Сегодня очередная часть римских зарисовок, где, наконец, на сцену выйдут разбойники и бандиты всех мастей. Вы узнаете о моем знакомстве с итальянским гангстером, будет также немного кинематографа, картографических загадок, комических ситуаций и прочего винегрета. :-) Разбоя в Риме, конечно, хватало всегда, о чем свидетельствует эта картина 1566 года (при щелчке откроется изображение большего размера, 1380х800рх). Но поговорим о временах не столь отдаленных...
Вместо вступления - кинематографический эпизод. Когда я рассказывала о Колизее,
maksim_kot сообщил мне, что был фильм с участием Брюса Ли и Чака Норриса, где один из эпизодов был снят в Колизее. Хотя русская Википедия
говорит о том, что сцена сражения Брюса с Чаком в Колизее снималась в павильоне студии Голден Харвест, сайт
IMDb и
Кинопоиск утверждают, что Колизей там самый настоящий.
«Возвращение дракона» или «Путь дракона» (1972) - гонконгский фильм, стал культовым среди любителей боевых искусств, выделялся новой для своего времени постановкой боевых сцен, присутствовали и комедийные элементы.
Сюжет вкратце таков: в Рим из окрестностей Гонконга приехал парень Тан Лун (в роли Брюс Ли), чтобы помочь разобраться в проблемах ресторана китайской кухни, т.к. ресторан подвергался нападкам со стороны местных бандитов, желающих завладеть рестораном. Не сумев справиться с ним своими силами, мафиози нанимают лучших европейских и японских мастеров боевых искусств, но Тан с легкостью побеждает всех. И тогда против него на арену древнего Колизея выходит «крутой и смертоносный» американец Колт (Чак Норрис).
На кадрах из фильма заметно, что режиссер с оператором просто любовались Колизеем и снимали сцену поединка с разных ракурсов, практически не повторившись:
Меня, правда, звали не Тан Лун, и приехала я в Рим вовсе не из Гонконга, а из Латвии, но совсем не ожидала, в отличие от боевого парня, что тоже встречу там бандита. И это был вовсе не Чак Норрис.
Кстати, я не зря прошлый раз вспоминала отрывок из книги "Граф Монте-Кристо", как Франц д'Эпине в ночном Колизее подслушал разговор графа с главарем римских разбойников Луиджи Вампой. Можете, кстати, сравнить кадр из советского
фильма "Узник замка Иф" (1988), где Франц в ужасе бежит по галерее Колизея, с реальной галереей из гонконгского фильма выше:
Помните, что было дальше? Люди разбойника Вампы обманом завлекли и похитили друга Франца - Альбера де Морсера. Альбер имел неосторожность сесть в коляску прекрасной поселянки, оказавшейся на деле молодым бандитом, притащившим свою жертву в западню. Вот на этом кадре видно, как разбойники окружили коляску. Альбер здесь виден со спины, в голубом маскарадном плаще:
Но пора вернуться к нашим приключениям. Так вот, перед тем, как поехать в Рим, мы накануне были в Пизе и Флоренции. Было так жарко, что я натерла ногу в своей проверенной и многократно испытанной до того походной обуви. Обклеившись пластырями, с тревогой думала о том, как дальше буду ходить по Риму в тридцатиградусную жару. Обсудила это с руководительницей нашей тургруппы, задав ей вопрос - может, там где-то останавливаются автобусы системы "Hop-on - hop-off", показывающие основные достопримечательности города? Решили, что на месте разберемся.
Возле Колизея обычно паркуются такие экипажи, только в тот момент я об этом еще не знала (фото из интернета):
Эту информацию я прочитала уже потом:
Обязательно прокатиться на велорикше около фонтана Треви. Ловко лавируя в потоке пешеходов и машин, он провезет вас узкими улочками старого города, куда вы ногами вряд ли дойдете. Покажет достопримечательности в этой части города и немного расскажет на английском об их истории. Причем сделать это надо в первой половине ваших римских каникул. Стоимость получасового тура на двоих 25 евро. Часовой тур обойдется в 50 евро.
