миллионами кубометров рубили лес. А это далеко не 250 ккал в час.

Данный пост как раз будет служить дополнением к предыдущей статье о нормах питания, дабы читатель понял чем же занимались лагереники в ГУЛАГе и сам сможет сделать выводы о том, насколько энергозатратным был их труд.

А то, действительно, остается поле для спекуляций,- а вдруг "ранний" ГУЛАГ  по характеру и роду работ,- это  такой архаичный кустарный промысел, где заключенные пололи грядки, разгружали ящики и производили ширпотреб. Этакое кустарное производство на манер царских тюремных работ по пошиву обуви, где тратилось по 2500 ккал в день, поэтому пайки в 2200-2800 ккал были вполне себе достаточными.

Напомню мой основной тезис, который многие пытаются оспаривать,- все нормы ГУЛАГа начала 1930-х годов не покрывали энергозатрат лагерников, а норма 1933г. вообще была катастрофически низкой, учитывая характер подневольного труда в ГУЛАГе, где калорий требовалось еще больше из-за работы в неблагоприятном климате и без должной механизации.

И это без учета таких важных для корректного расчета энергозатрат переменных как климат и продолжительность рабочего дня.

Адекватную корреляцию между нормами ГУЛАГа для этих лет и реальными энергозатратами можно проследить только внимательно проанализировав характер работ, выполняемых лагерями ОГПУ в этот период.

Вот и давайте посмотрим на документах,- чем же занимались лагерники, сколько времени они работали и сколько калорий тратили. И, соответственно, ключевой момент,- насколько гулаговские пайки соответствовали энергозатратам заключенных в этот период.

Обратимся к официальной отчетности ОГПУ. Наиболее полно отражает производственные показатели системы ГУЛАГа для этого периода докладная записка заместителя председателя ОГПУ Г.Ягоды И.В.Сталину об итогах хозяйственной деятельности лагерей за 1932г. и за первый квартал 1933г.
























<опущены отчеты о сельхоз работах, производстве ширпотреба(игрушек, мебели и пр.) >

Источник:ЦА ФСБ РФ.Ф.2.Оп.11.Д.537.Л.278-291.Копия.

Выводы и итоги.
Во-первых, поражает уникальность ГУЛАГа в плане хозяйственного размаха и степени вовлеченности заключенных в экономику даже в эти его "ранние годы". Нигде в мире в таком количестве в XX веке заключенные не использовались в таком масштабе(кроме, может быть, Китая при Мао, да и то не факт).

Т.е представить себе для 1930-х годов, допустим, чтобы 10% угля в масштабах многомиллионной страны с мощной индустрией добывали бы заключенные,- оксюморон.

Однозначный прецедент. Опыт каторжных работ Российской Империи или Европы и США(даже с дамбой Гувера и южными штатами США конца XIX века с их ж.д строительством) даже близко рядом не стоял с тем всеобъемлющим охватом и масштабностью производственных проектов, которые демонстрирует ГУЛАГ в начале 1930-х годов.

Т.е всегда для наиболее адекватной оценки того или иного явления нужно брать в расчет его масштабность,- часто любят говорить, что вот де советское правительство ничем особенным и не выделялось в использовании труда заключенных в экономике. Вон и царь так делал, и американцы. Еще некоторые наиболее альтернативно мыслящие историки утверждают, что гипотетическое царское правительство, сохранись РИ в 1920-е годы и далее точно также бы по какой-то загадочной причине должно было загнать миллионы людей в трудпоселки и лагеря.

Но как я часто замечал в своих статьях, нужно всегда уходить от таких макроисторических обобщений, а пытаться глядеть на конкретику и статистические детали,- именно они,зачастую, содержат ключевую информацию для понимания системных отличительных черт того или иного явления.
Одно дело арестантские работы в вакууме(в той же Норвегии), другое дело сотни тысяч заключенных, вовлеченных в разнообразнейшие экономические отрасли.

В историческом национальном контексте советская тюремная система в аспекте вовлеченности заключенных в экономику уже в начале 1930-х выглядела аномально по контрасту с дореволюционным периодом.

Например, c весны 1911 г. общее число арестантов на постройке амурской железной дороги, включая хозяйственных, запасных и больных, достигало рекордных 5000 чел. Это была самая большая(!) каторга с применением труда заключенных в Империи за 50 лет..(ГААО. Ф. 15-и, оп. 1, д. 230, л. 49).

