Продал тут два текста

Dec 23, 2005 17:09

В один журнал. Тема обоих похожа:

Должность такая: дурь напускать
Шут появляется в окружении королей в эпоху Средневековья. Философы и историки считают, что шуты стали для правителей своего рода заменой древних языческих жрецов. Они пишут, что шуты при королях и царях появляются в исторические периоды промежуточного характера - между полноценной сакральной иерархией и профаническим строем. Полная десакрализация власти влечет собой исчезновение фигуры шута. Не удивительно, что в России шуты продержались долго. Ровно столько, сколько не подвергалась сомнению божественность Самодержавия в России.

В народной речи слово «шут» обозначает профессионального дурачка. Шут, это человек, промышляющий остротами и дурачеством, на смех и потеху людям, напускающий на себя дурь и чудящий и острящий под этой личиной.
Надо сказать, что шутовство в сознании нашего народа штука неоднозначная. Тем же самым словом «шут» русские часто именуют черта, нечистого: шут его бери! Ну, его, к шуту!
Этот факт является еще одним подтверждением теории, что шуты пришли на замену языческих жрецов и колдунов после распространения христианства.
Функция шута лишь на первый, поверхностный взгляд заключается в простом увеселении самовластных князей, отпускании скабрезных шуток и сборе тумаков и затрещин.
Шутовская комедийность и имитация тем и смешны, что являются подделкой чего-то подлинного. А подлинное никогда смеха не взывает (ни подлинная красота, ни подлинное уродство, ни подлинное зло, ни подлинное добро). Смех есть там, где обнаруживается фальшивость, подделка, неподлинность. Этот зазор между оригиналом и копией философы и именуют пространством рождения смеха.
Шут делает этот зазор зримым, обращает на него внимание. И тем самым заставляет задуматься над сущностью бытия и самого человеческого существования.

Европа и мы
В Европе долго были распространены "ослиные процессии", которые в результате превратились в карнавалы. Сюжет их был различен, но было и общее: участие христианского клира и знати в шутовском действе. Епископа, украшенного венками, сажали задом наперед на осла, Папе дарили лисенка, процессия пела песенки, часто богохульного и непристойного содержания. Зафиксированы даже случаи, когда ослом наряжали Папу.
Историки выводят «ослиные процессии» из древнеримских сатурналий, священных праздников. Сатурналии - обрядовый возврат в "золотой век" (царство Сатурна), когда все были равны и счастливы.
На Руси европейскую традицию «ослиных процессий» постарался внедрить Петр I, устраивавший кощунственные оргии «Всешутейшего и Всепьянейшего Синода».
Вообще же на Руси шутовство имело два вида. Первый представляла, православная, идущая от Византии традиция юродивых, второй - местное дохристианское скоморошество. Традиция юродивых, почти неизвестная в западном христианстве, является важной особенностью Православия.
В присутствии юродивых при государе заключалось основное отличие отечественного шутовства от европейского. Юродивые в России при царях играли почти такую же роль, как шуты при суверенах Европы. Но была и разница. Если западные шуты, как и отечественные скоморохи, вели свою традицию от языческих жреческих корпораций, то юродивые были шутами, абсолютно легализированной ветви христианского православного благочестия.

