Дмитрий Быков // "Профиль", №28, 25 июля 2011 года

Jul 25, 2011 22:14





ПРЕМЬЕР ПРОХОРОВ

4 марта в первом туре побеждает Владимир Путин, премьером он делает Прохорова.

Один осведомленный источник развернул передо мной впечатляющую картину грядущих выборов. В декабре "Правое дело" набирает столько же, сколько Народный фронт. 4 марта в первом туре побеждает Владимир Путин. Премьером он делает Прохорова, а месяц спустя отдает Прохорову всю полноту власти - как некогда Ельцин. На вопрос, что заставит его вот так вот вдруг взять да и отдать, - чай, не в ельцинском состоянии, - инсайдер пояснил: ему все это смертельно надоело. Он хочет тратить свои деньги (называлась ошеломительная сумма) и предаваться утехам (называлась ошеломительная девушка). А Прохоров стремительно ведет страну к свободе и процветанию.

Другой приятель - куда менее осведомленный, но более, как бы сказать, аналитичный - подтвердил версию, но ровно до момента отдачи власти. То есть "Правое дело", да, в декабре набирает много, и Прохоров, да, становится премьером при Путине-президенте. Но этот президент ни с кем не собирается делиться властью - он нанимает Прохорова исключительно для того, чтобы тот принял непопулярные рыночные меры, то есть резко сократил социальные расходы, заставил страну больше работать и меньше получать. Это нетрудно: профсоюзы, по сути, отсутствуют, рабочих мест нет, шантажировать увольнением можно кого угодно. "А то мы что-то заелись". После принятия непопулярных мер Прохорова отправляют в отставку, что резко повышает рейтинг Путина, - и страна остается в состоянии, наиболее адекватно отраженном в циничной медицинской шутке: "Тщательно зафиксированный больной в анестезии не нуждается". Капитализм ведь не отождествляется со свободами, это только при социализме можно было мечтать о таком тождестве. В действительности капитализм - это, как учил Ленин, "научная система выжимания пота", и ничего более. Если вдуматься - а вдуматься придется, потому что Прохоров призван в политику не просто так, и изучать его идеологию надо уже сегодня, - лично ему никакая свобода слова не нужна, поскольку свобода эта в его системе ценностей должна остаться уделом все тех же "верхних десяти тысяч". Идеологическую диктатуру будет осуществлять Кремль и лично нацлидер, экономическую - продвинутый олигарх, прославившийся предложением увеличить рабочую неделю и взвинтить производительность труда. Разворованная петербургским землячеством экономика нуждается во встряске.

Очевидно, что никакие инновации ее не поднимут, - стало быть, нужно перекрыть все социальные траты и заставить тех, кто еще работает, выкладываться по полной. Обе предлагаемые схемы включают премьерство Прохорова. Обе мне совершенно внове - я не инсайдер и не экономист, - но заставляют задуматься: в них помимо рациональной убедительности есть гул подземной правды, подспудная близость к нашим общим подсознательным ощущениям. Все мы чувствуем, что Россия находится на пороге новых экономических реформ, которые, уж конечно, ударят не по олигархату и не по госчиновничеству. Средний класс в самом деле чувствовал себя в нулевые необоснованно хорошо. Он как-то несколько забылся под сенью пакта "свобода в обмен на стабильность". Теперь ему будет предложен новый пакт - "остатки свободы в обмен на иллюзию работы". Видеть в Михаиле Прохорове, равно как и в любом другом отечественном олигархе, защитника свобод - весьма наивно: свобода при олигархической власти достается ровно тем пяти, максимум десяти процентам населения, для которых она является реальной ценностью. Остальные не то чтобы любят тиранию, а просто им уже не до свободы. Им выжить бы.

Нас ожидает в эпоху премьерства Прохорова не то чтобы экономический ренессанс, но период еще большей эффективности - разумеется, в понимании современного менеджмента. Эффективность империи, понятно, совсем не то, что расцвет корпорации, - но поскольку у нас давно корпорация, главным условием ее успешности является резкое сокращение численности персонала при повышении его самоотдачи. Грубо говоря, меньше народу, больше доходу. Виноват ли в этом Прохоров? Нет, это нормальный эффект попадания в премьеры человека из бизнес-элиты: другого опыта у него нет. Иррациональные ценности вроде величия, всеобщей занятости, морального климата и т.д. значат для него не больше, чем любые попытки критики вроде вот этой колонки. Оно, конечно, и на том спасибо.

.

тексты Быкова, ПРОФИЛЬ

Previous post Next post
Up