Специализация и универсализация. Или путь к преодолению отчуждения

Sep 06, 2016 16:44



Если исходить из того, что человек коммунистического будущего должен обладать возможностями проявить свои высшие творческие способности, он неизбежно должен быть наивысшим способом образован. И при этом иметь свободное время для исследования самого себя.

Иначе он просто не в состоянии будет определить, каковы они, его способности.

Другими словами, он должен быть универсален. А это, как вы понимаете, полная противоположность специализации.

С другой стороны, очевидно, что в настоящее время специалист (в своей области) лучше подготовлен, чем не специалист. Но он же является своего рода рабочим автоматом, предназначенным для выполнения набора операций в определенной области человеческой деятельности. И лишь случайно (по маловероятному совпадению) может проявить свои высшие творческие способности. Помните Козьму Пруткова? Специалист подобен флюсу... И вы понимаете, что специалистами являются сейчас практически все работники, независимо от их образования. Исключения - разнорабочие и ученики, которые лишь сначала специалистами не являются.

Как же решить противоречие, когда, с одной стороны, для специализированных производственных вопросов требуется специализация (то есть человек участвует в глубоком разделении труда, что является причиной отчуждения, которое Маркс считал основным злом, порабощающим человека), а для проявления высших творческих возможностей - универсализация?

На мой взгляд, это возможно лишь в одном единственном случае: когда воспитание и образование поставлены таким образом, что вырастают поколения настолько высокообразованных во всех областях людей, что они соответствуют в них нынешним специалистам.
Только в этом случае они могут выполнять работу во всех или, во всяком случае, во многих отраслях естественной и гуманитарной науки, промышленности и прочих отраслей народного хозяйства.

Только так люди смогут без серьезного ущерба для себя и производства менять рабочие места, чтобы найти место проявления своих высших способностей и освободиться от одноообразия единственной в жизни работы.

Только рост образования, позволяющего без сверхусилий осваивать (без дополнительного обучения) много специальностей, позволит людям оторваться от оков единственной специальности (принудительной специализации) и применять в жизни свои высшие творческие способности.

Специализация в обществе, переходном к коммунистическому, должна возникать только тогда, когда человек нашел, каковы его высшие творческие способности и применяет их в общественно-полезной деятельности любого рода. Когда достигается совпадение личных склонностей и желаний самореализоваться с поддержкой обществом стремления этого человека, вот тогда и получаются Королевы, Харитоны, Туполевы, Гагарины, Стахановы, Чкаловы и так далее и тому подобное.

Наша задача - максимально увеличить число таких людей в обществе. В идеале - всем дать возможность полной самореализации.

Именно резкое повышение уровня образования и воспитания является непременным необходимым условием перехода общества к коммунизму. Именно это имел в виду Ленин, когда говорил, что коммунист должен обогатить свою память всеми знаниями человечества. Это было, конечно, преувеличение (чисто технически это пока невозможно сделать), но вектор задан был совершенно правильный.

Повышение уровня образования и воспитания является необходимым условием, но не достаточным. Об этом можно поговорить отдельно.

П. С. Недаром капиталистическая или, будем откровенны, антисоветская российская власть так старательно и последовательно понижает уровень образования и воспитания новых поколений российских граждан. Ей коммунизм совсем ни к чему.
Previous post Next post
Up