О том, как фактически задействовали заключенных той же известной Нерчинской каторги до революции можно судить по отчетным документам ее Управления по состоянию на июнь 1910 г.- периода максимального увеличения каторжных за всю историю ее существование. Всего отбывало наказание 3791 чел., в том числе 405 политических (10,5 %), 3543 мужчины и 248 женщин (6,5 % к общему числу). Из этого количества различными видами трудовой деятельности было охвачено 134 политических (33,08 % от их численности) и 2831 уголовников (83,36 %), всего 2965 чел. или 78,2 % от всего контингента. Из 826 не занятых работами 216 являлись больными, 293 относились к категории слабосильных и совершенно не способных к труду (инвалиды, престарелые и т.д.), 365 чел. не использовались на внешних работах из-за отсутствия профессиональных навыков и 121 из-за отсутствия работы для них. Казалось бы уровень вовлечения заключенных в различные формы физического труда был достаточно высок - 3305 чел. из 3791 или 87 %, но на золотых промыслах трудилось всего 797 каторжан (21 % к общему количеству, 27 % к числу занятых). Основная масса заключенных была занята на бесплатных работах по обеспечению функционирования комплекса: хлебопеки, кашевары, слесари, бондари, столяры, трубочисты, строители, огородники, конюхи и т.д.(ГАИО, ф. 25, оп. 6, д. 3702, лл. 41-44.)
Вспомним, что паек на нерчинской каторге был значительно выше гулаговского,- от 3500 до 4500 ккал для работающих супротив 2200-2800 ккал в ГУЛАГе в 1930-1934гг.

Для сравнения: На 1 января 1935 года в Дмитровлаг (строительство канала Москва-Волга) - 192.649 человек- это больше, чем  единовременно сидящих заключенных во всей Империи(!) за любой год с 1880 по 1912г.; Бамлаг (строительство вторых путей Забайкальской и Уссурийской железных дорог и Байкало-Амурской магистрали) - 153.547 человек и т.д.

Экономическая целесообразность применения принудительного труда до революции сокращалась по мере расширения рынка рабочей силы. Принудительный труд, несмотря на кажущуюся дешевизну, был дорог, поскольку малоэффективен (ниже вольнонаемного по производительности в 2-3 раза). Поэтому в экономике региона во второй половине XIX в. происходит переход преимущественно к капиталистическим методам развития, сведя к минимуму использование принудительного труда. По подсчетам В. П. Зиновьева в 1898 г. каторжане составляли 1,4 % от общего числа горнорабочих Сибири, в 1908 - 1,8 %, в 1913 - 2,3 %, в 1916 г. - 1,8 %.(Зиновьев В. П. Очерки социальной истории индустриальной Сибири. XIX - начало ХХ в.Томск, 2009, с. 34.)
Как можно заметить, никакого притока каторжных даже в годы ПМВ не было.

В объяснительной записке о преобразовании каторги чиновники констатировали: «Возникнув под влиянием высших интересов государства и согласуясь в начале с его потребностями, ссылка в каторжные работы по нашему Уставу о Ссыльных давно уже отстала от исторического развития нашего отечества, а в особенности от культурного роста Сибири, где она, по мысли Устава, сосредоточена. Потеряв, таким образом, связь с окружающей жизнью, одряхлевшая система наказания стала с общегосударственной точки зрения в некоторых своих проявлениях бесполезной, а в некоторых вредной»(РГИА, ф. 1276,оп. 4, д. 106, л. 154об.- 155.)

Т.е царская каторга была принципиально иным явлением чем ГУЛАГ(прежде всего в аспекте масштабности ) и тенденция ее развития даже в 1916г. указывала на постепенное отмирание применения принудительного труда в системе исполнения наказания Империи.

В СССР 1930-х видна совершенна иная четкая тенденция,- "экономических" заключенных стало в разы больше, они проникли в такие отрасли, где до революции их и близко не использовали(добыча нефти, гидротехнические строительство и т.д.) характер труда стал куда более энергозатраным, кормить их стали хуже.

Что представляется интересным,- при царе каторжане едва ли составляли 20% от общего числа заключенных, редко превышая 20 тысяч единовременно сидящих, а так их было в период 1880-1905гг. и того меньше.

Политических было среди каторжан в 1880-1900г.- меньше 1%, и около 10-20% в 1900-1917гг.,- несколько тысяч человек в общем массиве.

