Зимняя прогулка по Пресне

Feb 03, 2023 16:58

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня у нас вновь будет рассказ с некоторым оттенком грусти. Грусти по уходящей старой промышленной Пресне, которая безвозвратно исчезает под натиском девелоперов. Давно я не гулял в тех краях, а тут, по наводке камрада jst_ru подумал, что почему бы и посмотреть, что там сейчас происходит пока всё не застроили очередными человейниками... В общем, сегодня у нас Пресня в конце января с погодой не самой приятной для прогулок и съёмки, но зато под стать настроению. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и отправляемся на Пресню.

1. Свой поход я начал, свернув у здания бывшего Мострансагентства с улицы 1905 года в 1-й Земельный переулок. Ранее он носил название 2-й Земельный, но бывший 1-й Земельный перестал существовать и его название перешло по наследству к нынешнему. Это название переулки (до 1953 года - проезды) получили в 1922 году при перепланировке новых городских земель. До этого они назывались Воскресенскими - по проходившему рядом Воскресенскому (ныне Хорошёвскому) шоссе. Здесь ещё с царских времён находится, если можно так выразиться, «транспортное сердце» Пресни. Тут тебе и бывший Пресненский трамвайный парк, и электродепо «Красная Пресня», и станция Москва-Товарная-Смоленская буквально через дорогу...



2. История Пресненского трамвайного парка началась летом 1909 г., когда рядом с Ваганьковским кладбищем был заложен трамвайный парк на 126 вагономест. Из-за экономии средств в 1912 г. он был превращён в резервный трамвайный парк, из которого только по воскресеньям и большим праздникам выходило 19 вагонов. Полноценный пуск парка в эксплуатацию намечался на осень 1914 г. Однако началась Первая мировая война, и парк, благодаря близости к железной дороге, был превращён в эвакогоспиталь.

В мае 1919 г. в Пресненском парке началось восстановление полуразрушенных трамвайных вагонов, собранных со всей Москвы за все годы Первой мировой и Гражданской войн и стоявших на Ходынском поле, тогда из парка начался и регулярный выпуск на линию пассажирских трамвайных вагонов. С этого момента официально отсчитывается история Краснопресненского трамвайного депо.

В 1925 г. в память о событиях 1905 г. Пресненский трамвайный парк был переименован в Краснопресненский, а в 1932 г. предприятие вместе с остальными трамвайными парками Москвы получило статус депо. В годы Великой Отечественной войны в депо стали работать женщины и подростки. Вагоны перевозили не только пассажиров, но и продовольствие, боеприпасы, раненых. Часть производства в депо была переоборудована для изготовления продукции военного назначения.

В 1973 г. была разобрана трамвайная линия по Большой Грузинской улице. В результате в Москве образовались две изолированных друг от друга сети трамвайных линий, одну из которых стало полностью обслуживать только Краснопресненское депо (остальные депо оказались отрезанными от этой части сети), а в 1-м Земельном переулке, где находились служебные пути депо, была построена специальная эстакада для погрузки вагонов на трейлер, который отвозил неисправные вагоны на ТРЗ и привозил отремонтированные вагоны обратно.

В 2002 г. в связи со строительством транспортной развязки Третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице Краснопресненское трамвайное депо было перенесено на новую территорию в Строгино с сохранением своего изначального названия. Последний вагон своим ходом покинул депо 25 мая 2002 г., после этого депо было отрезано от остальной сети в связи с одновременным закрытием трамвайной линии. На тот момент в депо оставались несколько трамвайных вагонов, проходивших средний ремонт. Все эти вагоны вывозились из депо на трейлере, последний был вывезен 5 июля 2002 г. После того как последний отремонтированный вагон покинул депо, началось поэтапное переоборудование бывшего трамвайного парка в новую площадку 5-го троллейбусного парка имени И.И. Артамонова.

По состоянию на 1 января 2000 г. парком эксплуатировалось 174 машины, выходивших на 10 маршрутов. Здания 1886 г. постройки представляли собой несомненную историческую ценность, однако 15 апреля 2003 г. вышло постановление Правительства Москвы № 248-ПП «О перебазировании ДГУП „5-й троллейбусный парк им. Артамонова“». Изначально предполагалось перенести 5-й троллейбусный парк на специально зарезервированную площадку в Марьино, однако вместо строительства нового парка с нуля было решено провести капитальную реконструкцию только что освобождённой от трамваев территории Краснопресненского трамвайного депо, растянувшуюся в итоге на 6 лет.


