Литературное

Apr 29, 2020 15:07


Товарищи, не обессудьте, но про современную чернуху порассуждаем в другой раз.
Сейчас хочется о классической литературе поговорить, например.
Благо, повод есть. Вот, у товарища в ЖЖ увидел интересное рассуждение о романе Горького:

В "Жизни Клима Самгина "- и в романе, и особенно отчётливо в фильме - есть один эпизод.
Клим, уже адвокатский поверенный, едет по делам в деревню, а время - неспокойное, год, кажется, 1901 или 1902 - следующий за тремя или четырьмя неурожайными.
Мужики бунтуют и даже осуществляют по отношению к барам насилие иногда - грабят, саботируют, жгут, но без фанатизма пока ещё, по неосторожности, больше нечаянно, чем по плану.
У брички, на которой путешествует Клим, ломается ось, и он становится невольным свидетелем того, как мужики одного из сел всем миром грабят помещичье зернохранилище, сбивают замок с "магазеи", отворяют двери, мешками выносят пшеницу.
Колесо ему, несмотря на общую движуху, в селе таки чинят, и он едет дальше.
И вот тогда, удалившись от села на безопасное расстояние, кучер, до того весьма дружественно и даже с сочувствием общавшийся с сельчанами, начинает сдавать Климу имена и фамилии зачинщиков безобразия - без всяких вопросов и понуканий со стороны Клима, просто так, по какому-то непонятному побуждению то ли сподличать, то навести в своём мире порядок.
Клим по обыкновению своему брезгливится происходящим, пытается уклониться от льющейся ему в уши информации, но кучер настаивает, настаивает, долбит, долбит.
Наконец, Клим не выдерживает, одергивает его - стыдоба, мол, какая, предавать своих же товарищей, что бы они там ни творили.
Кучер и с этим с готовностью соглашается - и то, барин, верно - нехорошо.
В фильме этот эпизод становится определяющим - Клим после него окончательно теряет веру в народ и приобретает всё растущее от народа отвращение.
И ведь не поспоришь - ни с достоверностью ситуации (таковы они, таковы, мужички-то достоевские, и до сих даже пор), ни с эмоцией интеллигентской от всего от этого тошноты.
А всё равно - с души от этого воротит, и всё зацепку хочется найти, ошибку логическую, опрокидывающую построения Самгина и с ним Горького.
Таков народ, но и не таков, что-то важное даже и в этой истории - упущено. Только вот - что?

Ну, "Клима Самгина" я давненько читал, этого эпизода не припомню. Но постоянные читатели этого блога в курсе, как я т-ща Горького люблю, "раскрутиться" за него готов. И всегда за Лексей Максимыча заступлюсь.


Особенно теперь, когда недопонимание имеет место.
До т-ща Горького явно не по делу докопались. Это ясно даже из беглого перессказа эпизода, не надо и роман перечитывать. Вот же у Горького - кучер-доносчик, а рядом сидит Клим, которому доносы отвратительны. Вот вам два представителя Народа, один "таков", другой "не таков". Ничегошеньки в этой истории не "упущено". Но чтобы её правильно понять, нужно чуть-пачуть понимать ситуацию в целом.

Скажем, мотивация кучера спервоначалу не совсем ясна. Зачем кучер стал "сдавать" малознакомому пассажиру сельчан, с которыми только что так весело и сочувственно общался? Можно предположить навскидку, что кучер просто подлец, либо кулацкая рожа, либо профессиональный стукач.
Но подлость в исполнении явного подлеца вряд ли удивила и поразила бы Клима.
К мотивации кулака тоже вопросов бы не было - собственник распереживался за нарушение принципа собственности, увидел в грабеже помещичьего добра угрозу собственному добру и поспешил донести на "смутьянов".
Профессиональный же стукач не станет сливать информацию первому встречному попутчику, значит этот вариант тоже отпадает.
Тут самое страшное - именно что доносчик такой же "простой мужик", как и те, на кого он доносил. Страшно также, что доносить кучер начал по собственной инициативе, без понуканий со стороны собеседника. Клим этого "захода" вообще не понял. Не понял и автор поста. Автор считает, что кучер разоткровенничался "просто так, по какому-то непонятному побуждению то ли сподличать, то навести в своём мире порядок". А всё совсем не "просто так".

Дело в том, что православное царское правительство на крестьянские мятежи реагировало - карательными экспедициями. И не сильно принципиально было, грабили мужики "по плану", либо "нечаянно". Каратели приходили в любом случае. И устраивали такие экзекуции - старина Оскар Дирлевангер покуривает. С особым рвением уничтожали "непокорных" - тех, кто отказывался падать на колени, извиняться и каяться. Ну, а ежели встал на колени и всех "заводчиков" бунта назвал - можно было отделаться "всего-навсего" шпицрутенами.

