Физика духа - 2

Aug 17, 2007 09:05

Физика духа - 1

Владимиров несколько иначе понимает ситуацию, возникшую в ХХ веке. По его мнению за 100-150 лет физика прошла путь примерно такой же, как и философско-религиозное мировозрение за две - две с половиной тысячи лет, только в какой-то степени в обратном порядке. Религия обычно исходит из того, что есть Первоначало, н-р, Бог в христианстве, Дао в даосизме. А затем это Первоначало в разных философско-религиозных системах расчленялось. Выделялись, как правило, три начала: материальное, идеальное и духовное. В зависимости от того, какое начало является доминантой, разделяются системы. В идеалистических философских системах во главу угла ставится идеальное начало. Религия строится на основе духовного начала. Если же в основание мира кладется материальное начало, то такая филососфская система называется материализмом. В течение многих веков и даже тысячелетий шла борьба между этими тремя мировоззрениями.

Оказывается, аналогичная ситуация наблюдалась и в физике ХХ века. Единый еще с представлений античности мир был постепенно расчленен на три составные части. К началу ХХ века были вычлены три ключевые физические категории. Прежде всего, это категория частиц - в классической механике это тела. В классической физике изучается поведение тел, которые находятся не иначе как в пространстве и времени.

В самом начале ХХ века Герман Минковский заявил: "Милостивые господа! Отныне пространство само по себе и время само по себе должны обратиться в фикции и лишь некоторый вид соединения обоих должен сохранить самостоятельность". Пространство-время составляет вторую физическую категорию.

Тела между собой взаимодействуют. Без взаимодействий тела - это вещи в себе. Значит, нужно ввести третью физическую категорию - полей, переносчиков взаимодействий. Поля передают воздействие одного тела на другое, распространяясь между ними в непрерывном пространстве-времени. Вот эти три ключевые категории - частицы (тела), пространство-время и поля - составляют основу (триалистической) физической картины мира, сложившейся к началу ХХ века.

Для дальнейшего развития физики в ХХ веке была характерна тенденция к сокращению числа ключевых категорий. Содержание физики опредялялось теориями, опиравшимися не на три, а на две физические категории, из которых одна, обобщенная, объединяла в себе две классические категории. В зависимости от того, какие пары категорий из трех образовывали одну новую категорию, возникли три видения мира.

В квантовой теории категории частиц и полей объединяются в новую обобщенную категорию поля амплитуды вероятности при сохранении неизменной категории пространства-времени. Назовем этот подход физическим видением мира.

Общая теории относительности построена в рамках иного, геометрического видения мира. В ее основе лежит объединение в одной новой обобщенной категории двух других физических категорий. Автор этой идеи Альберт Эйнштейн мог бы перелицевать слова Германа Минковского и сказать: "Милостивые господа! Отныне пространство-время само по себе и гравитационное поле само по себе должны обратиться в фикции и лишь некоторый вид соединения обоих должен сохранить самостоятельность". Этим видом соединения является обобщенная категория искривленного пространства-времени. Третья категория частиц (тел) оставлена без изменения.

Есть и третье видение мира. Его можно назвать реляционным - в нем объединяются категории пространства-времени и частиц в некую новую обобщенную категорию, а вместо понятия поля вводится категория прямого межчастичного взаимодействия. Оказывается, такая теория была основана еще в ХIХ веке и продолжала развиваться в ХХ веке, состовляя боковую ветвь теоретической физики. В ее рамках работали Ричард Фейман, Ф. Хойл, Дж. Нарликар и ряд других авторов. В нашей стране сторонником этого подхода был Я. И. Френкель.

Итак, три видения мира, не взаимоисключающие точки зрения, а дополняющие друг друга подходы к пониманию мира. Ситуацию можно пояснить, рисуя куб, три ребра которого с общим началом олицетворяют три классические физические категории, а три взаимно перпендикулярные грани, натянутые на пары классических категорий, соответствуют трем видам обобщенных категорий. Названные три видения мира можно представить как взгляды на один и тот же общий куб физической реальности под тремя различными углами зрения. Общая теория относительности, к примеру, соответствует взгляду со стороны той грани, где объединяются пространство-время и поля.

Возвращаясь к философско-религиозным системам, можно усмотреть в их развитии совершенно аналогичную ситуацию, где вместо трех физических категорий выступают названные ранее три начала: материальное, идеальное и духовное.

Продолжение следует.

наука, христианство, физика, философия

Previous post Next post
Up