Сергей Левитов. Раненбургская версия судьбы Царской семьи после "расстрела". Ч.3.

Sep 24, 2018 16:05

Сергей Левитов. Раненбургская версия судьбы Царской семьи после "расстрела". Ч.3.
Предыдущие части: Ч.1, Ч.2.


Мария Николаевна - фото с паспорта.


Великая княжна Мария Николаевна, 1914 год.



Её домик в Заречье.

Тамара.

Соседка Марии Николаевны справа.

«До или сразу после смерти Марии Николаевны по нашей улице прошел человек, я видела из окошка, лет 50-ти, «вычищенный какой-то», он сфотографировал дом матушки и пошел дальше вглубь Заречья. (Она вспомнила об этом, потому что я тоже пришел фотографировать дом матушки Марии для книги - С. Л.).

У меня пил муж и был буен. Однажды он сильно «послал» Марию Николаевну (она сделала ему резкое замечание). После этого она слегла.

Я специально зарезала курицу, чтобы подарить ей и помириться, но как-то не получилось. Мы все очень уважали ее и побаивались. Я не знала, почему она перестала со мной разговаривать, может быть потому что подумала, я кому-то говорила, что она царская дочь. Она сказала мне как-то, не зови меня Мария Николаевна, я - Мария Степановна Тимофеева.

Она была очень властная. У нее дома было много хорошей еды и много денег».
*      *      *
Соседи не очень верили, что она монахиня, святая, потому что Мария Николаевна была властной и даже грубой порой. А могла быть и как мед, особенно с детьми.
*      *      *
Анна Шатохина.
Певчая Кривополянской церкви.
Царь с Царицей жили в селе Кривополянье в доме у Агафии (Гани, - потом ей дали 10 лет лагерей). Матушка  Екатерина (вл. кн. Ольга) ходила как нищая.
Анна была не замужем и к ней сватался один молодой человек. Матушка Екатерина предупредила её о невозможности этого брака  следующими словами:
         Любовь- это буйное море,
         Любовь- это злой океан,
         Любовь- это вечное горе,
         Злой и мучительный обман.
Матушка Екатерина не имела постоянного места жительства, жила у истинно верующих людей, таких как баба Аня. Она мудро высказывалась о царском своём происхождении: «Нас совсем уже выгнали, забрали со всей семьёй и самого главу, и мы ради Христа. Бог милостив, христиане нас не оставили». Матушка Екатерина выбирала такие семьи, в которых можно соединиться духом. В доме у Анны она сидела в уголочке, перебирала тряпочки и молилась.
Анна встретила старца Василия (царя Николая) на святом источнике Николая угодника в селе Дубовое. Это был праздник свт. Николая 22 мая. Анна вместе со своими подругами привезла на источник женщину страдающую параличом из села Лычное. Выйдя из автобуса, она увидела старца, сидящего на бугорке. Анна отметила, что личность его была духовная «освяженная»: сидел, как ангел. Когда она взглянула на его лицо, она сразу узнала Государя, так как его портрет всегда был у неё дома. Она испугалась и невольно присела от неожиданности, он поддержал её за руку в этот момент. Дальше он сказал ей, что эта женщина не парализована, она ложно легла ради Христа, для того, чтобы в то трудное время ей люди носили еду, и сказал, чтобы Анна с ней больше не общалась.
Анна узнала на фотографиях, которые мы показали, св. царя Николая, влл. кн. Ольгу, Марию. Плакала, целовала фотографии. Ей было 25  лет, когда она видела царя. Это было  в 1951 году. Анна 1926 года рождения. Государю тогда было 83 года.
Однажды на источник приехала группа верующих на автобусе. Среди них была и Анна. Только они вышли из автобуса, как им на встречу выбежала женщина. Она махала рукой и кричала:
- Раненбургские приехали! Раненбургские приехали! Девять человек!
Анна подумала, что это не простая женщина, так как она даже и сама не знала, сколько человек ехало в автобусе. Пересчитала - действительно девять.
Эта женщина сказала Анне утвердительно:
- А ты будешь читать акафист.
У Анны действительно в сумочке были акафисты, так как она была певчая. Когда Анна читала акафист свт. Николаю, эта женщина громко повторяла слова из акафиста: «Радуйся правостоящих утверждение».
В самом конце она шепнула Анне:
- Вот и четвертую увидели.
Анна поняла, что она имела в виду - четвертую дочь царя. По всей видимости это была матушка Неонилла (вел. кн. Анастасия).
Анна много рассказывала нам о затворнице Лидии. Мария Николаевна отпевала затворницу Лидию, которую благословил на затвор владыка Иоанн Киструсский, он же духовный отец Марии Николаевны. Впрочем, и о Ксении, и о затворнице Лидии были опубликованы нами несколько статей в нашей газете «Православный Раненбург». Если это исследование когда-нибудь все же выльется в книгу, мы приведем их в конце этой книги.

