Выдержки из Померанской Летописи Томаса Канцова, с упоминаниями Руси.

Oct 31, 2011 19:05

Предлагаю вашему вниманию выдержки из Померанской Летописи Фомы Канцова (он же Томас Канцов) - того самого, на которого, например, ссылается Любавский, когда описывает рыбаков-"ребокен" с Рюгена. (М.К. Любавский, История Западных Славян, М. 1918, стр. 83)

Текст содержит упоминания в его летописи русских. Как вы увидите, это некие русские, которые действуют в союзе с поморянами и пруссаками - против набирающей силу, и вторгающейся в Поморье, христианской Польши. Время действия - XII век. Эти русские - ещё ярые язычники. По существу, это достаточно подробное изложение тех самых войн между балтийскими русскими, и поляками, которые упоминаются во многих немецких источниках (например у Герборда в Житии Оттона Бамбергского) и на которые часто ссылается, например, А.Г.Кузьмин.

Опубликовано это было в России, в Журнале министерства Народного Просвещения, в V номере, за май 1836 года. Вот сканы страниц.

Расшифровки выложены на Восточной Литературе, но сканов там нет.

Я предлагаю также более точную расшифровку (на Восточной литературе напутали с некоторыми названиями и датами - я проверил по сканам).

ИЗВЕСТИЕ О Р О С С И И
ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА,

извлечённое Из Померанской Летописи Фомы
Канцова, изданной Бемером (Bohmer) в Штет-
тине, в 1835 году.

Умножение источников Русской Истории посредством точнейшаго изследования Арабских и Скандинавских летописей весьма много способствовало к озарению некоторых эпох ея новым светом, хотя известия о России , сообщаемыя иностранными летописями, не всегда бывают в состоянии выдержать строгое испытание критики.

Немецкия и франкския хроники и летописи еще по сие время не изследованы достаточным образом в отношении и к Русской Истории; а потому да позволено мне будет обратить внимание занимающихся Русскою Историю на одно место Померанской Хроники Фомы Канцова, указания коего, будучи сличены с нашими Летописцами, сообщающими весьма скудныя известия об этом периоде, могут быть довольно занимательны. Померанская Хроника упоминает в начале, что в 1118 году Бернард, родом Испанец, посвященный Папою в Епископы, прибыл в Германию, а оттуда отправился в Померанию для обращения в Христианство тамошних язычников: чего весьма желал Польский Герцог Болеслав, дабы чрез то овладеть сею страною; но Проповедник должен был возвратиться назад, не достигнув своей цели, и прибыль сперва к Болеславу, а потом к Бамбергскому Епископу, Св. Оттону.

Далее продолжает Летописец на своем нижне-германском языке следующим образом; мы переводим здесь его слова: «В это время Русские, Прусаки и Померане, жившие еще в язычестве, заключив союз против Польскаго Герцога Болеслава, вторгнулись в его землю, и овладев городами и монастырями, разорили их, убили и увели в плен народу без числа, и пробравшись до Кракова, взяли этот город. Здесь Померане, из особенной ненависти к Полякам, вырыли гробы Королей и Герцогов, и, разбросав на все стороны кости их, совершив всякаго рода насилия и неистовства, увели с собою людей и скот. Между тем Герцог Болеслав, подкрепленный друзьями своими, сразился прежде всего с Русскими и нанес им такое поражение, что они принуждены были просить мира и выдать за Болеслава дочь Короля своего, чрез что между ими водворилось на некоторое время согласие. Но дочь Короля их вскоре умерла, а вслед за тем прекратилась и дружба с Поляками, что весьма безпокоило Герцога Болеслава, потому что он не в состоянии был противостать им. Тут он, не приступая к делу, выдумал хитрость и велел своему военачальнику (Feldhauptmami) Павлицкому, выбрав сильных воинов, бежать к Русскому Королю, как будто бы он Павлицкий был изгнан Болеславом. Русский Король принял их радушно, и так как они во всем вели себя верно и Король не имел на них никакого подозрения, то однажды, отправляясь на охоту, он взял их с собою. Они только дожи¬дались удобнаго времени, и увидев, что оно пришло, схватили Короля, увели его с собою и привели к своему Государю Герцогу Болеславу. Таким образом сей последний одержал верх над Русскими без всякаго кровопролития и даже не извлекал меча. Когда Король пожелал свободы, то он должен был заплатить за выкуп свой столько золота и серебра, что от того вся земля его обеднела. И притом они (Русские) должны были дать клятву, что впередь никогда не будут более помогать Померанам. По этому случаю Русские отделились от Померан, помощию коих прежде они столь часто пользовались, и так как они оставлены были Померанами и находились в крайней бедности, то после сего не могли и не смели более возставать против Герцога Болеслава. Когда Померане отдалены были Болеславом от союза с Русскими, то он, Болеслав, вооружившись против Померан всею своею силою, соединился с Датским Королем Николаем».