Шуточное дело
Шуты могли и часто имели немалое влияние на своих господ. Влияние настолько сильное, что их роль при тогдашних топ-менеджерах государств отразилась и в литературе, и в истории. Среди таких и шут Шико из «Графини де Монсоро» Александра Дюма, и Василий Блаженный, которого чтил и боялся сам царь Иван Васильевич Грозный: "яко провидца сердец и мыслей человеческих".
Традиция держать при дворе государя шутов-скоморохов в Европе сходит на нет быстрее, чем в России. Объективную причину этому я уже упоминал: там быстрее победил скепсис насчет божественного происхождения верховной власти.
Зато традиция, которой не было в Европе, держать подле русского императора святых людей, юродивых, в России сохранялась долго. Вплоть до Октябрьского переворота большевиков. Последним русским юродивым, имевшим огромное влияние на управление страной, был Григорий Распутин.
Последним же русским властителем, державшим вокруг себя многочисленных шутов скоморошеского типа, которые имели немалое влияние на него, была Анна Иоанновна. Она обожала позабавиться выходками своих шутов и карликов. Сохранились также письма царицы, в которых она велела сыскивать болтливых рассказчиц: «И ты ее сыщи и отправь сюда, только чтоб она не испужалась: объяви ей, что я беру ее из милости, и в дороге вели ее беречь, а я ее беру для своей забавы; как сказывают, что она много говорит».
Также из мести за прошлые свои обиды она превращала в шутов представителей титулованной знати (князей Волконского, Голицына, графа Апраксина).
О степени влияния шутов на малообразованную Анну и о том, что их выходки могли сильно облегчить или осложнить жизнь отечественным бизнесменам, читаем в художественной литературе:
«Демидов стал на колени и почтительно приложился к руке. Бирон кивком головы одобрил поведение Демидова. Гость незаметно огляделся и осмелел. Кругом расположились фрейлины в пышных робронах; у ног государыни на скамеечках сидели шутихи-говорухи. Царица любила, чтобы говорухи без умолку болтали. Наперсница Новокшонова, старая и костлявая дева, закричала:
- Ехало не едет, и ну не везет...
Государыня оглянулась на шутиху, а та опять прокричала:
- Ни под гору, ни в гору. Ни с места: ни тпру, ни ну!..
Желая потешить государыню, Демидов спросил Новокшонову:
- Неужто про меня, голубица, верещишь?
Шутиха высунула тонкий, как жало, язык и подразнилась:
- Бу-бу... А то про кого ж - сидит ворон на дубу...
Демидов догадался, что сказанное надо почитать за смешное, и, сохраняя меру и вежливость, засмеялся вслед за фрейлинами.» (Евгений Федоров, «Демидовы».)

Карьеры дураков
Присутствие возле первого лица государства давало шутам возможность влиять на управленческие решения. Степень влияния была различной, но определяющей не была никогда. Например, много говорят о мистической силе Григория Распутина и о том, что якобы он чуть ли не решал за царскую чету все политические и кадровые вопросы в стране. Это ложь. К примеру, известно, что Распутин умолял императора не начинать войну с Германией, но к нему не прислушались. Результат известен.
Быть придворным шутом, значило делать карьеру. Герой «Собрания анекдотов» Иван Александрович Балакирев был поручиком лейб-гвардии Преображенского полка (немалый чин), хоть и играл роль официального шута. Иван Балакирев пользовался особенным расположением императрицы Анны.
Многие шуты Анны вообще были людьми незаурядными и весьма способными управленцами. Таким был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Провинность его состояла в том, что пятидесятилетний князь по смерти жены, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру. Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.
Он и выступил женихом в знаменитой свадьбе с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме. Зрелище было феерическое.
Шестого февраля 1740 года сиятельного шута с шутихой обвенчали, после чего свадебный поезд, управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.
Шествие открывали молодые, красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном шли гости: абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые - на свиньях и так далее. Все в своих национальных костюмах, с «принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками», в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.
После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным «поездом» разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.
Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул, чтоб новобрачные не сбежали.
Интересно, что шутом мог быть и иностранец. Так, неплохую карьеру и состояние при дворе сделал себе Пьетро-Мира Педрилло (Pedrillo). Неаполитанец Педрилло прибыл в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере. Но не сложилось, и он перечислился в придворные шуты и скоро сделался любимцем Анны и ее неизменным карточным ее партнером. Нажив состояние, он после смерти императрицы возвратился на родину.
Или вот португальский еврей Ян Лакоста (д' Акоста) - придворный шут Петровского времени, перевезенный в Россию из Гамбурга одним из русских резидентов. Умный и ловкий, он говорил на нескольких европейских языках и превосходно знал Священное Писание. Смешная, нескладная фигура и уменье ко всем подделаться и всем понравиться доставили ему место шута при дворе. За беспорочную шутовскую службу Петр пожаловал ему титул «самоедского короля», подарив ему один из безлюдных островов Финского залива. Веселый был человек Петр Первый. Разве не шутлив его подарок д’Акосте?
Однако в истории Петр не остался шутом. Потому что работал он на позиции царя. А шут профессионал - это не состояние души. А просто должность такая.

