А это тоже Новый Год, только 2011-й. Как видно, и тогда погода не баловала нас солнцем. Однако, сей прискорбный факт не остудил наш пыл и в те три дня мы активно колесили по Костромской и Ивановской областям, как обычно, в поисках затерявшихся церквей и усадеб. В один из таких дней мы заехали в глубинку Сусанинского района Костромской области, где в давным-давно покинутых сёлах Исупово и Насакино сохранились два старинных храма. Выстроены они в духе традиционного зодчества и от этого весьма просты в архитектуре, но именно место, где они находились, придало им особый колорит.
И да! Знаменательным оказался то факт, что здесь - в селе Исупово - был убит народный герой Иван Сусанин.
Село Исупово. Наше время.
Известно, что в 1632 году половина этого села с несколькими прилегающими деревнями принадлежала М.Е. Пушкину. Другой половиной Исупова владел Б.Т. Овцын, потомок муромских князей. В 1615 году Овцын даже жил в своей усадьбе в Исупове и по приказу царя Михаила Фёдоровича должен был приехать в Москву, чтобы служить князю Д.М. Пожарскому. Но к установленному сроку Овцын не явился...
Но главное здесь это история, связанная с Сусаниным. Очень много посвящено статей на тему его подвига и различный версий происходившего в те годы. Я лишь остановлюсь на теме его гибели. По легенде он погиб вместе с поляками в Исуповских болотах, которые, кстати, и поныне находятся сразу за деревней.
Версия гибели Сусанина в селе Исупово - вероятно самая подлинная, т.к. имеет под собой документальную основу: в прошении к Императрице его правнуком - И.Л. Собинином было указано данное село. Так же этой версии придерживается один из наиболее серьёзных историков В.А. Самарянов (1822-1896), писавший: «Сусанин после пыток и страданий... наконец изрублен в мелкие куски в с. Исупове... и следовательно не в глухом лесу, но в месте более или менее населенном». Историк П.Троицкий (1886 -1929), разделяя это мнение, писал: «Итак, смерть Сусанина была не в глухом лесу... но... в селе Исупове, находящемся в 7 верстах на юг от Домнина...». Домнино и поныне находится рядом с Исуповым. Это село было старинной вотчиной костромских дворян Шестовых. Известно, что им владели отец и дед Марфы Ивановны Романовой (урождённая Ксения Ивановна Шестова). Здесь в XVII века находилась барская усадьба, при которой и жил староста вотчины - Сусанин.
А был ли будущий царь Михаил Фёдорович в то время в Домнино или нет, спасал ли 15-ти летнего Михаила или просто увёл поляков/казаков от опасности Иван Сусанин, как и многие другие в Смутные времена, подальше от своей деревни - это уже другая история. Важнее для нас оказалось то, что мы побывали в столь историческом месте. Конечно, сейчас здесь ничто об этом давно уж не возвещает.
Вот как жило Исупово ещё в начале XX столетия (архивное фото).
Нынче одна из самых ранних каменных церквей (1740 г.) Сусанинского района выглядит так:
В начале XIX века Исупово с деревнями Горяйново, Митюрево купил граф А.Н. Зубов, известный взяточник и лихоимец.
Летом сюда было б бесполезно приезжать. Храм настолько обступили заросли деревьев, что даже зимой он скрыт ветвями.
Из наружного осмотра нас заинтересовала столпообразная шатровая колокольня - "ярославская свеча" - обитая железными листами.
Шатровое венчание колокольни имеет пару рядов миниатюрных слуховых окошек.
С другой стороны шатёр аж мхом покрылся.
Узкие барабаны, также обшитые железом, венчают чешуйчатые главки с уцелевшими крестами.
Внутрь попадаем сквозь чрезмерно скромный вход.
В бесстолпных объёмах всегда чего-то не хватает. Правда, тут пустоту разнообразило наличие рамы иконостаса и "роспись".
Роспись ещё той сохранности, но лучше, чем ничего.
Единственная здесь цветная "картинка".
Осматривать тут больше нечего, поэтому мы проходим через "тамбур" в колокольню.
Находим по пути груду кирпичей и древнюю рогатулину.
Взбираемся по узкой винтовой лестнице на верхний ярус и делаем парочку кадров.
Общий план. Достаточно интересно смотрятся эти чешуйчатые луковичные главки.
Чуть было не забыл! Кто бы мог подумать, что в такой глуши и столь старом храме мы найдём очередной экземпляр для своей коллекции. Однако, удача улыбнулась нам даже здесь - был найден огнеупорный кирпич (использовался в кладке печи) "WALBOTTLE". Поскольку в то время с шамотными кирпичами в нашей стране был напряг их очень часто привозили из-за рубежа.
Данный кирпич производства завода "Walbottle Coal & Firebrick Co." в деревне Уолботтл графства Нортумберленд в Англии.
Под занавес истории об Исупово изложу ещё одну версию гибели Ивана Сусанина. В начале XVII века костромские земли неоднократно подвергались грабежам и разорениям казачьими отрядами. Документально известно, что зимой 1614 к Костроме шёл казачий отряд атамана Баловня - это до 7000 человек (банда, состоявшая из донских казаков, запорожцев, литовцев, татар, поляков, воров без роду и племени и т. д.). А отколовшийся от главных сил отряд под командованием Захария Заруцкого пошёл в "нашу" сторону: «Воры - казаки пришли в Костромской уезд в село Загзино да в село Молвитино (ныне Сусанино) и их многие места повоевали, а учали ставица в поместья дворян и детей боярских по сёлам и деревням крестьян мучат и животы емлют и жён и детей позорят...». Выходит этот отряд проходил в непосредственной близости от сёл Домнино и Исупово. И по версии костромского этнографа С.В. Максимова "где-то на дороге, по которой Сусанин шёл в гости к своей дочери, отданной замуж куда-то в иную сторону. Поляки встретили его, стали допрашивать и замучили..." (народная молва вполне могла переделать казаков в поляков, и наоборот).
Покидаем это так или иначе историческое место, постепенно превращающееся в урочище...
...и пребываем в уже точно урочище - село Насакино. Здесь деревня вымерла ещё раньше, а церковь заросла ещё сильнее. Вокруг храма, находящегося по всей видимости когда-то в центре села, раскиданы остатки покинутых домов. Совсем уж развалины.
Село Насакино так же называли Покровским по имени стоявшей здесь деревянной церкви, замененной на каменную в 1824 году. Село с деревнями Новоселки, Борково принадлежало Е.Ф. Козловской, внуки которой - братья Калошины-Менгден - были декабристами.
Тоже внешне очень скромный храм с минимум декора.
Вообще для костромской области характерны чешуйчатые главки.
Трёхъярусная колокольня cо шпилем выполнена в стиле классицизма.
В храм заходим через простенький вход с металлическим козырьком.
Внутри довольно-таки неплохо сохранилась храмовая живопись.
Самое захватывающее это уцелевшая сочными красками купольная роспись, с четырьмя сюжетами огромных размеров.
"Воздвижение креста Господня"
"Азъ есмъ светъ миру"
"Преображение Господне"
В оконных простенках изображены различные Святые и Благоверные. Сохранность, увы, с каждым годом ухудшается.
Выходим из храма и видим некоего туриста в розовой шапочке. Видимо, тоже "исследователь" старины.
На этом изучение этого кусочка костромской области мы заканчиваем и следуем в другие деревни.
Исторические факты про Ивана Сусанина взяты отсюда:
http://kostromka.ru/ и отсюда:
http://starina44.ru/o-susanine