Кто вы, капитан?

Jan 27, 2024 14:59


Предупреждаю сразу, это всё будут домыслы и вымыслы.

Попробуем представить себе, кем мог быть гумилевский капитан из первой части цикла «Капитаны» (1909) (см. антологию про ботфорты на море и на суше). Понятно, что образ собирательный, но можно поискать наиболее вероятные прототипы.

Итак, из первой части:

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.



Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?



И из третьей части: «Только рупор капитана их к отплытью призовет»



Иллюстрация из книги мемуаров Рене Дюге-Труэна (издание 1740 г.) Очень удачное издание, с пояснениями разных морских терминов. Взято, как обычно, с ресурса Gallica, где выложено много всего прекрасного



Во-первых, время. Парусный флот - примерно до середины XIX века, дальше уже пароходы.

Розоватые брабантские кружева на манжетах - верхняя граница сдвигается еще дальше от нас, к концу XVIII века; на рубеже веков такие кружева окончательно ушли из европейского мужского костюма (если не считать церковных и церемониальных облачений).



Брабантские кружева выглядели примерно вот так. https://www.coutaubegarie.com/en/lot/92625/9415827-bas-daube-dentelle-de-brabantsearch=& Этот образец 1730-1740 гг. предназначался для церковного облачения, и он аж 68 см шириной; на манжеты для мужского костюма, конечно, делали поуже

А нижняя граница по времени определяется пистолетом за поясом. Примерно до середины XVI века пистолеты были довольно громоздкими и, главное, требовали поджигания фитиля, на что в обстановке бунта на борту могло не хватить времени. Потом появились достаточно компактные, умещающиеся за поясом пистолеты с колесцовым замком, способные произвести мгновенный выстрел, но они были вещью редкой, очень дорогой, требующей бережного обращения и не очень ремонтопригодной - не самые подходящие качества для дальнего плавания. Только в XVII веке вошли в употребление более дешевые и удобные пистолеты с ударным кремневым замком. Так что нижняя граница - условно XVII век и даже его вторая половина.



Пара кремневых пистолетов конца XVII века. https://www.rockislandauction.com/detail/51/1080/pair-of-brescian-late-17th-century-snaphaunce-flintlock-pistols

То же самое и с ботфортами (если вообще допустить, что капитан на корабле мог носить именно ботфорты) - что-то похожее появилось в XVI веке, распространение ботфорты получили в XVII веке, а в XIХ веке вошли в моду более короткие сапоги hessians, и ботфорты сохранились только у почтовых курьеров и некоторых кавалерийских полков.

Ну и время фрегатов тоже в основном XVII и XVIII век, так что ограничимся этими рамками.



Голландский фрегат. 1655 г. https://ltwilliammowett.tumblr.com/post/676104934695010304/the-dutch-frigate-princesse-royale-of-vice-admiral

Таким образом, из перечисленных во второй части мореплавателей, реальных и легендарных - «Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама, // Мечтатель и царь, генуэзец Колумб! // Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий, // Синдбад-Мореход и могучий Улисс» - все перечисленные после Лаперуза отпадают, поскольку не дожили ни до фрегатов, ни до пистолетов за поясом, ни до высоких ботфорт. Гонзальво, он же Гонсало Фернандес де Кордова (1453-1515), вообще не был мореплавателем; он был военачальник и военный реформатор, но сухопутный, и его прозвание «Великий капитан» с морем не связано.

Остаются Кук и Лаперуз. Оба они несомненные «открыватели новых земель», но все-таки, пожалуй, на трепещущем мостике фрегата мы видим не их.

Джеймс Кук (1728-1779) был прежде всего выдающимся картографом, и именно благодаря этому Адмиралтейство выбрало его для первой из трех знаменитых экспедиций. До этого Кук не был капитаном ни на одном из судов, где ему приходилось служить, а звание captain он получил уже после той первой экспедиции. Ему не приходилось ни сталкиваться с «вражьими фелуками», ни охотиться на «исполинских китов» (хотя видеть их, наверное, случалось), ни подавлять бунты на борту.



