О жаждущих понимания, справедливости и их выводе в пустоту

Apr 14, 2016 13:05



Откуда берется вообще этот субстрат, который живет отдельно от официальных молодежных (и не только) организаций, движений и даже нейтральной мещанской жизни? Это же вопрос очень интересный, не так ли?

Люди, которые собираются в какие-то группы, сообщества на разного рода форумах, в группах соцсетей и так далее, не случайно оказываются там. Что они ищут? К чему стремятся?

Сначала пара определений... Для тех, кто "не в танке".

Редукционизм - понижение интеллектурального уровня людей с целью поместить их в царство "двух машин".

Царство двух машин - общество, основанное на двух принципах: страх и удовольствие (те самые кнут и пряник). Там, где не действует удовольствие (деньги, потребление, принцип "с жиру"), там действует страх (угроза безопасности, принцип "быть бы живу"). Посредством этих двух машин людей сводят до автоматов, подчиненных практически инстинктам поведения.

Фарш - продукт царства двух машин. Человек, сознательно сделанный неполноценным, ущербным, не способный во всей полноте осознать происходящее вокруг него.

А теперь собственно текст.

"Борьба с ликвидкомом начинается с протеста против «редукционизма». Вышеописанный «фарш» (продукт работы «двух социальных машин» - комфорта и страха) вообще не замечает этой прогрессирующей редукции. Он просто прогресирующе тупеет вместе с прогрессирующей редукцией (при том, что в воронку редукции втягиваются все новые и новые системы - не только СМИ, но и система публичных партийных и гражданских дискуссий, научных обсуждений, экспертиз и прочего).

Незаметность этого прогрессирующего отупения не отменяет его воздействия на общество. Именно так, почти незаметно для самих себя, и гибнут цивилизации. Конечно, если внутри них не возникает эффективного противодействия.

Противодействие возникает. Оно не может не возникать. Никакое общество нельзя низвести целиком до фарша. Всегда остаются группы (или отдельные особи), которые хотят понять, что именно происходит. Судьба этих групп и судьба нашей цивилизации суть синонимы. Но какова же эта судьба?

Ведь речь идет о группах и особях, отнюдь не всегда наделенных самым гибким и изощренным интеллектом. Стоит ли фыркать?
Живым любопытством и политической страстью, чувством правды и волей к «незасыпанию» могут обладать среднекультурные, среднеобразованные люди. А иногда и низкокультурные, низкообразованные. Наличие этого живого любопытства и политической страсти, этого чувства правды и воли к незасыпанию сегодня намного важнее культурного и образовательного уровня. Для меня любой, кто мыслит иначе, - просто бессильный сноб.

Несовпадение культурно-образовательного уровня и экзистенциальных характеристик существует в любом обществе. Но в России это наиболее болезненная проблема. Россия переживает социокультурный регресс. То есть вторичное одичание. Это не однонаправленный процесс. Но это мейнстрим в сегодняшней России, что необходимо учитывать. Соответственно, на нашей сцене появляется особый персонаж, обладающий страшными дефектами и одновременно исторической ценностью. Это, так сказать, «любопытствующий дикарь». Живость ума и страсть никак не сочетаются с разработанностью ментальных матриц.

Но живое чувство правды диагностирует полную бесплодность любого обращения к стандартным источникам удовлетворения своей поисковой страсти (или, как минимум, своего любопытства). Возникает особый, причем нарастающий, феномен, который я называю «исход из паблик». Люди хотят знать истинные пружины происходящего. Они не могут удовлетворяться все более беспомощными ответами на их вопросы, даваемые теми, кто обязан удовлетворять подобный запрос. Соответственно, запрос адресуется не к тем, кто «гонит» пиар вместо ответов, а куда-то еще. Куда?"

Вот он, этот "патриотический" (думающий) субстрат, бульон, субъект. Он собирается, чтобы понять правду о происходящем. Он опасен этим желанием правды. Что нужно сделать, чтобы его обезопасить? А вот что...

Он адресуется, прежде всего, в Интернет. Потому что больше некуда. В каком-то смысле, Интернет и создан для такой адресации. Что он должен дать? Во-первых, аппарат понимания происходящего. И, во-вторых, фактуру.

За фактурой обращаются на сайты компромата (или сайты расследований). За аппаратами - на сайты, где обсуждают различные теории заговора (конспирологию то есть).

Так скудность нормативного описания (причины которой я уже разобрал) превращается в изобилие особого рода. Изобилие суррогатов. Тот, кто насыщается суррогатами, сам становится суррогатом. Исторически перспективный слой алчущих, получая отравленную пищу, превращается в паранаркоманов. Люди садятся на иглу. Но не на иглу наркотиков, а на иглу суррогатов понимания.

Речь о метафорических наркотиках. Идем дальше.

Что такое наркотик? Это суррогат чувства. Психика, неспособная жить полноценной эмоциональной жизнью, но неспособная и обходиться без этой жизни, - вот что такое психика обычного наркомана. Те, кто способен жить редуцированной до стандартов «фарша» эмоциональной жизнью, не нуждаются в наркотиках. Это нормальные граждане «общества двух машин».

Но есть те, кто хочет другой эмоциональной жизни. Они либо пробьются к нормальным источникам (и тогда будут представлять опасность для «общества двух машин»). Либо… либо получат наркотизирующий суррогат. Наркотик - разрушитель цивилизации. Но он спаситель «общества двух машин». Он уводит запрос на настоящие эмоции в сферу суррогатного удовлетворения.

Компроматы, псевдорасследования, конспирология - это интернет-ловушки, действующие по тому же принципу, что и нормальные наркотики. Речь идет об интеллектуальной наркотизации потенциального «актива изменений». То есть тех людей, которые не могут удовлетворяться «фаршеподобным» ответом на «проклятые вопросы» современности. Соединить их с суррогатами, а значит, обезопасить «общество двух машин», спасти господство ценою краха цивилизации - вот задача «ловушечных» интернет-сайтов.

Ведь и впрямь нормативная площадка (иначе - нормативные СМИ) и те, кто выступает на этом подиуме, - яркие и наглядные пособия на тему «ловить тут нечего». Живой не может этого не ощущать. Может, у него не хватает извилин. Но у него есть нюх на мертвечину. А это просто смердит.

Этот живой (ищущий, вопрошающий) еще не до конца одичал. Но он и не настолько культурен, не настолько образован, чтобы проявить разборчивость при удовлетворении своего запроса. Так ищущие люди (актив возможных преобразований, без которых нет спасения Запада, а значит, и мира) обретают зелье, испив которого они уже ни на какие преобразования не способны.

Ликвидком стремится именно к такому «обнулению» актива спасателей. Для него это есть часть стратегии выживания. Он хочет купить себе отсрочку любой ценой. С чего мы должны начать, если мы хотим противодействовать ликвидкому?"

Узнаёте? Это, например, классический пример - тупичок Гоблина. Там идут бесконечные обсуждения с "пацанской" примесью (смесь дворового хулиганства с приблатненностью и показной "крутостью"), которые выливаются в ничто. А таких сообществ масса. Болтовня, грызня, разборки, практически поощряемые, а иногда и разжигаемые руководителями "пабликов". Это происходит годами. С нулевым результатом.

Так и утилизируют протестную энергию и протестных людей.

А теперь кто ответит, откуда цитаты? И когда это было написано?

тупик, жажда, протест, Понимание, смысл

Previous post Next post
Up