Охуенный фильм я определяю просто: пошли титры, включили свет, выходишь из кинозала, а кино будто не кончилось, и все окружающие еще минут десять-двадцать играют в нем.
"ТотКтоПрошелСквозьОгонь" - охуенный фильм безотносительно всего. Безотносительно того, что это первый полностью украинский фильм, безотносительно, что режиссер Михаил Ильенко - брат знаменитого свободовского бандеровца, тоже режиссера Юрия Ильенко.
Признаться, шел в кинотеатр чисто поддержать трудовой гривней украинского производителя. Был готов увидеть националистическую жвачку, дешевые декорации и дешевый пафос, мутный видеоряд а-ля "мы из творческих шестидесятых", порнуху, без которой современное украинское искусство не умеет вообще, и прочее. И всё это готов был терпеть патриотизма из. В результате несколько раз откровенно расплакался (хорошо хоть без девушки был), несколько раз искренне рассмеялся, несколько раз перехватило дыхание от кадров воздушного боя, один раз втянул голову в воротник, смущенный милой, почти целомудренной интимной сценой. Ну, это так, к слову, я вообще стеснительный.
Сюжет местами кажется искусственным, местами плосковатым, но эту плосковатость рядом не поставишь с идеально плоским голливудским блокбастером "Нокаут" с
Джиной нашей Карано в главной роли, который я по случаю также посмотрел на днях. Вот там действительно все сферически гладко, и можно предсказать действия персонажей вплоть до реплик.
В ТомКтоПрошелСквозьОгонь нет, НЕТ пафосного патриотизма. Украинский язык звучит меньше, чем русский и английский. В фильме НЕТ смакования трагедии Голодомора и сталинских репрессий, они упоминаются вскользь, упоминаются к месту, как необходимая сюжетная завязка, и я очень благодарен Михаилу Ильенко, что он удержался на этой грани. НЕТ массовых изнасилований и расстрелов, НЕТ рефлексии относительно непростой доли украинской государственности. Украинцы показаны не рыцарями без страха и упрека, не страдальцами, а такими себе бытовыми мистиками, чародеями, которые до двадцатого века не разучились заговаривать предметы: "...Без вітрил, без колес, неси мене до небес, гей-гоп, куций пес..." И то, что главный герой в финале поселился в индейском племени - не авантюрный финт, а логичный и концептуально-оправданный финал.
Шлейф надоевшего украинского мистического диссидентского искусства есть, но это так не по-голливудски красиво, что пусть будет. Затянутых кадров нет, динамика бодрая, некогда в туалет выскочить.
Я не любитель мелодрам, но это хорошая мелодрама. И главный герой красив и харизматичен, что тот Джонни Депп. И главная героиня красивая и милая. И второстепенные персонажи яркие, особенно "довгоносык" Андриенко в роли полкового командира.
Это хорошее кино.