Натаниэль Дэнс-Холланд (1735-1811). Портрет капитана Джеймса Кука, около 1775 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Captainjamescookportrait.jpg

Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз (1741-1788) имел еще до своей главной печально закончившейся экспедиции довольно значительный капитанский опыт; ему неоднократно случалось в качестве капитана фрегата участвовать в морских баталиях. Насчет столкновений с фелуками (характерными для Средиземноморья) ничего не известно, как и насчет бунтов на борту. Кроме того, вся карьера Лаперуза прошла в рядах королевского военно-морского флота, а гумилевский капитан выглядит скорее независимой фигурой.



Женевьев Броссар де Болье (1755-1835). Портрет графа Жана-Франсуа де Гало де Ла Перуза (1778). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jean-Fran%C3%A7ois_de_Galaup_de_La_P%C3%A9rouse_jeune.jpg?uselang=fr На портрете он в мундире лейтенанта флота (lieutenant de vaisseau) с орденом Святого Людовика, которым был награжден в 1777 году.

Поищем других капитанов XVII-XVIII веков, которые могли бы оказаться на трепещущем мостике.

Испанцы и португальцы к началу XVII века уже совершили свои основные географические открытия. Их огромные по сравнению с метрополией колониальные империи оттягивали на себя всех авантюристов, кто в другие времена мог бы отправиться искать неоткрытые земли; сколько-нибудь пригодных людей не хватало даже для эксплуатации уже открытого.

На роль крупнейшей морской державы начинала претендовать Англия, еще в XVI веке подтвердившая основательность этих претензий не только кругосветным путешествием Фрэнсиса Дрейка (и его же корсарскими подвигами), но и победой над испанской «Непобедимой армадой».

У Франции, в начале XVII века только что с трудом выбравшейся из религиозных войн, королевский военный флот был пока еще очень слаб - его только во второй половине века, при Людовике XIV, практически заново создаст Кольбер. Зато рыбаки и китобои атлантического побережья регулярно ходили в северную Атлантику и постепенно обосновывались в Канаде, торговые суда из Марселя возили товары по всему Средиземноморью, да и колонизация карибских островов шла своим чередом, с соответствующим ростом морских перевозок.

Голландцы, давно освоившие северную Атлантику и занимавшие прочные позиции не только в коммерческих перевозках, но и в рыболовном и китобойном промысле, с самого начала XVII века тоже стали снаряжать дальние экспедиции - в 1602 году они учредили Ост-Индскую акционерную компанию, а в 1621 году Вест-Индскую.

Англичане, французы и голландцы почти непрерывно в разных комбинациях воевали друг с другом, с испанцами (владевшими Испанскими Нидерландами), а временами еще и с турками, и со средиземноморскими пиратами, базировавшимися в Алжире, Тунисе и Марокко.

Таким образом, наш капитан фрегата с большой вероятностью англичанин, француз или голландец.

Среди изображений английских и голландских моряков, которые могли попасться на глаза Николаю Гумилеву, не удалось найти никого, кто подходил бы под описание (кроме, конечно, Летучего Голландца из четвертой части цикла «Капитаны»). А вот французов обнаружилось трое, причем очень ярких и знаменитых. Гумилев, находившийся во Франции в 1906-1907 гг., вполне мог читать об их подвигах и видеть их изображения, в том числе памятники, сооруженные в XIХ веке и в самом начале ХХ.

Жан Бар (1650 - 1702) новых земель не открывал, но был, несомненно, отважным человеком и очень умелым капитаном. Он начал свою морскую биографию в 11 лет на небольшом судне, перевозившем контрабанду, потом служил на голландском военном флоте, а когда между Голландией и Францией началась война, вернулся во Францию и занялся корсарством. В этом деле он достиг таких выдающихся успехов, что король Людовик XIV не только удостаивал его похвал и наград, но и произвел в офицеры королевского флота, несмотря на совершенно не дворянское происхождение, а потом и дворянство пожаловал. Чередуя службу на королевских судах с корсарством, Жан Барт то захватывал голландские и английские суда в Ла Манше и Северном море, то воевал с берберийскими пиратами в Средиземноморье, то опять участвовал в военных действиях в Атлантике. Его деяния поражали воображение современников, а под пером более поздних авторов становились совсем уж невероятными, а временами и анекдотичными.



