Что такое фашизм. Как и почему он возник

Apr 28, 2016 13:08




Добрые друзья А. Гитлер и Б. Муссолини. Братство вождей - братство идеологий

Вступление
С некоторых пор мне стало понятно, что определение фашизма достаточно общее и расплывчатое. По мере того, как вокруг этой темы возникают споры и столкновения, всё больше хочется разобраться в этом вопросе.

Его фактическая деятельность в основном известна широкой публике. Известны и её результаты. А вот сама основа, концепция и история возникновения известна далеко не всем.

Я, естественно, не претендую на какое-то систематическое исследование. Я просто гражданин с техническим образованием, который по необходимости стал интересоваться политикой, гуманитарными и прочиими проблемами, без которых невозможно построить своё мировоззрение. Но, почитав кое-что по теме, хочу поделиться с вами своими соображениями по поводу возникновения и сущности фашизма.

Исторический фон и идейный парадокс
Прежде всего отмечу тот факт, что фашизм возник в историческом плане после Первой мировой войны, на фоне понимания исчерпанности господствовавших до войны идеологий: либерализма (капитализма) и демократии.
Обратите внимание, что это идеологии, возникшие достаточно давно, ставшие общепринятыми в высших слоях общества. Именно на них были основаны государства Европы.

Поскольку эти государства были государствами угнетения высшими классами низших, эти идеологии были идеологиями элиты, её устраивающими.

Мало того, в 1917 году в России возникла Советская власть, которая решала вопросы бытия совершенно иначе, чем они решались когда-либо до неё. Она очевидным образом отвечала на исчерпанность прежних идеологий уникальным образом и уже в силу этого представляла собой идейную опасность.

Идейный вакуум, возникший в странах Европы после Первой мировой войны, должен был быть заполнен новой идеей. При этом хочу подчеркнуть важнейший, на мой взгляд, факт.

В 1918 году оказалось, что у низших слоев общества есть своя новая идеология - социализм и коммунизм (марксизм), а у высших - новой идеологии нет.

На мой взгляд, такая ситуация, своего рода парадокс, возникла впервые в мировой истории. И элитам европейских стран необходимо было срочно дать на нее ответ. Таким ответом и стал фашизм.
Он был сформулирован Муссолини и впоследствии воспринят и переделан (приспособлен) в ряде стран Европы под свой менталитет, национальные особенности и личности «вождей».

В этом смысле фашизм, конечно же, был своего рода ответом на Советскую власть в России.

Но отчего возникла Советская власть? Оттого, что элита Российской империи сама развалила свою страну. Я уже не раз писал, что большевики, в конце 1917 года вставшие у власти в центральной части уже развалившейся в результате двойного отречения правящей династии страны, получили в своё распоряжение фактически её обломки. Им оставалось только удержаться у власти и собирать страну заново, попутно восстанавливая всё, что можно, для хоть какого-то существования народа и государства.

Ровно то же самое произошло в Европе в смысле необходимости восстановления идентичности. Правящие элиты побежденных стран были дискредитированы самим поражением и последовавшим за ним жесточайшим экономическим, политическим и идеологическим кризисами. Им надо было восстанавилваться под флагом какой-то идеологии.

Правящие элиты стран-победительниц были дискредитированы самим фактом войны, ими допущенной. Им предстояло делать выводы из этого факта и перенастраивать свою государственную машину к новым реалиям и отношениям.

На таком историческом фоне во многих странах Европы стал возникать фашизм.

Основа фашизма
На чем эта идея могла быть основана? Ответ, на мой взгляд, в том, что эта идея обязательно должна была быть и была основана на противопоставлении как новой, советской коммунистической (марксистской), идеологии, так и старой, скомпрометировавшей себя, идеологии демократии и либерализма. Причем самое острое противопоставление было именно с коммунизмом (марксизмом), потому что он был актуален не только в России, но и в самих этих странах. Он являлся действующей и набиравшей силу идеологией.
По итогам прочитанного я делаю вывод, что фашизм никогда не являлся и не является самостоятельной идеологией со своими позитивными основами и принципами. Фашизм является антиидеологией.

Он возник, как антикоммунизм (антимарксизм) и антилиберализм. Причем как антикоммунизм (антимарксизм) как минимум на 80%. Поэтому фашизм брал положения марксизма и выворачивал их наизнанку, таким образом «отвечая» на вызов. А те положения, которые были популярны у масс, просто приспосабливал под свои нужды, используя для этого всё марксистское. Даже уже известные и узнаваемые термины. Например, социализм.