Антонина Николаевна Макарова
Учительница начальных классов.
Антонина отчетливо помнила речь Марии Николаевны, ее интонации. Она говорила очень плавно, с яркими точно выраженными интонациями.

По воспоминаниям Таисии, родственницы Марии-цветочницы.
Она с мужем приходила к матушке Марии после свадьбы, и та угощала их гусем в яблоках. Мария-цветочница ухаживала за матушкой Марией до самой ее смерти, на день она ее запирала, когда та уже не могла ходить и открывала близким людям или священникам.

*      *      *

Алексей Иванович Курьянов.
 Адвокат. Живет в Чаплыгине (Раненбурге). 48 лет.
Он ходил к Марии Николаевне в детстве. Его отец ловил рыбу, а он ей носил. Она ее покупала. Очень изысканно готовила. Знала иностранные языки: английский, иврит и другие.

Виктор Николаевич  Подзоров.
Местный краевед, монархист по убеждениям,
 интеллигент, ему за 70 лет.
Он не верил,  что Мария  Николаевна дочь царя, но отмечал,  что она очень была похожа на царя Александра III, такой же высокий лоб и крупная фигура. Все, кто ее знал, отмечали, что в ней было что-то царственное и в походке и в речи.
Ходила в бархатном или плюшевом пальто, покрывалась шалью. Особо любили она о. Петра Михеева. Имела четки.

Анастасия Яковлевна Бадикова и Мария Павловна Пожидаева.
Духовные дочери архимандрита Кирилла (Павлова).
Двоюродные сестры,  посвятили себя церкви.
Анастасия поёт на клиросе.
Мария Павловна - врач-терапевт,
 работала в районной больнице.

Однажды Марию Павловну вызвали оказать медицинскую помощь матушке Екатерине (вел. кн. Ольга), которая жила возле Раненбургского Петро-Павловского монастыря (разрушенного). Она была старенькой, очень больной. Мария Павловна подумала, какой ей поставить диагноз, вдруг матушка ей вслух сказала: «Напиши, что я су-ма-шед-ша-я» (как бы диктуя).
Мария Павловна видела вл. кн. Марию Николаевну в Загорске в Свято-Троицкой лавре. Она стояла в Троицком храме вместе с монахами и священниками, как будто своя.
 «Это было в начале 50-х годов. Старца Василия (Николай II) принесли на носилках в Раненбургскую больницу. Его сопровождала старушка. Осматривала его врач Мария Павловна Пожидаева. Она отметила, что ноги у него были чистые, белые. (На коленях не было мозолей, как у подвижников от земных поклонов). Мест в больнице не было. Ему предложили Колыбельскую больницу (село в двадцати километрах от Раненбурга в сторону Липецка). Он не согласился. Перед расставанием он сказал Марии Павловне: «Сребролюбие…». Мария Павловна считает, что он обличил ее в грехе.
Анастасия говорила, что матушка Екатерина приходила к ним в гости и подарила им акафисты, которые были написаны Марией Николаевной. Анастасия указала нам могилу матушки Екатерины (Великая княжна Ольга).