Матье Элиас (1658-1741). Портрет Жана Бара. File:Jean Bart mg 9487.jpg - Wikimedia Commons Здесь уж точно настоящие голландские кружева.

Родной город Дюнкерк, который Жан Бар не только обогащал, но и не раз спасал, в XIX веке поставил ему памятник - бронзовую статую работы Давида д’Анже. Большинство последующих иллюстраций основаны как раз на этой статуе, а не на портрете, написанном современником героя.



Иллюстрация из книги XIX века срисована со статуи в Дюнкерке. https://www.mediastorehouse.com/fine-art-finder/artists/john-after-gilbert/jean-bart-engraving-31725432.html Здесь и кружева, и пистолет за поясом, и модные в конце XVII века мягкие кавалерийские сапоги, которые по-русски часто ошибочно называют ботфортами.



Памятник Жану Бару в Дюнкерке на почтовой открытке. https://www.ebay.fr/itm/225255833143

Рене Дюге-Труэн (1673 - 1736), младший современник и коллега Жана Бара, стал капитаном корсарского корабля в 18 лет, капитаном королевского флота в 24, а еще через десяток лет получил и орден Святого Людовика, и дворянство. Свою карьеру он заканчивал уже в адмиральском чине. Среди множества морских сражений и абордажей выделяется, конечно, захват Рио-де-Жанейро в 1711 году - экспедиция под командованием Дюге-Труэна привезла оттуда одного золота почти полторы тонны, не считая ценных грузов стоимостью более полутора миллионов ливров. Пайщики, вложившиеся в это предприятие, получили 92% прибыли на вложенные средства. Ну и политический эффект, конечно, тоже был значительный.

Нашелся один достоверно прижизненный портрет в военной форме на фоне захваченного Рио-де-Жанейро. Считается, что анонимный художник опирался на утраченный портрет работы Ван Лоо. Тут вам и кружева, и золотое шитье, и «острый уверенный взгляд», но, конечно, никаких ботфортов - форма офицера королевского флота предусматривала башмаки.



Дюге-Труэн на фоне Рио-де-Жанейро. Автор неизвестен, между 1713 и 1728. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_de_Duguay-Trouin_en_uniforme_militaire_devant_Rio_de_Janeiro.jpg?uselang=fr

На рисунке Шассле (хранится в Музее Рио) лицо явно срисовано с этого портрета или с исходного портрета работы Ван Лоо, а вот костюмчик автор изобразил на свой вкус. Вместо башмаков появились модные в конце XVII века мягкие кавалерийские сапоги с отворотами - вряд ли в реальности военный моряк стал бы носить их с мундиром. С орденом Святого Людовика тоже непорядок, в отличие от мраморной статуи на фото ниже. Дюге-Труэн со временем стал командором этого ордена, но Большого креста не имел; да и носить Большой крест полагалось иначе. В общем, доверять этой картинке нельзя, что печально, потому что она неоднократно воспроизводилась в разных видах и получила большое распространение. Зато это единственная картинка, на которой мы видим тот самый «рупор капитана»!



Рисунок Шассле (вторая половина XVIII век), изображающий Рене Дюге-Труэна. File:Duguay-trouin-2.jpg - Wikimedia Commons

На четырехметровой статуе Дюге-Труэна в Версале можно видеть крест кавалера ордена Святого Людовика и распространенное среди корсаров оружие - короткую шпагу coutelas, предок кортика. Эта статуя тоже неоднократно воспроизводилась на книжных и журнальных иллюстрациях.



Версальская статуя Рене Дюге-Труэна работы Антуана-Леонара Дюпаскье (1748-1831). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Duguay-Trouin_by_Dupasquier-IMG_3328-gradient.jpg

Робер Сюркуф (1773-1827) занимался корсарским промыслом в Индийском океане с 1789 по 1808 год и захватил более 40 судов, в основном принадлежавших английской Ост-Индской компании. Он дерзко нападал на добычу гораздо крупнее себя - с командой из 18 человек он, например, захватил судно «Тритон», где было 150 человек команды. Позже он выступал уже в качестве судовладельца и инвестора (в том числе, из песни слова не выкинешь, инвестировал в работорговлю) и скопил изрядное состояние, но в памяти французов остался как славный вояка, поддерживавший престиж Франции в противостоянии с англичанами. В его честь было названо в разное время пять кораблей ВМФ Франции, включая современную подводную лодку.