Глум и шаль
Заметный русский сатирик Михаил Задорнов любит посмешить соотечественников рассказами о тупости иностранцев и находчивости русских. Мол, русские - единственный народ на Земле, который не разучился смеяться. И потому он лучший. Отечественные сатирики так давно эксплуатируют националистический мотив, что, наверное, уже сами поверили в то, что мы - самая веселая нация на планете. На самом деле это не так. Просто отечественный юмор непонятен иностранцам. Так же как и юмор иностранца чаще всего вызовет у русского лишь пожатие плечами.

Слово юмор латинского происхождения. Поначалу оно означало жидкость или сок. Затем: темперамент (в связи с взглядами средневековых врачей на темперамент как на сочетание телесных жидкостей: крови, желчи, слизей) и настроение. В результате англичане переиначили "гумор" в юмор, и в этом виде слово вошло в русский язык. Слово стало обозначать давно известные в России: шаль, глум, шутку, колкость, забаву или насмешку.
Надо отметить, что шутить в русском языке, это совсем не значит делать хорошо. Шутить по-русски, значит делать что-то ради одной забавы, потехи, смеху, веселья; балагурить, балясничать, шалить, проказить, тешить себя и людей пустой выдумкой.
Про то и поговорки: ««хорошо пошутил, народ помутил!», «шутил Мартын, и свалился под тын!»

Глум Родины
Русский юмор сформирован нашей уникальной историей. Он обычно циничен, даже жесток, а потому отечественный глум или шаль в переводе могут поднять волосы дыбом даже у заправского иностранного юмориста.
Неглупые отечественные руководители эту особенность прекрасно знали, а потому и шутили, всегда учитывая: на экспорт и для внутреннего потребления их проказа.
Любит острую шутку и нынешний топ-менеджер России. Он знает, что его предложение иностранному журналисту приехать в Москву и сделать обрезание у отечественных специалистов, вызовет на Западе лишь недоуменное пожатие плечами. Зато на Родине такое потешное предложение позабавило народ и, возможно, добавило пару пунктов рейтингу президента.
Любили пошутить русские руководители и до Путина. Вот Петр Первый очень хорошо знал свойства и обычаи людей из различных стран, поэтому при приеме иностранцев на русскую службу он устанавливал им жалованье не только по их талантам и ожидаемой от них пользы, но и в зависимости от национальности претендента. Петр в шутку говорил:
«Французу всегда можно давать больше жалованья; он весельчак и все, что получает, проживает здесь. Немцу также должно давать не менее, ибо он любит хорошо поесть и попить, и у него мало из заслуженного остается. Англичанину надо давать еще более: он любит хорошо жить, хотя бы должен был и из собственного имения прибавлять к жалованью. Но голландцам надо давать менее, ибо они едва досыта наедаются для того, чтобы собрать больше денег. Итальянцам еще менее, потому что они обыкновенно бывают умеренны, и у них всегда остаются деньги; да они и не стараются скрывать, что для того только служат в чужих землях и живут бережливо, чтобы накопить денег и после спокойно проживать их в раю своем, в Италии, где в деньгах недостаток».
Царь Петр был большой любитель пошалить по-русски. Шалости его и блажи удивляли иностранцев. Но ему было наплевать. По поводу иностранцев ему приписывают еще одну остроту: «Нам нужна Европа еще лет на десять пятнадцать. А потом мы снова повернемся к ней жопой».
Особенно откровенным был юмор русских военных руководителей. Вот прославленный Александр Суворов написал свой знаменитый «разговор с солдатами их языком». Книга гениальная по своему остроумию и своеобразию юмора. Например: «Штыком коли крепко, пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля дура, штык молодец. Коли один раз, бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблею шею. Сабля на шею, отскокни шаг. Ударь опять. Коли другого, коли третьего. Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше. Береги пулю в дуле. Трое наскачат - первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун.»
Шутки отечественных руководителей сопровождают нас и сейчас. Есть в Санкт-Петербурге местность под названием Автово. Название довольно свежее. И появилось после жуткого наводнения, описанного Пушкиным в «Медном всаднике»:
«Объезжая наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено наводнением. Разоренные крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали. Вызвав из среды их старичка, государь велел ему рассказать, кто и что потерял? Старик начал по-своему: "Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтово домишко весь унесло и с рухлядью и с животом, а у афтово двух коней, четырех коров затопило, у афтово..." и т.д. "Хорошо - сказал император, - это все у Афтова, а у других что погибло?" Тогда объяснили государю, что старик употребляет "афтово" вместо "этого". Посмеясь своей ошибке, государь приказал выстроить на высокой насыпи нынешнюю деревню и назвать ее "Афтово"».
Своеобразный юмор отечественных руководителей высшего уровня творчески перерабатывали и деловые люди. Они жили, как шутили, по-русски, с огоньком, часто на грани фола, особенно, если речь шла о шутках с иностранцами. Во всем мире известна, например, проказа Михаила Андреевича Свентицкого, родом из Калужской губернии. Этот бизнесмен на пару со своим менеджером Анри Ришаром ухитрился продать прямо в Париже на металлолом Эйфелеву башню.
Своеобразно шутить любили люди всех сословий, дремучие и великолепно образованные. Типичный пример: богатый купец по совету своих друзей обратился к известному адвокату Федору Плевако. Плевако выслушал клиента, вник в суть дела, которое согласился вести, и сразу же попросил аванс. Купец удивился:
- А что это такое?
Плевако:
- Задаток знаешь?
Купец:
- Знаю.
Плевако:
- Ну, так вот аванс в два раза больше.