Рассказ Анастасии
о Тихвинском источнике
в совхозе Раненбургском:
«Когда Анастасии Бадиковой было 20 лет, в лесу ее укусило за ногу какое-то насекомое. На ноге получился нарыв, он болел, и никакие лекарства не помогали. Настя отправилась в село Каликино к прозорливой Дуняше. Та ей говорит, чтобы она шла работать в совхоз Раненбургский (там у нее жил крестный). Дуняша ей сказала, что источник там Матерь Божия ей покажет: когда будешь ходить по роще, увидишь песочек и водичку, бинтик помочи и приложи к ранке и все заживет. Это было в 1951г. Напротив собора левее, было большое дерево - вяз и рядом с  ним Анастасия и увидела чистый песочек, из которого била водичка. Она помочила бинт и завязала больную ногу. На следующее утро нарыв исчез и на месте укуса осталась только сухая корочка. Она прокопала песочек, образовалась канавка, поставила стакан и вниз стала стекать вода. Из Сибири приезжал мужчина, он был очень болен и в видении ему было указание ехать к этому источнику для исцеления. Тогда об этом источнике еще никто не знал. Поставили бочку, сделали краник. Ключ был у Насти. Она в это время работала няней в детском саду, который был рядом с монастырем. В совхозе был комендант, который отбирал у женщин, приходящих за святой водой, бидоны и при этом бил их. В это время к источнику стал приходить старичок-странник. Видя все это, он сказал коменданту: такой же смертью и ты умрешь. Была свадьба, комендант выпил и рано пошел к себе домой. К нему влезли в окно и очень сильно избили какие-то неизвестные люди. От побоев он умер».
Впоследствии Анастасия сказала, что этим старичком был старец Василий. Носил  гимнастерку, шинель, имел военную выправку. Он приходил к источнику раньше 5 утра (она рано утром открывала ключом бочку, из которой лилась вода). Часто старец был с одной из своих дочерей, Марией или Екатериной.
Несколько раз у нее дома ночевал некий старец Александр, он имел обыкновение проходить крестным ходом Чаплыгин, Богоявленск и Мичуринск, - говорил: Настя, какая у вас здесь святыня, вы даже не знаете!

Баба Маня и баба Валя.
Две сестры, девицы живут вместе
 в Поливановке дом №  90 Кривополянье.
Пересказ.
Когда они были девочками (предположительно 1950-й год), Маня была одна с мамой в доме, вечером постучали старик со старушкой, которые попросились переночевать. Старичок лег на печку. Дом у них был самый бедный, но они всегда привечали странников («мы же глупенькие, к нам всегда всех посылали»), были очень верующие. Утром, когда старик со старушкой уходили, старушка сказала им:
- Вы знаете, кто у вас ночевал? Царь.
Мы показали ей портрет государя и она его узнала. Не сразу, но в профиль узнала и Александру Федоровну. Баба Маня отметила, что говорила та старушка «не как все». Возможно, имела в виду акцент. Еще говорила, что носочки у нее были разные. Тут мы вспомнили слова Ксении: «Мимо моего окна прошла царица в разных носочках». То есть носки связаны из разноцветных полосок шерсти.

Ксения
Певчая Кривополянской церкви,
духовная дочь митрополита Иоанна Киструсского.
Ксения рассказывала, что царь с царицей жили за плетнем (потом мы уточнили из других источников: в мазанке из плетней обмазанных навозом) у дома Агафьи в Кривополянье.
Когда они стирали свою одежду, Агафья  видела  что нижнее белье  у них было из тонкой кружевной материи. Как-то раз Ксения видела, как мимо ее окна прошла царица в разных носочках.
Однажды в церкви к ней подошла матушка Екатерина (великая княжна Ольга), она одевалась как нищая. Она сказала, что переночует у Ксении. Домик у Ксении очень маленький, матушка Екатерина легла на полу у окна. Только на следующий день Ксения узнала, что рядом с их домом всю ночь простояла машина с бандитами, которые хотели их убить. Своими молитвами матушка Екатерина их спасла.

Вера, Татьяна, Зинаида.
Духовные дочери Ксении. Живут в Богоявленске.
Рассказывали после смерти Ксении, с ее слов.
Слепая Клавдия делала старцу Василию венец (венчик на голову). Он сказал перед смертью: «Венчают стоя и венчают лежа». Похоронен, где депо, Ксения сказала, что его увезли оттуда, приехали люди в черном и увезли. Ксения указала на монахиню Неониллу жившую в Тамбовской обл. (великая княжна Анастасия). До сих пор ходят на могилу старца Василия, горит лампада.
 Цветочница говорила, что праха их нет: раскопали и взяли в Мичуринск.
*      *      *
Митрополит Раненбургский
по статье из газеты «Православный Раненбург».