Соответственно, в ГУЛАГе вероятность валить лес "за политику" резко возрастает,- например, в 1934 г. политических было в общем массиве заключенных 26,5% процентов,- сотни тысяч человек.

Как мы можем видеть, из общего массива всех заключенных в 1930-1934гг. большая их часть концентрировалась в так называемых лагерях-гигантах, где как раз приобладали тяжелые мускульные немеханизированные работы, требующие в условиях холодного климата большое количество энергии.

Давайте посмотрим на характер работ, выполнявшиеся заключенными ГУЛАГа в период 1930-1934г, когда действовали данные нормы питания,-
1.Рубка ряжей.
2.Бетонная кладка и железобетонные работы
3.Выемка в скальных грунтах(миллионы(!) кубометров за год)
4.Земляные работы
5.Работы в угольных шахтах(добыча угля заключенными исчисляется сотнями тысяч тонн- 10% от добытого в стране угля за 1932г.)
6.Установка железобетонных конструкций
7.Насыпи
8.Добыча цинково-свинцовой руды в условиях крайнего севера(за полярным кругом).
9.Строительство железных дорог в тяжелых климатических условиях.
10.Бурение нефтяных скважин:добыча нефти.
11.Строительство промысловых ж.д., бараков для жилья, элекстростанций, заводов и пр.
12.Корчевка, рубка, обработка, сплав деревьев(исчисляется в миллионах кубомертов)(цитата из документа,- объем выполненных лагерных операций в лесной промышленности может быть приравнен к крупнейшим объединениям Наркомлеса)
13.Гравировка дорог.
14.Добыча торфа
15.Добыча золота.

и т.д.

И все это в условиях крайне низкой механизации труда.
Все руками, мускульной силой. Зачастую, в условиях крайне неблагоприятного климата.

Сотни тысяч тонн добытого угля, миллионы кубометров леса, бетонная кладка,- и это уже в 1932г., когда ГУЛАГ еще далеко не вошел в стадию своего расцвета и размаха. На кустарный и малоэнергозатратный промысел не тянет ну никак.

К этому добавляются сельхоз работы и производство ширпотреба. Бонусом.

Еще раз вспомни калорийность продвольственного пайка для заключенных ГУЛАГ ОГПУ в период 1930-1934гг.

Калорийность:норма 1932г-2800-2900 ккал/д, 1933г-2196 ккал/д, 1934г(проект),-2300-2400 ккал/д.

И мой комментарий из прошлой статьи,- Вообще все нормы лагерей ОГПУ для этого периода не соответствуют медицинским критериям и энергозатратам. Подчеркиваю, бумажные, официальные нормы. Приличней всех выглядит норма 1932г. но не дотягивает до минимума 500-600 ккал. Т.е даже "хорошая" гулаговская пайка этих лет была недостаточна для восстановления сил заключенных.

Теперь попытаемся проанализировать энергозатраты заключенных ГУЛАГа, исходя из типов работ, на которых они были заняты.

Работа бетонщиком -609 к/кал в час.
Работа грузщиком,- 662 к/кал в час.
Работа каменщиком - 710 к/кал в час
Работа шахтером- 445 к/кал в час
Работа лесорубом- 710 к/кал в час.
(Данные Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.)

Рабочий день заключенного,- 10 часов в промышленных отраслях, 12 часов на сельскозхозяйственных работах. Официально. Хотя известны случаи нарушения режима, когда заключенных задерживали на работе и по 14 часов.
Сделаем нехитрое умножение и получим вполне очевидный вывод,- паек заключенного в 1933г. был совершенно недостаточным для восполнения сил заключенных. Т.е заключенный попадал в тюремную систему ослабленным, но восстановить силы, сидя вот на таком пайке, к тому же еще урезаемом в соответствии с нормой выработки, он не мог даже гипотетически.

Теперь попытаемся представить себе некий типичный среднестатистический путь з/к в 1932-1933гг.
После осуждения заключенный попадает в домзак, где с кормежкой, судя по авторитетному мнению Ягоды, совсем плохо.(ИТУ Наркомюста были очень неважно снабжаемы в этот период, даже хуже, чем лагеря).

Там он основательно слабнет, если еще не ослабел на воле. Его в таком виде отправляют в Темлаг. Рубить дрова. Или в ББК,- на бетонные или земляные работы.
А еще лучше на Ухту. Добывать уголь.

