правильный фольклор и украинская демонология

Jul 29, 2014 12:07

К сожалению Монфор в последнее время стал скорее рупором официальной украинской пропаганды, нежели писателем. Лучше было бы наоборот, чесслово!
Это печально и я надеюсь на его возвращение в мир живых к чистой литературе. Политика уже съела не один писательский мозг.
Но даже среди потока тоталитарной пропаганды политических воззваний у него есть годные, полезные вещи. Например недавнее литературное эссе.

"Люблю поэзию Шевченко. В школьные годы с удовольствием учил наизусть задаваемые баллады, многое помню и до сих пор.
Возвратился всерьез к его творчеству совсем недавно, через писательский интерес к украинской демонологии, которая будет похлеще европейской...
Слово "Причинна", вынесенное в заглавие баллады переводят на русский как "порченная", "одержимая", "заколдованная", "сомнабула". Но это лишь часть вложенных в него смыслов. Народное и разговорное значение слова живом в украинском языке с одной стороны шире и масштбнее, с другой, страшнее и конкретнее...
В автобиографии Шевченко пишет, что первые свои стихи он сочинял еще будучи крепостным в Летнем саду Санкт-Петербурга. «В этом саду и в то же время начал он (Шевченко пишет о себе в третьем лице) делать этюды в стихотворном искусстве; из многочисленных попыток он впоследствии напечатал только одну балладу „Причинна“»...
Баллада отражает мировую романтическую традицию своей эпохи. Середина 19 века богата на "поэтическое черное фентези" Гете, Шиллера, Мицкевича, Жуковского, Пушкина, Гулак-Артемовского, Костомарова и множества других авторов.
Фентезийный образный ряд баллады опирается на народную украиинскую демонологию, глубиноу и разнообразие которой открыли Петербургу Гоголь и Котляревский.
Нет сомнений, что толчком к созданию "Причинной" послужила баллада Л. Боровиковского «Молодица» (1828) - сюжетно и композиционно произведения схожи. Однако Шевченко, опираясь на тот же самый материал смог создать жуткую, экзистенциальную картину личной трагедии двух влюбленных."

далее
ч.1
http://monfore.livejournal.com/418313.html
ч.2
http://monfore.livejournal.com/419395.html
Previous post Next post
Up