В 1919 году, когда патриарх Тихон в связи с гонениями на церковь учредил дополнительное число кафедр, к нам в Раненбург был послан митрополит Иоанн. Одна из его духовных чад, Ксения, вспоминала, как звонили на всех станциях колокола, торжественно встречая владыку. Люди несли ему цветы, а он говорил им, что не цветы они несут ему, а слезы. Еще при жизни его называли святым - дар прозорливости, дар исцеления, глубочайшего смирения, ношения вериг, - многое было даровано ему Господом.
У Свято-Троицкого собора, где служил Владыка , под открытом небом ночевало сразу до 200 человек, чтобы утром послушать его проповедь.
Родился владыка в 1878 году в семье священника Иоанна Елисеева Киструсского и жены его Марии Ивановны. В семье было еще две сестры: Варвара, Анна и три брата: Василий, Алексей и Николай. Отец его много трудился в области народного образования, был почетным учителем, имел награды за особое усердие в преподавании Закона Божия, содействовал развитию и благоустройству церковно-приходских школ В детстве матушка привела маленького Иоанна в Петро-Павловскую пустынь и прозорливый монах предсказал: «А вот и маленький архиерейчик идет».
О годах учения и ранних годах служения владыки нам пока ничего не известно, но известно, что в возрасте 37 лет он был уже иеромонахом и состоял смотрителем Тихвинского духовного училища. Также он служил в Киево-Печерской лавре и в Чернигове. Его брат, Алексей Иванович Киструсский, прошел за ним весь путь его ссылки. Владыку топили в болоте, вели на расстрел, но он остался жив. Жизненный путь владыки завершился в маленьком селе, в местах его ссылки, сторожем начальной школы. Могилы брату так и не показали, только кладбище. Сбылось предсказание: «Моя могила на братской…».
Владыка знал о приближающихся гонениях, он говорил, что все церкви закроют   и лишь один отец Василий в селе Кривополянье будет служить.
Вот еще одно письмо духовного чада: «Так я осталась вдовою 23 с половиной лет. Заразилась от мужа туберкулезом. Потом признали болезнь спинного мозга, были поражены шейные позвонки и один врач сказал, что через два года я буду живой труп с руками и ногами. Когда я узнала все это, упала духом, но по молитвам нашего святого владыки, я, Слава Богу, еще до сего времени живу».
Известен такой случай. Одна молодая женщина лишилась мужа - он изменил ей и уехал в Москву. Она была уже беременной. И в отчаянье задумала покончить с собой. Но в самый страшный момент, когда веревка была уже готова, Господь ей открыл, кто толкает ее на  такое страшное злодеяние. Она увидела множество бесов, которые радовались ей. От страха и ужаса она бросила предпринятое и побежала, и бежала долго-долго, пока не упала. Ее нашли и привели в чувство. Через некоторое время мать повела ее к владыке. Он тогда служил в Зареченской церкви. Было много народа, и он не мог уже принимать никого, но, увидев мать  с дочерью, он велел им пройти в свою келью. Поставив стул на середину комнаты, он сказал дочери садиться. Но та ответила, что ей неудобно сидеть в центре кельи, она попросила поставить стул к стеночке. На что владыка ответил: «А то, что задумала, удобно? Две души погубить, кого послушала, сатану». Он предсказал ей, что она родит сына Алексея в день Алексея, человека Божия. И больше, чтобы замуж не выходила, жила для сына. А матери отдельно сказал: «За то, что она хотела сделать, Матерь Божия ее наказывает, пять дней она не сможет родить, уже умирать будет, но не умрет». Как сказал владыка, так и сбылось. Потом эта молодая женщина была просфорницей в Кривополянской церкви 15 лет.
Другой молодой человек закончил жизнь самоубийством. Владыке было открыто о причинах его страшного поступка, и он велел благочестивой старушке Фиме читать псалтирь над усопшим в течение 3 дней у гроба и далее 40 дней. Но та  не смогла, так как покойный садился в гробу в 12 часов дня и в 12 часов ночи. Владыка велел ей класть на грудь его псалтирь и все прекратилось. По прошествии 40 дней умерший приснился старушке под цветущим деревом и благодарил за избавление от адских мучений.
И закончим   мы повествование о владыке отрывком из его письма из тюрьмы, адресованное его духовным чадам:
 «Вот вы говорите, что от вас учителя уехали на курсы (владыка имеет ввиду лагерь - С. Н.), а мы остались одни и бьемся, как рыба об лед, правда, уехали они, но ведь уроки то они с собой их не взяли, а вам оставили и они с вами связь не порвали, а дух их с вами остается навсегда и они вас видят и издали и даже могут все ваши мысли прочитать и еще более имеют о вас заботы, чем как и дома, и по себе они заместителей никого не оставили, а сами всеми вами управляют. 10 августа 1937 г.»

Совсем недавно, в декабре 2004 г. мы с Валерией закончили подготовку всех найденных нами материалов о митрополите Раненбургском (находила-то в основном она,  я только обрабатывал) и отправили в епархию на канонизацию.

Прилагаем также две статьи из нашей газеты о Ксении. Первая статья написана до ее смерти, вторая - после.

Будьте, как дети...