Его организм уже на ладан дышит. По идее, ему нужно в госпиталь. Но он кладет бетон, добывает уголь в шахтах, корчует деревья и рубит их,- в зависимости от лагерного профиля. И еще с таким чудным изобретением, как "шкала".

Заключенный норму  выработки не выполняет, ибо он уже из домзака прибыл в состоянии "краше в домовину кладут". Ему урезают пайку и переводят на второй котел, где его поджидает пайка товарища Бермана в 2200  калорий, допустим.

Заключенный после такого "пиршества" норму выполнить  не сможет, тем более сидя на втором котле. Постепенно его и так истощенный организм тратя, допустим, по 700 ккал за 10 часовой рабочий день на лесозаготовках при офицальном пайке в 2000 ккал "доходит".

А если ко всему вышеописанному добавляется фактор хищений? Или замены одних продуктов другими? Недодача?(как например, это было в Сазлаге 1932-1933гг.) И холодный климат(Вайгач был за полярным кругом, Ухта и Вишера в не очень благоприятной климатической зоне, Бамлаг и Сиблаг тоже).

А в условиях холодного климата калорий требуется еще больше.

Поэтому жуткая статистика смертности в лагерях в 1933г. представляется вполне закономерной,- напомню,- именно тогда в истории пенитенциарной системы нашей страны за репрезентативный отрезок в век и более случился негативный катастрофический прецедент,- за решеткой умер каждый шестой заключенный,- 72 тысячи трупов за год.

Если последовательно распутывать клубок всех возможных причин повышения смертности за решеткой,- от халатности и хищений администрации, недодачи теплой одежды, эпидемий до побоев урок, в основе всего в трудовом лагере все равно в конечном счете лежит именно питание. Остальные факторы,- антисанитария, болезни, хищения лекарств и продуктов, издевательства со стороны охраны и блатных, бесспорно, тоже играли роль, но центральный фактор смертности в лагере,- заболеваемость напрямую коррелирует с вопросом продовольственного снабжения. А в лагерях, в основном, лютовали именно авитаминозы,- пеллагра и цинга.

Именно странный, во многом новаторский в плохом смысле принцип Френкеля сыграл крайне зловещую роль в антирекордах по смертности заключенных, зафиксированный в советской тюремной системе в этот период. Без анализа и тщательного исследования этого принципа в связки со смертностью заключенных динамику и масштабы смертности заключенных в СССР 1930-1953гг. понять нельзя.

"Рабочий день длился 10 часов, нормы выработки были установлены всесоюзные, но увеличен­ные на 25 % в соответствии с увеличенным рабочим днем. Копеечная пла­та зависела от выработки, но никого не интересовала; важнейшим был что от выработки зависело количество еды, которое причиталось получить завтра. За полную выработку выдавали 800 г хлеба, миску жидкой каши утром, баланду и кашу вечером, миску баланды днем. При невыполнении нормы количество еды существенно уменьшалось, доходя при 50 % выпол­нения нормы до 400 г хлеба и как-то урезанной нормы прочей еды, которая по своей питательности не многого стоила по сравнению с хлебом, бывшим главным, что могло поддержать силы. Все были ослаблены предыдущими испытаниями, не ели досыта уже давно, большинство (и я среди этого боль­шинства) не были натренированы в физической работе. Поэтому выполня­ющих нормы были только единицы - те, кто был поздоровее и посильнее от природы. Для прочих началось низвержение в голодный Гольфстрим, стремительное для слабосильных, вроде меня, и более плавное для тех, кто покрепче. Сегодня не выкопал 1,5-2 куба грунта, не вывез на тачке по хлипким доскам на нужное место метров за 100 эти примерно 3 тонны - завтра получишь только столько еды, что едва сможешь сделать половину нормы, и количество еды еще уменьшится. Виток сделан, ты приблизился ко дну и, сколько витков тебе еще осталось, не знаешь. У героев Эдгара По под руками оказалось что-то, за что можно было уцепиться, у нас ничего не было: все вокруг были так же голодны и слабы. Дни проходили в тяжелей­шей работе, от которой непрерывно болели все мускулы, ночи - в забытьи без сновидений, а чувство голода грозило стать единственным чувством - чувством, подавившим все остальные возможности эмоций."(Соллертинский В.Е.. «Куда Бог смотрит» - в 2-х частях. М/п копия 1984 г., Сосногорск, 243 стр.)

Previous post Next post
Up