Покататься на экскурсионном автобусе с открытым верхом. Автобусы оснащены аудиогидами на разных языках, в том числе и на русском. Вариантов таких автобусов много и ходят они по схожему маршруту, но рекомендую Trambus 110 Open. Автобусы красного цвета. У них на одну остановку больше. Автобусы удобны тем, что помимо экскурсии являются еще и средством передвижения по центру Рима. Они делают редкие остановки в процессе движения, на которых можно в любое время сойти и в любое время снова войти и поехать дальше. Рекомендую взять билеты на 48 часов по 20 евро. Таким образом, вы на два дня будете обеспечены транспортом в центре. Главная остановка на железнодорожном и автобусном вокзале Термини (Termini), но купить билеты можно на любой остановке, если конечно вы их найдете.
http://neshitoff.livejournal.com/48828.html Увидела плакат на задней стороне экипажа. Поскольку там было практически все основное, что хотелось бы увидеть в Риме, я подумала: а почему бы и нет? Коляска с электроприводом, большой нагрузки для рикши не должно быть, фотографировать отсюда удобнее, чем через стекло автобуса, от солнца спасает тент. Показала плакат руководительнице тургруппы и она быстренько договорилась с рикшей, сплавив нас, пока остальная группа стояла в очереди в Колизей (так мы туда внутрь и не попали):
Но я не жалею об этом, потому что пока основная группа под палящим солнцем бегала по Колизею и римским форумам, захватив еще несколько памятников типа Пантеона, мы за три часа успели посмотреть намного больше (по красной линии) и самостоятельно погулять (по синей линии). Причем была радость узнавания многих памятников, которые я когда-то изучала по истории архитектуры. Потом уже дома, разбирая фотографии, мне удалось полностью восстановить наш маршрут (про точки на карте расскажу отдельно):
И обратила внимание на некую странность маршрута - он явно не был оптимизирован с точки зрения расстояний! Но почему? Другой бы не стал заморачиваться этим вопросом, но мне же нравится проводить расследования! И вот до чего я докопалась.
У фирмы, обозначенной на плакате, вообще-то есть стандартный маршрут, хотя на том плакате выше его нет. Это маршрут часовой поездки:
А это - двухчасовой (слева полный маршрут, справа его часть). Как видите, с нашим не совпадает:
Оказывается, из-за того, что Лиана (руководительница) попросила нас доставить до собора св. Петра (где намечался сбор группы), рикше пришлось изменить маршрут, и вместо того, чтобы везти нас в Трастевере, он в какой-то момент переиграл все и повез на Пьяцца-дель-Пополо, чтобы закончить у собора св. Петра. Я долго ломала голову над тем, почему такие странные очертания, стала разбираться в причинах неоптимизированной траектории и выяснила, что за рулем-то был не профессионал и, возможно, им разрешено ездить только по определенным улицам. Более того, у меня в какой-то момент волосы встали дыбом. :-))
Помните, как Альбер де Морсер сел в коляску прекрасной поселянки и оказался в плену у разбойников? Жарким летом 2010 года я пропустила одну интересную информацию в интернете:
30 Июля 2010. Начиная с середины текущей недели в Риме появятся собственные велорикши. Площадкой для обкатки столь экзотического транспортного средства станет Вилла Боргезе. Обслуживать новые велотакси будут только туристов. Разработка и внедрение нового транспортного средства была реализована в рамках проекта, направленного на обеспечение устойчивого развития транспорта для туристов и создания новых рабочих мест. Муниципалитетом Рима был подписан протокол соглашения с ассоциацией «Federalberghi» и «Asshotel» о проведении рекламной акции по инициативе, финансируемой Министерством юстиции Италии. Стоит отметить, что ремонтом и управлением велорикш будут заниматься бывшие заключенные, чья пригодность была проверена Управлением по уголовно-исполнительным наказаниям. Прокатиться на велотакси можно будет бесплатно до сентября месяца, каждый день с 9:00 до 20:00. Примечателен ещё тот факт, что Рим стал одним из первых европейских городов, в которых разрешено передвижение этих транспортных средств.
http://www.utravel.ru/events/_aview_b4232795cat15 И подробнее:
В Риме в 2010 г. стартовал новый проект - велотакси. У этого эксперимента сразу несколько целей - улучшение экологической обстановки в Вечном городе, создание дополнительных рабочих мест и развитие транспорта для туристов. Всё проходит под чутким контролем министерства юстиции, и это не случайно, ведь римские велорикши - это вчерашние заключенные, которых столь необычным образом пытаются вернуть к нормальной жизни.