Недалеко от Свято-Троицкого храма, за речкой живет старенькая бабушка. К ней часто заходят ребята из нашей воскресной школы вместе со мной, преподавателем этой школы. Ребята не просто помогают пожилой женщине, им нравиться общаться с ней, слушать ее рассказы, потому что бабушка эта не простая, а глубоко верующий православный человек.

Первый раз я побывала у Ксении, когда в ее домике стала мироточить икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская», написанная маслом на деревянной доске. Мы зашли в крошечный домик, очень-очень старенький, там была совсем маленькая комнатка и такая же маленькая незаметная старушка. Перед иконой читался акафист Пресвятой Богородице. Все, кто вошел, приложились к иконе.
Прошел еще год с небольшим, прежде чем мне опять довелось побывать у нее. И я стала ходить все чаще и чаще…
Ведь душа каждого человека тянется к чистому, незамутненному источнику. И Господь посылает людей, похожих на родники, как Ксения.
Родители Ксении, Марфа и Петр Зацепины , были глубоко верующими людьми, отличались нищелюбием, давали приют странникам, хотя вокруг были дома побогаче и побольше, но сытый голодного не разумеет.
 «Я за все всегда благодарила Господа.» - говорит Ксения. За то, что дал ей Господь маленький рост: всю жизнь, как ребенок, - один метр с небольшим; за то, что пережила разруху. Две странницы-старушки были похоронены родителями Ксении за свой счет. Всех обездоленных к ним направляли .Пережила осквернение церквей,  святыни, потерю Петро - Павловского  монастыря, куда ее мама, Марфа Григорьевна ходила за советом и благословением; что смогла пережить арест своего духовного отца - митрополита Иоанна (он так и не вернулся), что вот уже десять лет сидит в своей крошечной комнатке и нет у нее возможности ходить, не видит она, как Боярский луг покрывается травой, первыми цветочками, как ярко светит солнышко, согревая Божий мир. Благодарит за то, что перенесла удары по голове от нечестивца, за то, что вовремя не накормят, а то и вовсе не дадут еды, что дрожит от холода в ненатопленной избушке: что другим до старушки-инвалида, да еще 95-летней, пятую заповедь Божию люди стали забывать.
Что такое духовность - невидимое, мирное, вселюбящее, всепрощающее, отчего легко-легко на душе - это когда все радостно и просто, душа с Господом и дух мирен. К Ксении обращаются люди со своими бедами: изменой супруга, пьянством - семья распадается, страдают дети - Ксения молится - и беда отступает. Как-то раз из Богоявленска привезли пьющую женщину, бросила работу, детей - Ксения перекрестила ее с молитвой: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Вернувшись домой, спала она пять дней и больше не пила.
- Расскажи, Ксения, о своей жизни. - спрашиваю я ее. И она рассказывает. Многое помнит, слушаю, слушаю и не хочется уходить…
- Я была  ма-ленькая, но ловкая - шила, что твоя машинка, иконы убирала, Тихвинскую, что в храме Кривополянском, икону Пресвятой Богородицы, обряжала, она ведь в алтаре стояла, а мы ее в храм, в киот - Матерь Божия  меня не оставила, она мне помогает, людей посылает.
Рассказывает Ксения, как приезжал митрополит Иоанн, ее духовный отец, колокола навсех станциях звонили, владыку встречали с цветами, а «он на лицо, как Николай-угодничек, такой смиренный, он здесь у меня, в гостях был». Ходила она и к схимонахине Елизавете, «великая была матушка, прозорливая, предсказывала», духовная дочь преп. Амвросия Оптинского. Ксения  пятнадцать лет пела на клиросе в храме Архангела Михаила.
- Ксения, как часто ты причащалась, исповедовалась?
