Боже, помилуй полярников с их бесконечным днем,
С их портретами партии, которые греют их дом;
С их оранжевой краской и планом на год вперед,
С их билетами в рай на корабль, идущий под лед.
Борис Гребенщиков
Я не люблю заведомо героические фильмы: уж слишком часто их пафос оказывается лжив. Но «Ледокол» мне понравился: здесь романтика и героика не насаждаются в кадре, а рождаются в душе зрителя. Я с осторожностью отношусь к отечественному кино, тем более о прошлом. Но «Ледокол» - это в первую очередь качественный фильм, играющий с эстетикой позднесоветского времени очень осторожно. Режиссер Николай Хомерики, подобно своему древнему тезке Гомеру, создал настоящий эпос, - брутальный, в меру ностальгичный и насколько возможно не ложный. Вслед Станиславскому, хочется сказать: «верю!»
В основу сюжета положена реальная история ледокола «Михаил Сомов», который дрейфовал в Антарктике те самые 133 дня.
Как говаривал старина Хичкок, чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи - сценарий, сценарий и еще раз сценарий. За создание этих «вещей» взялись сценаристы Алексей Онищенко («Экипаж») и Андрей Золотарев («Призрак»). И получилось у них действительно неплохо: откровенно провисла только часть с женой Петрова, утрированно несгибаемой журналисткой (Ольга Филимонова), при том что линия другой капитанской жены (Анна Михалкова) вполне логична и хорошо ложится в фабулу.
Конечно, сюжет во многом додуман. Например, на реальном «Сомове» вертолеты достаточно быстро вывезли несколько десятков зимовщиков, и добровольно на судне остались 53 человека. Однако есть и действительные факты. Во-первых, в 1985 году стране было действительно слегка не до полярников «с их бесконечным днем», - в стране менялась власть, и многочисленные радиограммы с ледокола долго оставались без ответа. Во-вторых, действительно был приказ о длительном радиомолчании, который выглядел чистым безумием и был нарушен. И было что-то вроде бунта, когда команда вызвала нового капитана Валентина Родченко с требованием освободить из ледяного плена. И именно после того, как зарубежные летчики заметили советский ледокол, радиозапрет был снят, и к судну отправили спасательную экспедицию.
А вот историю с заменой капитана в фильме развернули совсем иначе. В истории первый капитан Анатолий Сухоруков был отстранен от командования, когда посадил судно на подводную скалу, - и, не попрощавшись с экипажем, улетел на вертолете.
Авторы фильма оставили первого капитана на борту и построили интригу на противопоставлении: первый капитан Петров (Петр Федоров) оказался человечным, работающим наравне с командой, и его ошибка в управлении связана с попыткой спасти тонущего человека. Второй же капитан, Севченко (Сергей Пускепалис) оказывается чиновным сухарем, помешанным на иерархии: друзей у него фактически нет, и простить он никого не может. И только когда он сам оказывается в безвыходной ситуации, вдруг понимает, что иногда выбор капитана не так прост, как кажется… Впрочем, есть тут и третий «капитан», - старпом Еремеев, этакий Златопуст Локонс, активнее всех держащий нос по ветру. Противостояние этих капитанов на фоне льдов - основной конфликт фильма.
Кажется, создатели фильма вдохновлялись тем, что говорят о ледоколе-прототипе: «Плохие люди на «Сомове» как-то традиционно не задерживаются. Часто это происходит даже не по причине предпринятых административных мер, а в результате того, чему нет названия: слабак вдруг собирает манатки и сам «колбаской катится» с борта на грешный берег...» Правда, в условиях многомесячного дрейфа за борт особо не выкатишься, вот и приходится героям фильма, несмотря на растущую тоску и урезанные порции еды, уживаться - и справляться: с командой и с самим собой. Вот здесь и узнаешь, что вовремя сказанное «говно» может спасти от самоубийства.
Сражение со стихией и с самими собой выдерживает банда бородатых полярников в свитерах, - разных людей, объединенных одной непростой работой. Подобран отличный актерский ансамбль. Самые яркие образы - харизматичный Банник Виталия Хаева и Кукушкин Александра Паля. Незадачливый пилот Кукушкин вообще вносит в жизнь полярников новые веяния: во глубине белого безмолвия они разучивают как никогда актуального Цоя: «Время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти!..»
Но все это на фоне растущего нервного напряжения: вот подперли льды - и внезапная течь; все не взлетает вертушка; запасы тают… И будет здесь и разбитая гитара, и смерть от взрыва, и бунт, и даже всеобщая драка, начавшаяся с невинных шпрот. И все-таки, как и в истории, неведомым образом, не без помощи ледяного Семен Семеныча, «Михаил Громов» выйдет из белой тюрьмы. И если на историческом ледоходе была кошка, которая в итоге сошла с ума и умерла, то авторы фильма помещают на судно собаку, рыжего Дюшеса, который наравне с людьми терпит тяготы и поддерживает их своей преданной любовью.
В фильме бережно и мастерски воссозданы детали советского быта: и старые термосы, и толстые свитера, и кассетные магнитофоны, и кубик Рубика. Конечно, «береговые» сцены уступают по накалу «морским»; но все-таки большинство полярников живут и работают ради встречи с берегом, и купленные «в загранке» колготки или ползунки - тому трогательное доказательство.
Спасибо за приглашение на предпоказ кинотеатру "Киномакс", Галерея, Краснодар!