Удивительный лесной массив Лосиный Остров расположен на северо-востоке Москвы, который является единственным районом с практически нетронутой природой. При этом немногие знают, что почти в самом его сердце проложена живописная железнодорожная линия, которая когда-то обслуживала небезызвестный военный объект, а в настоящее время заброшена и ждет своего часа...
Протяженность линии из конца в конец чуть меньше 4 километров, при этом значительная ее часть (1,5 км) находится на охраняемой территории. Из-за своего предназначения (обслуживание 59-го Арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления и воинской части) об истории дороги почти ничего не известно. Вероятно, железнодорожный путь был построен в начале XX века (на что указывает характерный архитектурный стиль заброшенной постройки около линии и двух водопропускных труб) после 1908 года, когда было открыто движение по Окружной железной дороге. Военный объект, имеющий значительную историю, действовал до 2010 года, после чего был расформирован. Некоторое время услугами железной дороги пользовались склады, образовавшиеся на его месте. Примерно в середине 2012 года по дороге прекратилось регулярное движение. В настоящее время накат на рельсах отсутствует, полотно сильно заросло травой, а деревянные шпалы начали гнить. При нынешнем положении дел дорога не имеет никаких перспектив работы и, скорее всего, будет уничтожена в близком будущем.
Поход по линии состоялся 12 июня 2014 года.
Железнодорожный путь начинается на станции со странным названием Белокаменная, которая находится на Малом кольце Московской железной дороги. Кольцо активно реконструируется под запуск городской электрички, в связи с чем работа станции практически прекращена.
Еще несколько лет назад здесь периодически ходили экскурсионные ретро-поезда и делали остановку на станции. Сейчас она выглядит практически безжизненной. Из-за работ по перекладке путей даже грузовые поезда через нее не почти проходят.
А вот и начало нашего пути. Граница участка РЖД и подъездного пути четко видна, на последнем шпалы деревянные.
Ветка углубляется вглубь леса, делая поворот на 120 градусов, после чего следует абсолютно прямой участок.
Входной светофор на станцию. Прощаемся с "цивилизацией". Впереди глухомань, где местами казалось, что я в числе первых сотен людей, кто побывал здесь за всю историю этих мест :)
Периодически идущий дождь усиливает атмосферу печали и отрешенности.
Какая-то слишком четкая граница заросшего пути:
Кривая закончилась. Вид в обратную сторону. Здесь мне стал довольно отчетливо слышаться шум приближающегося со стороны арсенала (!) грузового состава под тепловозом (точнее, ЧМЭ3). Этот странный феномен исчезал по мере продвижения вглубь леса.
Точно в том месте, где кривая переходит в прямой участок, железнодорожное полотно пересекает Абрамцевскую просеку.
Начинается "лесной тоннель". Деревянные шпалы незаметно сменились бетонными.
А вот и развалины заброшенной постройки неизвестного предназначения. Скорее всего, она была сооружена еще до революции, на что указывает характерная форма окон. При этом она никак не используется еще с начала 1980-х годов, внутри нее уже успело вырасти довольно крепкое дерево.
Пейзажи довольно однообразны, но городской житель вроде меня не перестает восхищаться.
А вскоре справа от линии возникает настоящее болото. Раньше это был пруд, спущенный где-то в конце 1970-х.
Вдоль полотна часто попадаются сваленные шпалы. Они
были замечены еще в 2007 году.
В течение некоторого времени параллельно рельсам тянется живописная тропа, напоминающая пейзажи Левитана. Полотно железной дороги находится здесь в небольшой выемке.
А вот и необычайно живописная водопропускная труба для небольшого ручья.
Рядом - гигантский муравейник :)
Тем временем мы приближаемся к просеке ЛЭП. Где-то здесь отходило второстепенное ответвление к промышленным предприятиям на Ярославском шоссе, между Северянинским путепроводом и ул. Красная Сосна.
Насыпь бывшей линии совершенно незаметна.
Сразу за просекой обнаруживаю участки рельсо-шпальной решетки, уложенные на путь. Возможно, их привезли сюда при перекладке путей на Окружной, когда они стали не нужны. Один местный житель, знакомый мне по Интернет-переписке, сообщает, что точно такое же "нагромождение" в прошлом году было и с другой стороны от просеки.
Живописнейшая лесная поляна после дождя.
Рядом находится единственная стрелка на линии (простите за смазанность). Здесь линия разветвлялась на два пути, которые вели в разные части арсенала.
Заброшенное здание стрелочного поста:
Оно находится по соседству со вторым и последним пешеходным переходом через ж/д. Когда-то он был автомобильным переездом.
Здесь линия теряет последние признаки присутствия человека. Дальше предстоит двигаться по траве высотой почти до пояса, где не так просто найти рельсы. Линия, идущая влево от стрелки, оказалась перегорожена поваленным деревом, поэтому я иду по правой линии.
Становится виден конечный пункт нашего маршрута.
Неподалеку обнаруживаю еще одну водопропускную трубу. Эта уже успела зарасти мхом.
Вот и ворота военного склада.
Историческое название района, в котором мы оказались, необычно: Мыза Раёво. Оно известно с начала позапрошлого столетия, когда тут была небольшая усадьба с эстонским названием Райёво. В 70-х годах XIX века здесь обосновался артиллерийский склад. Шли годы, а военный городок так и находился в уютном месте на окраине леса вплоть до наших дней.
Вид внутрь забора. Теперь тут обыкновенные склады. О железной дороге, как видно, совсем забыли.
А мой поход по железной дороге заканчивается. Двигаюсь сквозь заросли обратно к разъезду, выбираюсь на Ярославское шоссе и сажусь на автобус.
Спасибо за внимание.