- Да как на душе тяжело, что-то не так - иду, открываю помыслы своему духовному отцу, потом легко-легко станет. -  Многое видела и пережила в сердце своем Ксения: болезни, смерть близких, голод, насмешки от людей, врага рода человеческого, но нет ничего тяжелее и страшнее греха, так  она считает, если грех на душе - это тяжелее всего. А мы-то грехи свои не чувствуем, наши тяжести иные.
- Вся жизнь на кресте, а на кресте многому научишься, - рассказывает Ксения. -Аннушка умирала (сестра ее), высохла вся, одни косточки остались, головные боли страшные, а она крестилась и благодарила Господа. У нас горе за горем, ни дня, чтобы без него, соседи головами качают, а у нас  радость духовная, потому что мы с Господом. А на что жили? Иконы с Шурой (сестра-инвалид) обряжали. Когда мама пришла к старцу, он сказал: «Сыновья твои, Марфа Григорьевна, тебе не кормильцы. Вот (указывая на маленькую Ксению) твое утешение». И правда, сыновей на фронт, они и не вернулись - Ксения маленькая и Шура горбатенькая стали кормить мать да еще детей покойной Аннушки. Господь силен и немощному дать пропитание и немощный может прокормить многих.
- Надо так жить, чтобы все, что есть, принимать, как из рук Божиих. Бог меня сотворил, он меня и караулит, - говорит Ксения.
Как-то раз перед Пасхой заболел тяжело отец Василий (настоятель храма Архангела Михаила в с. Кривополянье). Ему грозила тяжелая операция, он не вставал. Шла Страстная неделя. Ксения с подругой пришли к матушке Елисавефе (дух. дочери преп. Амвросия Оптинского). А та рукамиразводит и громко так возглашает: «Нет смерти! Смерти нет! Идите к отцу Василию, несите ему подарочек  и пойте «Христос Воскресе!».  Приходят, а тот лежит - не встает. Они: «Батюшка, нам матушка Елисавефа велела тебе подарочек передать и петь тебе «Христос Воскресе!». «Ну пойте, девки, пойте, хоть и Страстная». Они ему и запели… Батюшка встал, служил литургию, выздоровел.
Ксения рассказывает: «Когда монахов Петро-Павловской пустыни разогнали, монастырь сломали, идет по лесу один крестьянин и встречает мон. Варфоломея - говорит: «Благослови отче! Скажи полезное слово. Что делать - монастырь сломали». Монах отвечает: «А мы новый построим». «А откуда деньги возьмем?» Монах:  «А мы кирпичный завод построим, а в земле там золотое седло зарыто (мощи)». Действительно, сейчас рядом с монастырем  работает кирпичный завод, а монастырь  постепенно восстанавливают.
Как-то раз приехали муж и жена, беда у них - муж с другими женщинами встречается, не может ничего поделать. Ксения о них молилась. Через некоторое время приехали счастливые - все у них наладилось. Трехлитровую банку компота привезли с большими грушами. Ксения эту банку долго-долго хранила, не ела. Потом на именины свои достала и рассказала нам эту историю.
 Ксения говорит: «Неужели я чем могу помочь? Посмотрите - старая, плохо слышу, вижу, я, наверное, вас измучила - вот вы ходите, ходите,-  простите… (плачет), хотелось бы вам дать, а приходится у вас брать».
Ей старец предсказал, что она долго-долго жить будет.  «И почему я тогда не спросила, сколько?» - удивляется Ксения.
«Будьте как дети и войдете в Царствие Божие». - заповедал Господь. Дитя беззлобно, непопечительно, искренно, в его чистом сердце отражается лик Божий и дух мирен царит в нем. И вот сидит такое богомудрое дитя в суконных сшитых сапожках, в пуховой серенькой детской шапочке с длинными ушами на своей кроватке и молится о нас, чтобы и мы стали такие, как дети и вернулись в свое отечество небесное, к себе домой.