3. История 5-го троллейбусного парка началась 1 февраля 1958 г., когда на базе другого трамвайного предприятия - трамвайного депо им. И.И. Артамонова (бывш. Уваровского трамвайного парка) на Малой Трубецкой ул., 1 был организован трамвайно-троллейбусный парк им. Артамонова. Тогда же новое предприятие стало эксплуатировать первые 29 троллейбусов МТБ-82 на 11-м маршруте. В 1961 г. на инвентаре парка числилось уже 287 троллейбусов и 54 трамвайных вагона. Единственный в истории Москвы совмещённый трамвайно-троллейбусный парк был окончательно закрыт постановлением Моссовета от 25 ноября 1962 г., а 1 января 1963 г. был переименован в 5-й троллейбусный парк им. И.И. Артамонова с сохранением именования в честь слесаря Уваровского трамвайного парка, революционера-большевика Ивана Ильича Артамонова, участвовавшего в Октябрьской революции 1917 г. и погибшего на фронтах Гражданской войны.

7 ноября 2003 г. парку было предписано освободить территорию. В связи с тем, что парк на несколько лет остался без своей территории, большинство маршрутов и троллейбусов было передано другим троллейбусным паркам Москвы. Стоянкой для остальных машин бывшего парка (около 50 штук) стала площадка конечной станции «Стадион „Лужники“ (северная)». 8 сентября 2007 г. из-за закрытия этой конечной станции троллейбусы 5-го парка были вынуждены были переехать на соседнюю конечную «Стадион „Лужники“ (южная)». И лишь 18 июля 2009 г. состоялся окончательный переезд троллейбусного парка на новую территорию.
Из других троллейбусных парков сюда были переданы следующие маршруты:
№ 20 - Белорусский вокзал - Серебряный бор;
№ 20к - Станция метро «Полежаевская» - Серебряный бор;
№ 21 - Станция метро «Полежаевская» - Берег Москвы-реки (в 2015 г. вернулся в 1-й парк);
№ 31 - Стадион «Лужники» (южн.) - Трубная пл. (закрыт 2 мая 2016 г.);
№ 79 - Стадион «Лужники» (южн.) - Савёловский вокзал (закрыт 7 июля 2016 г.);
№ 79к - Стадион «Лужники» (южн.) - Ул. Новый Арбат (закрыт 5 декабря 2015 г.);
№ 86 - Станция метро «Сокол» - Серебряный бор (закрыт 3 июня 2017 г.);
№ 95 - Станция метро «Краснопресненская» - Савёловский вокзал (закрыт 5 декабря 2015 г.).

В последующие годы в парк были переданы следующие маршруты:
№ Б - Садовое кольцо (против часовой стрелки, из закрываемого 4-го парка с 12 апреля 2014 г. Закрыт 7 июля 2016 г.);
№ Бк - Садовое кольцо (по часовой стрелке, из закрываемого 4-го парка с 12 апреля 2014 г. Закрыт 7 июля 2016 г.);
№ 10 - Даниловская пл. - Самотёчная пл. (из закрываемого 4-го парка с 18 января 2014 г. Закрыт 7 июля 2016 г.);
№ 18 - Стрельбищенский пер. - Рижский вокзал (из закрываемого 4-го парка с 18 января 2014 г. Закрыт 29 мая 2017 г.);
№ 35 - Тишинская пл. - Ул. Маршала Тухачевского (из закрываемого 4-го парка с апреля 2013 г.);
№ 35к - Станция метро «Краснопресненская» - Ул. Маршала Тухачевского (из закрываемого 4-го парка с апреля 2013 г.);
№ 42 - Станция метро «Динамо» - Рижский вокзал (из закрываемого 4-го парка с 30 ноября 2013 г. Закрыт 10 сентября 2019 г.);
№ 54 - Белорусский вокзал - Станция метро «Филёвский парк» (из ФАТП с 2016 г. Закрыт 21 марта 2020 г.);
№ 61 - Станция метро «Сокол» - Карамышевская наб. (из 1-го парка);
№ 65 - Станция метро «Аэропорт» - Серебряный бор (из 1-го парка);
№ 66 - Тишинская пл. - Станция метро «Филёвский парк» (из ФАТП с 2013 г. Закрыт 15 февраля 2020 г.).