С приставкой "Эко-" в XXI веке любое дело будет ультрамодным. Но "экорикши" для Рима еще и долгожданный подарок туристу. Там, где раньше только пешком, теперь с ветерком, и комфортом - к фонтану Треви, к испанской лестнице - этому общественному транспорту полицейские прощают все, и тротуары, и пешеходные зоны. "Зеленые" счастливы - велорикши не жгут бензин, не загрязняют атмосферу. Но при этом это не просто велосипед, 24 передачи, АБС и моторы. Виды города, необычные ракурсы, но это поездка подарит туристам еще и незабываемые острые ощущения. Перед тем, как отправиться в тур, каждому намекнут, что у вашего водителя необычная биография и очень богатый опыт.
Они с виду вполне приличные люди, но Аньелло из Неаполя - большой специалист по ограблению банков, отсидел 22 года, Франческо чуть меньше и пока на условно-досрочном. У кого какие статьи за плечами, знающие люди читают по татуировкам. Министерство юстиции, один из инициаторов эко-социального проекта, просит не беспокоиться, все прошли проверку. Оправдывая доверие, некоторые водители удивляют туристов знанием истории города и даже владением языков. Месячная зарплата велорикши для Рима скромная, в среднем 500 евро плюс чаевые. Зато какая работа - с людьми, на свежем воздухе. После многолетнего вынужденного молчания, водители необыкновенно разговорчивы, любопытны. Мэрия закупила восемь велорикш. В сентябре, когда подведут итоги эксперимента, их станет больше.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=382680http://newsland.com/news/detail/id/540680/ Помните, как там в мультфильме о капитане Врунгеле? Джулико Бандито и де ля Воро Гангстерито?
Наш рикша. А с виду такой симпатичный итальянец... трудно представить себе, что он мог 20 лет отсидеть в тюрьме. Я, конечно, заметила некоторые странности, но не будучи знакомой с итальянцами, не могла сказать, что это не от их пресловутого темперамента. :-)
Прежде чем продолжить рассказ о нас, приведу несколько ссылок по теме рикшей в Риме:
Фотографии рикш в разных странах
http://www.corriere.it/foto-gallery/cronache/14_febbraio_08/intramontabile-riscio-dall-india-all-italia-56f30872-9089-11e3-85e8-2472e0e02aea.shtml#1 Видео с рикшами
http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=29248 Ecotour Roma: turismo eco-sociale in risciò
http://www.blogecologia.it/2010/07/ecotour-roma-turismo-eco-sociale-in-riscio/ Экотур является инновационным и экологическим способом открыть для себя удивительный Рим, используя коляски рикшей с электрическим приводом, способные везти вас на путешествие по чудесам в самом сердце Рима:
http://blowup.shamba.memefarmers.net/i-progetti/ecotaxi/ecotour/ Ecotaxi/Ecotour стал новым совместным проектом под эгидой муниципалитета Рима и Министерства юстиции, который был активизирован с лета 2010 года и содействовал снижению шума и загрязнения воздуха в историческом центре города, а также для реинтеграции социально незащищенных лиц, получивших работу на экологических транспортных средствах.
http://hitthewave.wordpress.com/2013/05/20/city-touring-the-way-i-like-madrid-by-sidecar-motorcycle-rome-by-cycle-rickshaw/ As I have found a facebook link with different Ecotour contact numbers, I’m including them without knowing if they correspond to the same scheme.
https://www.facebook.com/pages/Roma-Ecotour/108610405975963 Кстати, это, по-моему, наш рикша, только сфотографированный на пару лет раньше, еще худенький после тюрьмы:
Теперь реплика по поводу этого:
Итальянская столица стала первым городом, в котором официально разрешен этот новый вид транспорта. Теперь отправляясь на отдых в Италию, вы станете участником эксперимента, который призван не только развлекать многочисленных туристов, но и создавать новые рабочие места. Так что от этого проекта выиграют и гости Рима, и его жители.
http://www.veltra.ru/velo_rim/ Правда, насчет одного из первых городов, тем более первого - не знаю. В Риге, например, эта услуга с 2005 года, если верить этой заметке:
Велорикши в Старой Риге. Председатель правления ООО GIVAL Валерий Спинга сказал, что свои услуги велорикши начали предлагать только в этом году и пока рано подводить итоги. Но несомненно, что дела идут неплохо и уже в ближайшем будущем появится еще несколько велотакси. 6 июля 2005 года
http://www.gorod.lv/novosti/14288/print И небольшой экскурс в историю:
Что такое велорикша?