Путь к Пасхе вечной.

Как бы человек не жил, все равно больше всего о его жизни может сказать его кончина, его уход из этого мира. Для кого-то медленная и мучительная смерть - это последний шанс исправить многое в достаточно неосмысленной, ускользающей жизни, для кого-то смерть быстрая и мгновенная, как положение предела непрерывной цепи беззаконий, и ведает лишь один Бог, почему смерть такая разная, таинственная, страшная и мирная, ужасная и желанная. Чем была смерть для нее, Ксении, духовной дочери владыки митрополита Иоанна?
 Всю свою жизнь посвятившая служению Богу и людям, дарующая утешение, молитву, мир, любовь всем, кто к ней приходил. Смерть отступает от такого сердца, она перестает быть сама собой, здесь, в границах любви и самоотречения она побеждена Христом, она становится лишь дверью, отворяющейся в иной мир, мир любви вечной.
В последние свои дни на земле, это были дни Великого Поста, дни подготовки        к славному Воскресению Христа, Пасхе, а для Ксении через  болезнь, усиливавшуюся с каждым днем - путь к Пасхе вечной. И когда мне стало известно о ее смерти в пасхальный день, со мной произошло странное, я именно запрыгала от радости со словами: «Ксения, ты дошла, ты дошла, Ксения!».
Физические силы ее угасали, но не угасали силы духовные. Она продолжала принимать нас и беседовать по два-три часа, а в Страстной Понедельник - около пяти часов. И больше всего она говорила о любви, милосердии ко всем, даже врагам. Одаривала своими книгами и говорила: «Как же трудно, девки, попасть в Царствие Небесное!». Это говорила она, которая 10 лет никуда не ходила, проводя время в молитве за ближних своих, вычитывая псалтирь.
Ее духовные силы все больше и больше росли, стремительно и бес-препятственно, как растут крылья у птицы, которой предстояло взлететь далеко-далеко.
В ночь на Страстную Пятницу она не спала и кричала: «Христа! Христа!» -,  а кто-то перебивал ее: «Варраву! Варраву!».
В эту ночь она была там, у Голгофы. Рядом с распинаемым Христом. Ей хотелось перекричать тех безумцев, которые требовали освободить Варраву и распять Господа.
На Пасху она успела разговеться, съесть кусочек куличика и около трех часов сказала: «А теперь уходите, я буду умирать». Как воин Христов, она встретила смерть. Она встретила ее один на один, в честном последнем поединке, сокрытом от человеческих глаз, с тем чтобы победить победой, дарованной нам Христом.
За несколько дней до смерти, придя к ней и увидев изображение Пресвятой Богородицы Иверской на календаре, я спросила: «Ксения, у тебя новая икона?». Она ответила: «Вратарница ко мне пришла, Матерь Божия, двери райские верным отверзающая».
И Вратарница отверзла ей двери…
Ксению хоронили на Иверскую. 15 легковых машин ехало за гробом: ее духовные чада из Богоявленска, прихожане Свято-Троицкого собора, Архангельской церкви села Кривополянья, где Ксения пела много лет и многие другие. Ксению отпевали настоятель Свято-Троицкого собора о. Стахий, игумен Петро-Павловского монастыря иеромонах Тихон, иерей Петр.

Необходимо рассказать и о матушке Серафиме, у которой встречалась царская семья.

из Мичуринской православной газеты №12 2002 г.

Мичуринская старица Серафима

Нередко в последнее время приходится слышать из уст людей, иной раз даже облеченных благодатью священства, о том, что сейчас, после многих лет богоборчества, вера православная иссякает, трансформируется в некую идеологическую концепцию или систему ценностей, что подвижники православной веры и благочестия и самое понятие «святость» отошли в область предания.
Наши современники, живущие вне церковной ограды, зачастую не могут найти душевный покой, смысл жизни, в суете мирской сражаются с ветряными мельницами. Напротив, усердно идущие во след за Христом  даже в современном до предела суетном мире обретают блаженство, духовную радость.
Таковыми были новые святые, просиявшие в дивных подвигах:  преподобные  Серафим Вырицкий,  Кукша Одесский, Нектарий и Никон Оптинские, и многие другие.  Среди них схимонахиня Серафима (в миру Матро¬на Поликарповна Белоусова), которая всецело посвятила свою жизнь Богу и людям.