Положения фашизма и их сравнение с марксизмом и либерализмом

Марксизм
Либерализм
Фашизм

Государство необходимо для создания материальных условий социалистического, а потом и коммунистического общества. Отмирает по мере продвижения к коммунизму
Государство, как регулятор и согласователь интересов конкурирующих между собой индивидов, которых надо удерживать, чтобы их конкуренция не переросла в войну всех против всех
Государство, как единая корпорация, вечная, высшая ценность и источник развития общества. Его необходимо всемерно укреплять

Материализм (экономический детерминизм), как основа построения общества, где все люди будут пользоваться материальными общественными благами на равноправной основе
Экономический детерминизм, призванный служить обогащению тех членов общества, которые победили в конкурентной борьбе
Идея единства с государством, нацией, историческим предназначением, парализующая индивидуальные устремления. Долг, традиция и так далее.

Передача аристократической культуры победившему народу. Новая культура, Пролеткульт и так далее
Культура, как достижение правящей элиты, ее достижения доступны пропорционально имеющимся у индивида деньгам
Жизнь, как борьба за создание своего мира, в том числе и мира культуры. Труд, как средство для создание своего мира. Культура, как она из традиций

Коллективизм, как средство для будущего построения бесклассового общества, солидарность трудящихся ради построения общества равенства и братства
Индивидуализм, как орудие осуществления конкуренции, являющейся двигателем развития и прогресса
Совместный труд на благо государства-корпорации, как высшей ценности и гарантии сохранения уже созданного

Опора на традиции, только как средства для развития новых традиций, идеалов, общественных отношений
Традиции, как одно из средств сохранения существующего строя (власти финансовой олигархии)
Опора на традиции, как гарантии вечного существования государства

Человек - высшая ценность и его всемерное гармоничное развитие в обществе равенства
Деньги, как мерило достижений человека и его признания обществом
Государство, как источник развития, прогресса и гарантия вечного процветания

Отрицание религий
Религии, как опора строя, основанного на поклонении деньгам
Поддержка религии, как одного из столпов государства

Классовая борьба, как основа развития человеческого общества
Разное отношение к классовой борьбе. Часть ученых отрицает ее наличие, часть - подтверждает и признаёт наличие
Отрицание классовой борьбы и положение о некоем социальном мире, основанном на любви к государству

Война, как защита завоеваний революции, как условие построения нового общества. Отказ от войны, как экспорта революции
Война, как средство завоевания новых рынков сбыта, новых источников сырья и дешевой рабочей силы, как средство ослабления государств-конкурентов
Война, как благородство народа, как средство напряжения всех человеческих сил

Отрицание частной собственности на средства производства и рыночной экономики
Всемерное утверждение частной собственности на средства производства и рыночной экономики
Сохранение рыночной экономики при условии усиленного влияния на нее со стороны государства

Многие положения достаточно логично изложены вот тут. Что не значит, что я со всем там согласен.

Примечание: тот, кто не видит и не понимает (или делает вид, что не понимает) фундаментальных различий между коммунизмом и фашизмом, их реальной противоположности, кто пытается их приравнять - или глупец или лжец.

Естественно, что, будучи антисоветизмом и антилиберализмом, фашизм в конце концов пришел ко всеобъемлющему конфликту и с СССР и со странами либерального капитализма. Попытки либеральных стран направить фашизм прежде всего на СССР удались лишь отчасти. Нацизм, как всем известно, разгромил либерализм везде, где он был в континентальной Европе и загнал Британию на её острова, где она бы в конце концов погибла, если бы не экономическая и военная помощь США и военная (путем отвлечения на себя сил нацистов) СССР.

Таким образом, фашизм - это главным и определяющим образом антикоммунизм, антисоветизм, антимарксизм.

То, что некоторые его варианты в разных странах не были настолько кровожадны, как немецкий нацизм - не меняет его общие свойства и его предназначение: уничтожение коммунистической идеологии, социалистических государств и социалистического строя.

Кстати, германский национал-социализм - не более, чем разновидность фашизма. Он заменил поклонение государству на поклонение нации и традиционную религию (в Германии - протестантство) на сложную смесь неоязычества, оккультизма, мистики и прочей веры в иррациональное и сверхъестественное. Остальное осталось прежним. И прежде всего - пещерный антикоммунизм и антилиберализм.

Поэтому когда, например, современный сторонник русского фашиста Власова, части вермахта, так называемого Югославского корпуса и казненного военного преступника Фон-Паннвица, И.В. Гиркин говорит,

image Click to view



что фашизм - это хорошо, в отличие от национал-социализма, он либо неграмотный либо сознательно лжет. Он говорит о теории фашизма. Тогда как ведущий совершенно четко говорит о фактах, о реальных действиях фашизма. Гиркин делает, что может, чтобы оправдать фашизм.

Он делает это потому, что является паталогическим антикоммунистом. Для него естественно поддерживать и оправдывать фашизм, являющийся антикоммунистической идеологией.

Ну, вот и всё, что я хотел рассказать вам о своем понимании того, что такое фашизм.

До встречи в СССР.

Previous post Next post
Up