В 1903 году благодарные сограждане поставили Сюркуфу памятник в Сен-Мало. Этот памятник - бронзовая статуя работы Альфреда Караванье (1851-1917) - часто изображался на почтовых открытках. Капитан обут в высокие ботфорты, в левой руке он держит саблю в ножнах, а правой куда-то указывает. Куда? С того места, где памятник был поставлен в 1903 году, он указывал в сторону Англии - это спасло статую от переплавки во время немецкой оккупации. Оккупационные власти учли, что Сюркуф сражался с врагами-англичанами. Теперь он, возможно, указывает в другом направлении, поскольку в 1958 году статую перенесли на другое место. Надо бы как-нибудь проверить.



Памятник Роберу Сюркуфу в Сен-Мало на старинной почтовой открытке. https://angelique-berhault.wixsite.com/saint-malo/statue-surcouf



Памятник Роберу Сюркуфу в Сен-Мало в наши дни. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint-Malo_-_Surcouf_et_le_Fort_National_crop.jpg?uselang=fr



Игрушечная фигурка Робера Сюркуфа - создатели явно вдохновлялись памятником в Сен-Мало. https://www.ankorstore.com/brand/1001-hobbies-26808/figurine-robert-surcouf-2884545

На прижизненном портрете Робера Сюркуфа, написанном неизвестным автором в 1820 году, мы видим прилично одетого господина с ленточкой Почетного легиона (он был награжден еще при Наполеоне). Только присмотревшись можно разглядеть, что в правой руке у него измеритель; карта, конечно, не «разорванная», а совершенно целая, но можно сказать, что Робер Сюркуф «иглой… отмечает свой дерзостный путь».



Прижизненный (1820) портрет Робера Сюркуфа; автор неизвестен. https://en.wikipedia.org/wiki/File:RTEmagicC_robert-surcouf_01.jpg

Ну и чтобы не обижать англичан, надо назвать нескольких английских мореплавателей того времени, чьи имена мы знаем по географическим картам - они вполне могли бы оказаться на трепещущем мостике, но достоверных портретов в полный рост найти не удалось.

Джон Дэвис (1550 -1605), открыватель Фолклендских островов, по времени не очень подходит, но он уж точно побывал и на полярных морях, и на южных. Он участвовал в нескольких экспедициях, отправленных на поиски Северо-Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами, а в Индийский океан ходил не только с англичанами (он был главным штурманом первой экспедиции английской Ост-Индской компании), но и с голландцами. Там, возле острова Бинтан неподалеку от Сингапура, он и погиб от рук местного пирата, захваченного в плен за несколько дней до того. Джон Дэвис написал книгу о практической навигации «Секреты моряка» и ученый трактат «Гидрографическое описание мира»; описания его путешествий широко использовались другими авторами. Голландские китобои долго называли нынешнее море Баффина «проливом Дэвиса».



Гравированный портрет Дэвиса из книги, изданной в 1624 г. File:1624 portrait of John Davis (1550-1605).png - Wikimedia Commons

Уильям Баффин (1584-1622) тоже искал Северо-Западный проход; его имя носит море Баффина между Канадой и Гренландией. В промежутке между двумя экспедициями в те края Баффин успел получить опыт по части исполинских китов - два года он от имени английской Московской компании управлял китобойным промыслом в районе Шпицбергена. Северо-Западный проход найти так и не удалось, зато Баффин много всего там исследовал, обмерил и нанес на карту. Потом он служил уже в английской Ост-Индской компании и там тоже составил хорошие карты Красного моря и Персидского залива. В тех краях он и погиб, проводя топографическую съемку на берегу при подготовке к штурму прибрежной крепости Кешм - не спрашивайте, в чем там было дело.



Хендрик ван дер Борхт старший (1583-1651/1660). Мореплаватель с глобусом и измерителем (1624). File:Hendrick van der Borcht, Navigator with Globe and Dividers.jpg - Wikimedia Commons В русской википедии почему-то считается портретом Уильяма Баффина, но Гринвичский морской музей, где хранится картина, ничего такого не сообщает. Мореплаватель все равно хорош.