Далее Летописец разсказывает, что Померане заключились в крепостях своих, а Николай, Король Датский, появившись на море с большим флотом, соединился с Болеславом, осадил и взял Узедом: после чего Болеслав, по другим причинам «отозван был назад». Николай же остался, завоевал Воллин (Wollyn) и принудив Померанскаго Короля Вартислава просить мира. Он получил его от Датчан; но в следующий год Болеслав возвратился с большею силою, завоевал Штеттин и принудил граждан и поселян, которых он не велел уводить в плен, дать обещание и клятву, что они вместе с Князем своим примут Христианскую Веру. Но не нашлось никого, кто бы решился отправиться к Померанам для проповедывания Христианства, потому что жестокость их была известна, и Болеслав в течение трёх лет тщетно искал между своими Епископами такого, который -бы согласился взять на себя это дело. Наконец Св. Оттон, Бамбергский Епископ, согласился на то, и в качестве Проповедника послан был с Польским толмачём Павлициемъ (Paulitius) к Померанам Папою Каликстом. Герцог Вартислав ласково принял его в Штаргарде и оказал ему пособие, так что Св. Оттон основал церкви сперва в Пирице (Pyritz), одном из Княжеских замков, а потом в Камине, столице Князя. - После, в следствие некоторых угроз Герцога Болеслава Польскаго, Христианство введено было также и в Штеттине, в коем Св. Оттон провел зиму, чтоб укрепить тамошнюю Христианскую Церковь. За тем обращен был в Христианство и Воллин (Wollin), а так как тамошние язычники оказывали наиболее сопротивления, то Епископская резиденция учреждена в этом городе и Епископом туда назначен был Св. Адалберт, спутник Св. Оттона, разумевший Вендский язык. Хронологическия указания, встречаемыя в разсказе этой Хроники, весьма не удовлетворительны: ибо в ней упоминается ясно один только год (1118), в который Испанец Бернард сделал первый опыт к обращению Померан; однако в Хронике сказано, что, три года спустя после сего, Герцог Болеслав принудил Померан (год спустя после отпадения Руссов от Поляков) к обещанию принять Христианство, и Папа Каликстъ послал в Померанию Св. Оттона, Епископа Бамбергскаго; а так как Каликст II, котораго здесь разуметь должно, занимал Папский престол с 1119 до 1124, то из сего следует, что Померанская Хроника относит отпадение Руссов от союза с Померанами к пространству времени между 1119 и 1123 годами. Под Датским Королем Николаем, упоминаемым в этом повествовании, должно разуметь Короля Нильса (Niels), царствовавшего между 1105 и 1135 годами.

Неточный в своих повествованиях Длугош (Hist. Роlon. IV, S. 438) упоминает также о похищении Русскаго Князя, взятаго в плен подобною хитростию одного знаменитаго Поляка, Петра Влощовича (Petius Wlosczowicz); этот Князь называется у него Ярополком Владимировичем, Князем Киевским, и пленение его показано в 1134 году. Сочинители Жизнеописания Св. Оттона, Богуфал и Кадлубек, называют, Русскаго Князя, взятаго в плен подобным образом, «Володарем, Князем Перемышльским»1 Длугош относит это пленение Володаря к 1127 и упоминает о выкупе его за такую сумму, которая привела в бедность всю Россию; однако он утверждает, что Володарь (Wolodar) взят в плен во время вторжения его в Польшу при городе Высокие (Wissokie). Вот какия различныя показания сообщают нам иностранные Писатели об этом обстоятельстве; Русские же Летописцы почти совсем о том не упоминают.2