Кучер, который Клима вёз, успел на глазах своего пассажира по-дружески ("и даже с сочувствием") пообщаться с мужиками, грабившими "магазею". Вероятно, в тот момент он вообще ни о чём таком не думал. А вот как из села выехали, так кучер и приуныл. Пассажир - явно "барин", это и по одёже, и по разговору понятно. Причём барин не простой. "Поверенный" какой-то. Ну, то есть судейский, в суде работает. Тут-то кучер и перепугался. Ведь приезд карательной экспедиции - вопрос ближайшего времени. А кучер, дурак этакий, при барине неосторожно показал, что лично знает мятежников, грабивших зернохранилище. Да ещё и сочувствие вздумал выказывать, осёл! Вот придут каратели - они тебе устроют "сочувствие". В лучшем случае - кожу со спины спустят... Может, барин судейский для того по деревням и катается - вынюхивает, где крамола гнездо свила, да кто бунтовщикам помогает... Примерно такие мысли роились в голове несчастного кучера. А Клим молчал, никаких вопросов не задавал и, тем самым, кучера пугал ещё сильнее. Видать, барин допрашивать и пытать не собирается. Ждёт проявления "сознательности", наверно. А если не дождётся, то просто напишет потом, что кучер такой-то - вор и укрыватель мятежников. И всё, сливайте воду...

Сам себя перепугав, кучер начал по собственной инициативе называть пассажиру имена сельчан, грабивших помещичью собственность. Тут бы Климу успокоить собеседника тёплым словом и шуткою, мол: "Братан, ты меня с прокурором попутал, это прокурор про людей чернуху собирает. А я адвокат, так-то, меня больше всякие заслуги и подвиги интересуют. Расскажи лучше, кто у вас в селе хороший и добрый человек"... Но Клим, как полагается типичному российскому интеллигенту, при столкновении со Злом отмалчивался и просто рожу кривил от неприязни (положительные персонажи из советских фильмов 70-х и 80-х годов такое поведение неистово одобряют). Эту недовольную гримасу кучер наверняка истолковал вполне однозначно. Барину, видать, не нравится предоставленная информация, имена-фамилии мятежников барин, видать, сам давно знает. Стало быть, нужно больше подробностей. Мысль о том, что одетый по-господски пассажир не сочувствует ограбленному помещику, не настроен искать расхитителей и мстить - такая мысль попросту в голове кучера не умещалась. И вот, опасливо косясь на недовольную физиономию Клима, кучер настойчиво "долбил", "настаивал", словом - из кожи вон лез, чтобы барин таки понял: перед ним законопослушный и благонамеренный подданный Империи, слуга царю, отец солдатам, взвейтесь, соколы, орлами и т.п.

Интеллигент же Клим - всё морщился и кукожился, а в оконцовке заявил кучеру, что "предавать товарищей стыдно, что бы они ни натворили". И потом немедленно "потерял веру в народ". Ну правильно, ведь если один конкретный кучер сделал подлость, значит русский человек вообще есть существо подлючее, испорченное до мозга костей. И исправлять русский народ - только время терять. Ведь такое паскудное двоемыслие - сочувственно улыбаться товарищам, а потом их имена-фамилии сообщать полицаю...

За собой похожего двоемыслия Клим, ясно, не замечает. Он не понимает, что совет "ни в коем случае не предавать товарищей полиции" несколько странно звучит из уст профессионального юриста. Вот был бы Клим профессиональным революционером, либо профессиональным преступником - другое дело. Но он - юрист, в суде подвизается. А если право в стране совершенно не работает, если полицейские стали врагами народа, если дошло до того, что уже вполне резонно считается "подлым" желание сообщить законным властям об уголовном преступлении - тогда чего порядочному и цельному человеку делать в суде? Развивать и продвигать там идеи а-ля "мусорнуться западло"?

Короче, суть эпизода из горьковского "Самгина" не в том, какие это подлые людишки, русские крестьяне. А в том, какая это мерзкая штука - эксплуататорский строй, который даже неплохих и честных людей уродует. Чеховские "человеки в футляре" не только среди гнилой телигенции встречаются, но и среди других сословий тоже!
Суть в том, что иной раз вроде ни войны вокруг нет, ни захватчиков-интервентов - но вести себя всё равно нужно так, будто ты на оккупированной фашистами территории. А фашист, иной раз, прячется под личиной хорошего и порядочного человека, любителя природы, искусства и прогрессивной литературы. Пособником же фашистов может - вольно или невольно - стать любой законопослушныйй обыватель. И человек доброй воли должен эти обстоятельства учитывать, чтоб в блудняк не попасть.

Кстати, у моего любимого писателя-народника, Глеба Иваныча Успенского, на сию тему замечательный рассказ есть. "Прогулка" называется. Если у кого из товарищей по случаю карантинов свободное время имеется - советую зачитать. Потом легче будет того же Горького понимать.

Рот Фронт!

криминал, РКМП, Горький, литература, национальное

Previous post Next post
Up