По словам схмархиманарита Макария (Болотова, t 26.05.2001 г.). дивная жизнь была у матушки. Родилась она 9/22 ноября 1890 года в г. Лебедяни Липецкого уезда Тамбовской губернии. О ее детстве и юности мало что известно. Мы знаем лишь такой немаловажный факт: когда ей исполнилось 9 месяцев, преподобный Амвросий Оптинский, взяв малютку на руки, предсказал ей будущую подвижническую жизнь: «В ней будет вся Оптина». Вступив в Оптику пустынь грудным младенцем, матушка не прерывала с ней духовную связь до самой своей кончины.
Матушка была молитвенницей и печальницей нашей земли. Приняв великий ангельский образ, старица проводила дни и ночи в непрестанных слезных молитвах пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Мать Серафима никогда не стремилась к богатству. Схиархимандрит Макарий вспоминал: «Бывало так, что, идя в храм, матушка брала с собой четыре подрясника, и по дороге все отдавала нищим».
Благочинный Мичуринского округа протоиерей Александр Филимонов хорошо помнит слова ныне покойного протоиерея Георгия Плужникова о необычайной душевной щедрости и любви матушки Серафимы к ближним.
Своим смирением, любовью и молитвой матушка стяжала благодатный дар   прозорливости.   Задолго предсказала она открытие Тамбовского Преображенского и Мичуринского Боголюбского соборов, Задонского Богородицкого монастыря, что уже исполнилось, а также открытие и расцвет Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря, чему, верим, еще предстоит свершиться. Старице был известен и день окончания   Великой   Отечественной войны. Предвидя приезд в Мичуринск своего Духовного чада схиархимандрита Макария, матушка всегда посылала встречать его, точно указывая поезд и вагон.
По рассказам о. Макария, мать Серафима была удивительным человеком. Всегда она говорила житийным языком, цитировала святых отцов, хотя была неграиотной. Все открывалось ей по благодати Божией.
Наградил Господь матушку и даром исцеления. Вспоминается случай, когда молитва старицы помогла молодой матери, обреченной на смерть из-за рака легких. По просьбе больной, ее прямо из больницы отвезли к матушке Серафиме в маленький домик на улице Станционной.
Измученная болезнью женщина не могла ходить, но старица, взяв ее под руку, провела в дом, напоила чаем и тихим голосом увещевала: «Не время тебе умирать, Раиса, детей надо воспитывать, не пришел еще твой час». Вскоре тяжкий недуг отступил, а врачи недоумевали о причинах выздоровления казалось уже безнадежной больной. Благодатные дары,  Богом данные схимонахине Серафиме, придавали особый вес и действенность ее наставлениям, несли добрую молву о ней в  разные уголки нашего Отечества.
Известны случаи, когда она неявным, но видимым образом являлась во время операции врачам - иеросхимонаху Нектарию (Овчинникову), монахине Марии, советуя отменить хирургическое вмешательство; предсказывала скорое исцеление больных.
Знаменательное событие и жизни матушки произошло в 1920 году: на Благовещение в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни вместе с преп. Нектарием Оптинским, она сподобилась видения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, Которая изрекла: «Не ради ваших молитв Я явилась, но ради святых человек - тяжкие времена идут на Россию».
В том же оптинском скиту матушке явился преп. Серафим Саровский: он благословил ее своей иконой, сказав, что будет ее покровителем, после чего икона чудесным образом осталась в матушкиных руках. Все произошло так, как и предсказал святой, - вскоре матушку постригли в великую схиму с именем Серафима.
Часто старица говорила: «Когда умру, приходите ко мне на могилку и просите, как у живой. Я умолю Бога, и он пошлет вам все, о чем просите».
Перед смертью она оставила при себе только схиархимандрита Макария, пророчествуя: «Я в Мичуринске долго лежать не буду, а буду в Богородице-Знаменском Сухотинском женском монастыре... Монастырь там будет славный, не работный, а молитвенный...»
Преставилась матушка в среду 5 октября 1966 года в 13 часов. Руки усопшей были мягкими и теплыми, а лицо, но словам очевидцев, сияло.
He зарастает тропа к могиле матушки Серафимы. Многие, приходя сюда, получают по молитвам старицы благодатную помощь и исцеление, в душе водворяется мир и покой.
По благословению недавно сконча¬шегося архиепископа Тамбовского и Нижегородского Евгения при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» г. Мичуринска, в котором любила молиться матушка и рядом с которым находится ее могилка, ведется сбор свидетельств о чудесах и исцелениях по молитвам старицы. Содержится там и такой случай. Одна девушка, уроженка Мичуринска, находясь в сложных житейских обстоятельствах, решила поехать в Санкт-Петербург на могилку чтимой ею блаженной Ксении. Накануне отъезда во сне ей явилась сама блаженная и обратилась к девушке со словами: «Тебе не надо ехать так далеко. Разыщи у себя в городе могилу схимонахини Серафимы и проси угодницу Божию. По молитвам ее получишь от Бога милость». Сразу после посещения могилки матушки Серафимы жизненная ситуация молодой богомолки благополучно разрешилась.
Со дня блаженной кончины мичуринской старицы прошло более 35 лет, однако имя ее хорошо знают люди, родившиеся после ее смерти и никогда не бывавшие в Мичуринске. Не иссякают чудеса и исцеления на месте упокоения матушки, растет и ее почитание в народе. Благодарные мичуринцы проложили асфальтовую дорожку до самой матушкиной могилки, над которой с 1998 года красуется над¬гробная часовенка, установленная стараниями благо¬чинного храмов Мичуринского округа Тамбовской епархии протоиерея Александра Фили¬монова.
Хочется верить, что не за горами канонизация мичуринской подвижницы, и Господь сподобит нас великой радости со всею церковною полнотой воспеть: «Преподобная мати Серафима, моли Бога о нас!»

Михаил АНДРЕЕВ.


Могила Марии Николаевны в Чаплыгине на Зареченском кладбище.

История, Царская семья.Альтернативная история., Артефакты, Раненбург

Previous post Next post
Up