Советская шаль
Русский юмор советской эпохи унаследовал главное - способность видеть комичное в страшном. Главным юмористом, шутки которого ценил и любил народ, был, конечно, товарищ Сталин. Их он оставил много и по разным поводам. Вот в речи на XIV съезде ВКП (б) шутка Сталина экономиста: «…В данный момент Америка не желает войны в Европе. Она как бы так говорит Европе: я тебе ссудила миллиарды, ты не рыпайся, если хочешь и впредь получать денежки, если не хочешь, чтобы твоя валюта вверх тормашками полетела, сиди и работай, зарабатывай денежки и выплачивай проценты по долгам.»
Или вот Сталину приписывают шутку, достойную образцового менеджера по кадрам: «Есть человек, есть проблема. Нет человека, нет проблемы».
Однажды Сталин спросил, какая самая сильная структура в мире, и ему ответили, что Ватикан. Тогда Сталин задал вопрос достойный лучшего отечественного топ-менеджера: «А сколько у Ватикана дивизий?»
Не зря товарища Сталина называли гением всего человечества. Иногда его юмор буквально опережал время. Так, во время войны сикофанты доложили вождю, что один из его знаменитых маршалов закрутил на фронте роман с актрисой. На вопрос доносчиков:
- Что делать будем? - Сталин ответил гениальной остротой:
- Как что делать? Завидовать!
Управленцы сталинской закваски подражали вождю. Таким был, например, советский разведчик Гордон Лонсдейл (Конон Молодый), резидент ПГУ в США и Англии. Крышей Молодому служила личина преуспевающего канадского бизнесмена. И шутил он так:
- С каких доходов мне платить партвзносы? Со всех или только с офицерского жалованья?
После Сталина руководители страны шутили уже не столь масштабно, а, например, Леонид Брежнев сам стал предметом вышучивания и глумления народа. Но и он был не чужд русскому юмору. Вот образчик, его поучения своим коллегам:
- Вы, ребята, жизни не знаете. Я помню, когда был студентом, бывало, разгружаем вагоны, ну, пару мешков в машину, а один себе, - так и жили.
Последний руководитель СССР шутить тоже любил, но, к сожалению, его юмор не успели оценить. К примеру, на похоронах Энрико Берлингуэра, главы компартии Италии, Горбачев сказал: «Энрико, мы не забудем твоих советов о развитии демократии в нашей стране».
В те годы, впрочем, советский юмор уже казался анахронизмом. Наступало время других шуток, шалей и глумов. Лучше всего в отменной традиции советского юмора это время показал в своих гениальных фильмах «Брат 1-2» и «Жмурки» режиссер Балабанов.