Бенджамен Хорниголд (1680-1719) открывателем новых земель не был, но фигура яркая - за последние шесть лет своей жизни (о более раннем периоде вообще ничего не известно) он успел побывать и корсаром, и пиратом, и, после получения королевского помилования, охотником на пиратов. В «пиратский» период своей карьеры он упорно продолжал считать себя корсаром, хотя срок его корсарского патента уже истек, и захватывал только французские и испанские суда (дело было во время войны за испанское наследство), а родные английские не трогал, да и с пленными обращался по тогдашним меркам мягко. Хорниголд занимал видное положение в так называемой «пиратской республике» на Багамских островах, а его тридцатипушечный шлюп «Рейнджер» был самым грозным кораблем в тех краях. В помощниках у него служил впоследствии ставший знаменитым пират по прозвищу Черная Борода; были и другие знаменитые пираты, чья карьера началась на его корабле. В конце концов команде надоело из-за капитанских принципов упускать богатые английские суда, и капитана демократическим путем переизбрали, причем, надо заметить, не бросили за борт, а довезли до Багамских островов уже в качестве простого пассажира. В 1718 году Хорниголд пошел на службу к новому губернатору Ямайки Роджерсу (тоже, кстати, бывшему корсару и капитану, совершившему кругосветное путешествие). Он стал теперь охотником на пиратов, отказывающихся принять королевское помилование и прекратить свою противоправную деятельность, и в этой области тоже достиг за короткое время больших успехов. В 1719 году его корабль, отправленный сопровождать торговые суда, во время урагана потерпел крушение, налетев на рифы.



Прижизненных портретов не осталось - только йо-хо-хо и бутылка рома… https://distilia.com/product/diamond-1996-26yo-502-cask5-hornigold/

Джон Маршалл (1747-1819) был офицером британского королевского флота. Он воевал и в американскую войну 1778-1783, и в наполеоновские времена - тогда, среди прочего, ему приходилось сражаться и с французскими корсарами, и в одном из таких сражений он был тяжело ранен. В промежутке между войнами Маршалл дважды возил каторжников в далекую недавно открытую Австралию; в первой из этих экспедиций он после Австралии направился в Китай и по дороге нанес на карту Гилбертовы острова (Кирибати) и Маршалловы острова (их потом назвали в его честь), а во второй экспедиции ему пришлось подавлять бунт каторжников на борту. После этого он за перевозку каторжников больше не брался.



Портрет Джона Маршалла был написан китайским художником в Кантоне в 1788 году. https://www.infomarshallislands.com/captain-john-marshall/

Итак, вот наши победители в отдельных номинациях:

«пистолет за поясом» - Жан Бар

«рупор капитана» - Рене Дюге-Труэн, вне конкуренции

«исполинские киты» - Уильям Баффин; Рене Дюге-Труэн тоже бывал в полярных морях возле Шпицбергена, но охотился не на китов, а на голландские китобойные суда

«кружева» - Рене Дюге-Труэн и Жан Бар

«бунт на борту» - Бенджамен Хорниголд и Джон Маршалл, хотя Рене Дюге-Труэн и в этой номинации отметился

«открыватели новых земель» - Джон Дэвис, Уильям Баффин и Джеймс Кук; все трое в разное время безуспешно искали Северо-Западный проход (Кук пытался найти его с тихоокеанской стороны), а в итоге нанесли на карту много разных других объектов.

Ну а самые убедительные ботфорты, конечно, у Робера Сюркуфа.

Про Жана Бара и Рене Дюге-Труэна надо будет рассказать отдельно.



Джон Кливли старший (1712-1777). «Резолюшн» и «Дискавери» на Таити. https://www.pictorem.com/72740/HMS%20Resolution%20and%20Discovery%20in%20Tahiti.html



Абрахам Сторк (1644-1708). Голландские китобои у скалистого берега. https://rkd.nl/images/9616



Абордаж. Иллюстрация к мемуарам Рене Дюге-Труэна (издание 1740 года)

Франция, люди-вещи-обстоятельства, моряки, XVII век, XVIII век

Previous post Next post
Up