Еще раз большое спасибо всем принявшим участие в
опросе. Как вы уже, наверное, догадались, опрос был на тему диффузии научного знания, а если точнее, его целью была проверка конспирологической теории о том, что временами эффективность и скорость этой диффузии определяется факторами от собственно науки далекими.
Результаты оказались впечатляющими, заговор существует, секретные службы Мирового правительства зомбируют трудящихся через амальгамные пломбы в зубах.
Для опроса была выбрана популяция интеллигентных, образованных и довольно живо интересующихся окружающей действительностью людей (извините пожалуйста, это я про вас говорю). Всего получен 31 ответ на вопрос "Могут ли приобретенные биологические признаки передаваться следующим поколениям?"(некоторые комментарии остались закрытыми по просьбе ответивших). Из них:
15 - нет
3 - нет для многоклеточных организмов
3 - нет, но есть исключения
3 - скорее нет, чем да
2 - скорее да, чем нет
2 - скорее да, если учитывать мутации
2 - да
Итого, подавляющее большинство настроено скептически или весьма скептически. И действительно, еще 20 лет назад это было превалирующей точкой зрения в науке. Но за последние 10-15 лет было убедительно и многократно показано, что правильный ответ - "да", независимо от числа клеток в организме. Этот "сдвиг парадигмы" эпохален, его импликации для ВСЕЙ биологии и медицины (а также для философии, социологии и многих других дисциплин) огромны, при этом скорость проникновения этой информации в общественное сознание совершенно неадекватна. Так, например, я уверен, что все или почти все ответившие на вопрос слышали о Большом адронном коллайдере, хотя какой-либо вклад в науку ему только предстоит внести. Я также думаю, что все знают о том, что Плутон больше не планета, хотя научная и практическая ценность этой новости приближается к нулю на очень опасную дистанцию. В то же время, революция в биологии, о которой мы говорим, вполне сравнима по значимости с открытием того, что солнце не вращается вокруг земли. Почему же она замалчивается?
Я постараюсь в ближайшие дни написать немножко подробнее и ответить на вопросы из комментариев к предыдущей записи, а пока просто несколько из многих сотен известных примеров передачи следующим поколениям приобретенной фенотипной информации без каких-либо изменений в том, что сегодня называется генами:
Один из самых старых модельных организмов - желтая мышь агути. Эти мыши желтого цвета склонны к ожирению и диабету. В нормальных условиях цвет, избыточный вес и склонность к диабету у этих мышей всегда передаются по наследству. Однако, путем внешних воздействий, которые не вызывают мутаций в генах (включая, например, богатую фитоэстрогенами соевую диету) можно изменить фенотип потомства этих мышей на серый и худой.
(
Morgan HD, et al. Epigenetic inheritance at the agouti locus in the mouse. Nat Genet. 1999;23(3):314,
Dolinoy DC, et al. Maternal genistein alters coat color and protects Avy mouse offspring from obesity by modifying the fetal epigenome. Environ Health Perspect. 2006;114(4):567)
В другом примере, широко использующийся в сельском хозяйстве (особенно в виноградарстве) противогрибковый агент винклозолин не вызывает генных мутаций, но вызывает серьезные нарушения репродуктивной и других функций у четырех поколений потомков крыс, подвергнутых воздействию этого фунгицида (
Anway MD, Rekow SS, Skinner MK. Transgenerational epigenetic programming of the embryonic testis transcriptome. Genomics. 2008;91(1):30).
Рис, обработанный метилирующим соединением передает карликовость 9 поколениям потомков без изменения в генах.
(
Akimoto K, et al. Epigenetic inheritance in rice plants. Ann Bot. 2007;100(2):205)
Совсем недавно было показано, что передаваться по наследству могут признаки, приобретенные не только под воздействием химических веществ, но и в результате обучения. Мыши, которые в раннем возрасте (15 дней) были помещены в интеллектуально стимулирующую среду, не только сами выросли более умными чем их контрольные собратья, но и передали этот повышенный интеллект следующим поколениям. (
Arai JA, Li S, Hartley DM, Feig LA., Transgenerational rescue of a genetic defect in long-term potentiation and memory formation by juvenile enrichment. J Neurosci. 2009;29(5):1496)
Кроме лабораторных есть и естественные примеры адаптивной эволюции, например
этот.
Продолжение следует...