Сначала была рикша. Слово рикша произошло от японского слова «дзинрикися», которое переводится так: дзин - человек; рики - сила; ся - повозка. Двухколёсная лёгкая повозка которую человек везёт впереди или сзади себя держа ее за две длинные оглобли и называлась рикшей. Впервые появилась и была запатентована в 1867 году в Японии американцем Гоблом. Затем, начиная с начала 20-го века постепенно распространилась в странах Восточной и Южной Азии. Владельцами повозок (рикш) были предприниматели и они использовали труд наемных возниц, который был очень трудным, изнурительным и среди них была высокая смертность.
В 1930-х годах 20-го века стали применять педикеб - кузов рикши сбоку присоединили к велосипеду и получилось подобие мотоцикла с коляской. Велорикши так же возникли в Японии, как продолжение развития обычных рикш, они тоже распространились в странах Восточной и Южной Азии. Теперь правильно называть этот вид транспорта «велотакси» - это один из видов общественного транспорта на котором одновременно перевозят не более 2-х пассажиров. Двигателем является мускульная сила человека.
И уже во второй половине 20-го века века велотакси превращаются в транспорт для развлечения туристов. Так, в Нью-Йорке велотакси курсируют, в основном, в районе Центрального парка, в Вашингтоне - в районе Нэшнл Молла, в Лондоне - в районах Сохо и Ковент-Гарден. В разных городах и странах конструкция велотакси различна. Трёхколёсная конструкция более привычна на Западе, при которой велосипедист (водитель) находится впереди, а пассажирское сиденье установлено за его спиной на двух колёсах; при этом часто вся конструкция велотакси покрыта крышей. Однако например во Вьетнаме, велосипедист - водитель находится сзади, а впереди - два колеса и пассажирское сиденье. Также иногда встречаются четырёхколёсные велотакси.
В основном велорикши применяют в крупных городах, для улучшения экологической обстановки, а так же для развития транспортного сообщения для туристов. Так, в Риме 3 августа 2010 г. запустили проект велотакси. Для этого были закуплены восемь велорикш, а после подведения в сентябре итогов проекта, их станет ещё больше. Так будут решены проблемы не только экологии, но и доступа туристов к местам, где раньше побывать они могли лишь пешком, но и трудоустройства бывших заключённых, которых специально отобрало для этого проекта министерство юстиции Италии.
http://vseinteres.jimdo.com/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%88%D0%B8/ В общем, пора загружаться в экипаж и ехать:
Прощай, Колизей!
Кому интересно техническое оснащение велорикши, вот фото покрупнее:
По проезжей части едут не только машины и рикши, но и скейтбордисты. На заднем плане Капитолий и огромный белый памятник Виктору Эммануилу, фото поближе покажу в других выпусках римских каникул:
Вот тоже бандиты своего рода. То ли
пандиты, то ли жулики :-) На месте форумов Траяна и Августа:
Теперь мне понятна ухмылка итальянского полицейского, мимо которого мы проехали:
Но не рикшами едиными... В Риме разрабатываются и другие экологические проекты:
29 июля 2012. В Риме будут запущены "такси будущего" - автомобили, работающие от солнечной энергии и электричества. Электромобили будут заряжаться энергией, вырабатываемой фотогальванической установкой, размещенной в центре технического обслуживания перевозчика Radio Taxi 3570. Установка также будет снабжать электричеством офисы компании, техсервис, автомойку и другие помещения. Проект получил название "Зеленая дорога". Первые 20 такси нового типа появятся на улицах города в 2013 г.
http://www.travel.ru/news/2012/07/29/203820.html Вот в такое приключение мы ввязались, сами того не зная. :-) Но скажу, что было здорово и дух захватывало, когда рикша внаглую въезжал прямо в середину транспортного потока, причем ему уступали дорогу и машины и мотоциклы. И в то же время он мог въезжать и в пешеходные зоны. Ни пешком, ни на машине в Риме такой эффективной прогулки за 2 часа бы не вышло.