Не предполагала, что очередной выпуск моих "Римских каникул" начнется с... некролога. 29 января 2015 года
скончалась известная австралийская писательница Колин Маккалоу.
Ее самая известная книга "Поющие в терновнике" была самой любимой книгой моей юности. И хотя основная тема книги посвящена нелегкой жизни в Австралии, есть там и римские эпизоды. К избранным цитатам добавлю фото, сделанные нами в Риме в 2013 году.
3. Но вначале немного предисловия. Маккалоу прожила более 77 лет, но в памяти пусть лучше она останется такой, как на верхнем фото - энергичной, полной жизни женщиной. Биография Колин Маккалоу:
1 и
2.
Писательница увлекалась также исторической прозой. Роман «Песнь о Трое» рассказывает об участниках и героях легендарной войны, а серия «Владыки Рима» - о последних годах существования Римской республики. Семь книг, написанных в течение 17 лет, подробно и удивительно живо повествуют о знаковых событиях важнейшего исторического периода. Как прекрасный рассказчик, Колин Маккалоу детально описывает быт римской аристократии, представляет карты масштабных сражений и раскладывает по полочкам политические ходы своих героев. «Владыки Рима» - один из самых неожиданных триумфов десятилетия, - писал критик Дэвид Маклейн. - Колин Маккалоу рассматривает восьмидесятилетний период кризиса, который начался с политических дуэлей Марка и Суллы и в итоге привел к краху Римской республики. Книги этой серии не для любителей «легкого чтива» - это серьезные, богатые деталями политические романы, рассказывающие о внутренних процессах, происходящих в Республике, и амбициях честолюбцев, которые стремились к богатству и славе».
4.
Римский император Адриан, умирая, написал стихи, обращенные к своей душе, они показались мне уместными здесь и сейчас...
Animula, vagula, blandula,
Hospes comesque corporis,
Quae nunc abibis in loca,
Pallidula, rigida, nudula,
Nec ut soles dabis jocos?
Душенька моя, летучая, чудная,
Гостья тела и спутница,
В какой теперь уходишь ты,
Унылый, мрачный, голый край,
Забыв веселость прежнюю?
5.
Но этот большой древнеримский цикл я затрагивать пока не буду, а ограничусь книгой «Поющие в терновнике». Написанная Маккалоу в 1977 году, она вошла в историю мировой литературы. Книга о том, как члены семейства Клири и священник Ральф де Брикассар преодолевают жизненные обстоятельства, была переведена на 20 языков мира и стала визитной карточкой писательницы. «Поющих в терновнике» часто воспринимают как роман о любви, женскую книгу и т.п. Но я вижу там другое - нелегкий труд в тяжелых природных условиях, о том, как в те времена (до Второй мировой войны) понимали свой долг, о том, какие противоречия возникали в обществе и как они были способны губить жизни и чувства. И особенно о том, как религиозные обеты способны причинять зло. Удивительно многогранная книга - каждый раз, как я беру ее в руки, нахожу что-то новое для себя.
6. У меня вот такое издание книги:
7. Вторая волна популярности «Поющих в терновнике» началась в 1983 году, когда по книге был снят телевизионный
сериал с Ричардом Чемберленом и Рэйчел Уорд в главных ролях. Маккалоу этот сериал не любила.
Сериал получил несколько премий «Золотой глобус» и «Эмми» и побил все рекорды по просмотрам. Сама автор была в ужасе от телеверсии и называла ее «совершеннейшей блевотиной». Колин считала, что режиссер сам не ведал, что творил, а исполнитель главной роли абсолютно не подходил на роль Ральфа. «Мне кажется, сериал стал популярен только потому, что люди хотели увидеть любимых героев книги своими глазами», - говорила она в одном из интервью.
8. Привожу здесь пару кадров из фильма, имеющие отношение к Риму.
9. Я видела этот сериал еще в конце 80-х, когда брала видеокассеты в пункте проката. Мне тоже священник Ральф, позднее кардинал де Брикассар, в фильме не очень приглянулся. А вот исполняющий роль кардинала Витторио ди Контини-Верчезе актер Кристофер Пламмер хорош. Впрочем, он мне и до этого фильма нравился, в частности, в роли Холмса в фильме "
Убийство по приказу" (1979 г.)
10. Но перейдем, наконец к римским цитатам из книги. Их немного, и это хорошо, иначе пост превратился бы в очередную диссертацию...
11.
12. Вечный город. «Да, поистине вечный, - думал Ральф де Брикассар, глядя из окна такси на купола и колокольни, на усеянные стаями голубей площади, на великолепные фонтаны и римские колонны, чьи основания уходили в глубь веков.
13.
14. - Нет, для него все это лишнее. Ему важно в Риме одно - Ватикан, его роскошные залы, открытые для всех, и отнюдь не роскошные кабинеты, недоступные посторонним».
15.
16. Монах-доминиканец в черно-белом облачении провел его по высоким мраморным коридорам, среди бронзовых и каменных изваяний, которые украсили бы любой музей мира, мимо великолепных картин в стиле Джотто и Рафаэля, Боттичелли и Фра Анжелико.
17.
18. - Мне хотелось поглядеть храм святого Петра, монахини много про него рассказывали нам и фотографии показывали. Так что когда нас послали в Рим, я обрадовался. Мы приехали сегодня утром. И я сразу сюда пошел, как только сумел вырваться. - Брови его сдвинулись. - Только все получилось не так. Я думал, приду в самый главный храм и почувствую, что Господь Бог тут, совсем близко. А собор такой огромный, пусто, холодно. Я совсем не чувствовал, что Бог близко.
Архиепископ Ральф улыбнулся.
- Я тебя понимаю. Но, видишь ли, собор святого Петра ведь не церковь. Не такая, как другие церкви. Это главный римский храм. Помню, я сам очень не скоро к нему привык.
19. ...когда Италия оказалась в лагере врагов Германии, именно он убедил фельдмаршала Альберта Кессельринга объявить Рим открытым городом. Флоренция тщетно добивалась того же преимущества и лишилась многих ценностей, которые впоследствии ей были возвращены только потому, что Германия проиграла войну.
20. Машина, присланная из Ватикана, встретила Дэна в аэропорту и помчала по выцветшим солнечным улицам, полным красивых улыбчивых людей; он так и прилип к окну, вне себя от восторга, вот счастье - увидеть собственными глазами все, что знал лишь по картинкам: колонны Рима, роскошные дворцы и собор святого Петра во всем великолепии Ренессанса.
21.
22.
23. Она подошла к окну, поглядела на невзрачную маленькую площадь - мощеный прямоугольник, на нем два чахлых платана, под платанами три столика, по одной стороне - церковь, построенная без особой заботы об изяществе и красоте, штукатурка стен облупилась.
24.
25. ...всюду, куда ни пойдешь, полно народу, улицы забиты машинами - пронзительно сигналят мотороллеры, маленькие напористые «фиаты» двигаются скачками, точно стада перепуганных лягушек.
26.
27. Как оно и подобает, они осматривают все подряд: вот Ватиканский музей и под конец, как награда за долготерпение, Сикстинская капелла, вот Форум, Колизей, Аппиева дорога, лестница на площади Испании, алчный фонтан Треви.
28.
29.
30.
Ссылки на предыдущие части
Римские каникулы, часть 1-я: метрополитен
http://renatar.livejournal.com/586765.htmlЧасть 2-я: Колизей через художественную призму времен
http://renatar.livejournal.com/588230.htmlЧасть 3-я: итальянские бандиты
http://renatar.livejournal.com/588732.html 31.