Впрочем должно заметить, что Фома Канцов, сочинитель Померанской Хроники, родился в Страдьзунде, в 1505 году, и учился сперва у Кранца в Ростоке, а потом у Меланхтона в Виттемберге; в 1528 году был Секретарем Померанских Князей Барнима IX и Георга І, которые управляли Помераниею (оба вместе с 1524 но 1531). Канцов имел под руками не только государственные, но также церковные и монастырские архивы и основательно изследывал все древности, где бы они ни находились, из них-то он составлял с 1538 до 1542 (год его смерти) свою уважаемую всеми Учеными Померанскую Хронику. Главнейшия известия заимствовал он из монастырских и церковных архивов Камина, Букова, Эльдена, Штольпе, Гробе, Штаргарда и Рюгена. Эти документы доходят до 1123 года, следовательно именно до того времени, к которому относятся помянутыя сношения. Русских с Померанами. А потому сии известия, в сравнении с известиями Русских Летописцев, покажутся не чуждыми занимательности для всех любителей Русской Истории.

Комментарии

1 Володарь Ростиславович, Князь Перомышльский, упоминается также и Нестором,под 1100 годом.
2 Нестор, или скорее Сильвестр, который около этого времени продолжал Летопись, говорит только под 1122 годом, что в этом году Ляхи взяли в плен Володаря, брата Василька; но о причине и подробностях этого умалчивает.

Ординарный профессор Дерптского университета
Крузе

По-моему, это роскошно!

Очередное подтверждение, что Балтийское Поморье/Поможе/Померания, помимо довольно известного, в настоящее время, польского и широко известного немецкого, имеет еще и явный русский период истории!

Герцог Болеслав - это конечно же Болеслав Кривоусый (1085-1138), который, заодно с немцами и уже крещёнными датчанами, вел активные войны против полабских и поморских славян -язычников с целью присоединения Поморья к Польше. Что ему на некоторое время удалось. Он же нанёс ощутимый удар по славянскому пиратству на Балтике, о чём в современной Польше не без гордости вспоминают.

Далее, эти войны продолжились совместным немецко-моравско-польско-датским крестовым походом против вендов (1147 года), который хотя и не продемонстрировал заметных результатов, тем не менее, свою лепту в покорение балтийских славян тоже внёс. Далее была гибель Никлота в 1160 году, и отпадение ободритов от организованного славянского сопротивления. Закончилось всё это тем, что датчане при поддержке уже союзных христианам ободритов и поморян в 1168 году захватили Аркону и впервые крестили Рюген. И, кстати, помимо отрицательных для балтийских славян событий в этих войнах были и положительные для них моменты, например, перед походом Вальдемара на Аркону - руяне же дошли аж до Роскилле и предали огню половину Дании. Вальдемар же принял Данию в крайне плачевном состоянии. А потом, когда славянский флот из более чем тысячи кораблей, погиб во время шторма в Северном море - только тогда датчане смогли взять Аркону.

Кстати, полагаю, что Перемышлем, в котором сидел Володарь - видимо, мог быть современный Пренцлау, что на Нижнеурянском озере. В настоящее время он, административно подчиняется Бранденбургу, но исторически - это Переднепомеранский город, находится он на нынешней границе Мекленбурга-Передней Померании и Бранденбурга. Ранее в этих землях, как и в соседних померанских округах, жили укряне (которых тот же Герборд, кстати, "путал" с руянами и рутенами - это есть в комментариях к "Беседе о житии Оттона"). Исходная славянская форма Пренцлау реконструируется, либо как "Переяславль", либо как "Перемышль".

Вот карта из польской книги первой половины 20-ого века, со славянскими названиями Германии, в которой Пренцлау указан именно как Перемышль, точнее Пшемыслав(Przemysław):




Хотя, здесь надо помнить, что Длугош мог что-то и напутать, ибо он писал в те времена, когда поляки уже привыкли воевать с русскими, жившими к востоку от них. И таким образом, он мог ошибочно принять некоего пленённого русского князя - за Володаря из Галицкого Перемышля (если таковой действительно владел им при Мономахе). Канцов же опирался на древние померанские тексты и, видимо, представил картину в более первозданном виде. По крайней мере - это всё хорошо согласуется с, и дополняется Гербордом и прочими немцами, описывающими рутенов-русь на Южной Балтике и её войны с поляками.

Надеюсь, вы оцените этот материал.

Польша, балтийские славяне, варяжский вопрос, начало Руси, заметки

Previous post Next post
Up