Шуткуют все
Выход России из социализма уже 15 лет сопровождается сплошными шутками. При Борисе Ельцине дошло до того, что в один из Новых годов, за пять минут до его наступления, поздравления российскому народу поручили делать сатирику Михаилу Задорнову. Сам Ельцин говаривал так: «Все ничего. Но когда заработают дремлющие силы рынка...»
Шутили и шутят с национальным колоритом все. От высших руководителей и топ-менеджеров, до менеджеров среднего звена и частных предпринимателей.
Вот бывший министр иностранных дел России Андрей Козырев на вопрос о том, какая будет в России идеология, пошутил:
- Место идеологии займут деньги.
Или Борис Ходорковский, выступая перед студентами Финансового института, сказал с юморком:
- Мы работали нечестно, это плохо кончилось. Вам придется работать честно.
Зал хохотал гомерически.
Отечественный колорит юмора у деловых людей очевиден. К примеру, такие шутки:
- Бизнесмен, он бизнесмен, но до первого чиновника.
Или:
- От фальшивых векселей не пострадал только Вексельберг.
Разве не прелесть? Разве юмор в бизнесе не достоин стать в будущем материалом для солидного труда ученых-филологов?
Самое замечательное, что юмор отечественных деловых людей, активно и успешно проникает в головы иностранцев. Иначе как культурной экспансией это не назвать. Совсем недавно президент Венесуэлы Уго Чавес заявил: «Бизнесмены из России хотят придти сюда. Знаете, почему? Они хотят построить пусковую площадку для спутника вместе с Венесуэлой. Однажды мы запустим отсюда искусственный спутник. Я сам не полечу, но, возможно, мы отправим небольшую группу тех отчаянных людей, которые есть в нашей стране, - имея в виду венесуэльскую оппозицию. Возможно, проведя некоторое время там, наверху, они несколько лучше поймут мир», - добавил он. Разве не по-русски?
Специфический отечественный юмор сегодня окружает нас сегодня постоянно. В телевизоре - шутят, паясничают и глумятся профессионалы и любители. В жизни забавляется каждый встречный, от милиционера до коллеги по работе.
Пока я писал этот текст, в блоге приятеля я наткнулся на очередную, непридуманную шутку из жизни. Цитирую:
«Мой друг входит в топ-менеджмент одного банка. Они поехали в регионы на проверку филиала. Естественно по окончании - баня, стол, девочки. Делали фотки, но ничего неприличного, но сам факт девиц на фотках был бы для него фатальным в отношениях с женой.
Он просит директора филиала не делать ему фотографий, где есть хоть одна девица. Возвращается домой, на следующий день, вернувшись с работы застает жену в полном гневе. Она ему:
- Был с бабой!
Он:
- Да ты что!?
Она:
- Был!
И кидает конверт с фотографиями. Он выхватывает фотки, судорожно перебирает - ни одной девицы! Вообще!
Приятель недоуменно:
- Но тут же ни одной девки?!
Жена:
- А ты конверт переверни!
Он переворачивает конверт и там от руки размашисто написано: "Сюда фото с девочками не класть!"
Так правы ли отечественные сатирики, эксплуатирующие националистический мотив, что мы - самая веселая нация на планете?

пушкин, новокшонов, словесность, слова, образование, разведка, русский язык, история

Previous post Next post
Up