4. Ещё в 2007 г. на баланс предприятия поступили новые машины Тролза-5265.00 «Мегаполис», ВМЗ-5298.01 и ЗиУ-682ГМ. С 2009 г. начались поставки троллейбусов СВАРЗ-6235.01, модификации ВМЗ-5298.01 «Авангард» и БКМ 321. Последние новые машины пришли в 5-й троллейбусный парк в 2012 году: 26 Тролза-5265.00 «Мегаполис», 14 БКМ 321 и 4 откапиталенных ЗиУ-682ГМ1, этот год стал последним в истории 5-го парка, когда производились массовые закупки нового подвижного состава и его обновление. Самой новой машиной стала Тролза-5265.00 «Мегаполис» под № 5472, поступившая на предприятие в начале 2013 г., она же являлась самой новой машиной на балансе всего филиала «Центральный», не считая последних откапиталенных на МТрЗ машин ЗиУ-682ГМ1, поступавших в ФАТП до декабря 2013 г.

Начиная с марта 2013 г. сюда стали массово поступать троллейбусы из закрываемого 4-го троллейбусного парка им. Щепетильникова, всего до апреля 2014 г. было передано 13 троллейбусов ЗиУ-682Г, 6 машин БТЗ-52761Р, 33 троллейбуса Тролза-5275.05 «Оптима», 9 МТрЗ-52791 «Садовое Кольцо», 32 Тролза-5265.00 «Мегаполис» и 14 БКМ 321 - именно эти машины вышли на переданные из закрывшегося парка маршруты.

На протяжении всей своей истории 5-й троллейбусный парк, как и все парки Москвы, организованные в помещениях бывших трамвайных депо, испытывал острую нехватку места для размещения своего подвижного состава. Именно поэтому в период размещения на старой территории все близлежащие улицы по сути служили стоянкой для троллейбусов. Переезд на Ходынскую ул. лишь немного улучшил ситуацию, однако для полного её решения требовалось строительство полностью нового парка. Для перевода 5-го троллейбусного парка была выбрана площадка в 14-м микрорайоне Марьинского парка, однако никаких строительных работ так и не началось. Проект нового парка на 100 мест на протяжении многих лет переходил из одной транспортной программы в другую, пока не был полностью отменён в 2013 г.

1 августа 2015 г. в рамках реорганизации структуры ГУП «Мосгортранс» 5-й троллейбусный парк им. Артамонова был присоединён к Филёвскому автобусно-троллейбусному парку, который с этого времени стал Ходынской площадкой ФАТП. В знак объединения и с целью сохранить часть истории 5-го парка было решено перекрасить все штанги троллейбусов ФАТП в красный цвет: ранее такие штанги были яркой отличительной чертой только 5-го троллейбусного парка.

1 августа 2016 г. к ФАТП был присоединён 1-й троллейбусный парк, ставший его отдельный эксплуатационной площадкой. Новое объединённое предприятие получило наименование - филиал «Центральный» ГУП «Мосгортранс», а площадка «Ходынская» осталась в его составе.

Таким образом, непосредственно перед своим закрытием на балансе парка числилось 79 троллейбусов, выходивших на следующие маршруты:
№ 20 - Белорусский вокзал - Серебряный бор;
№ 20к - Станция метро «Полежаевская» - Серебряный бор;
№ 35 - Станция метро «Краснопресненская» - Ул. Маршала Тухачевского;
№ 61 - Станция Панфиловская - Карамышевская наб.;
№ 65 - Станция метро «Аэропорт» (сев.) - Серебряный бор.

10 мая 2020 г. выпуск троллейбусов с данной площадки был прекращён, а все выше перечисленные троллейбусные маршруты были переведены на площадку бывшего 1-го троллейбусного парка у Гидропроекта. 5-й троллейбусный парк стал седьмым расформированным троллейбусным парком Москвы (7 ноября 2003 г. была закрыта старая территория 5-го троллейбусного парка им. Артамонова; 11 апреля 2014 г. был закрыт 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова; 23 июня 2017 г. - 2-й троллейбусный парк, 25 августа 2017 г. - 7-й троллейбусный парк, 9 сентября 2019 г. - 6-й троллейбусный парк, 11 ноября 2019 г. - ФАТП).

К концу октября 2020 г. все троллейбусы и оборудование с данной территории были вывезены, а контактная сеть демонтирована. В это же время на площадку прибыли первые автобусы Mercedes-Benz Conecto LF филиала «Центральный».

1 июля 2022 г. в состав филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс» была передана эксплуатационная площадка в 3-м Силикатном пр. (бывший 5-й автобусный парк). Это произошло в связи с расформированием филиала «Западный» ГУП «Мосгортранс», в состав которого ранее входила данная площадка.

23 ноября 2022 г. в состав филиала «Центральный» была передана эксплуатационная площадка «Электролитная» (бывший 8-й троллейбусный парк) с недействующей площадкой бывшего 7-го троллейбусного парка на Нагатинской ул. Это произошло в связи с расформированием филиала «Черёмушкинский», в состав которого ранее входили эти площадки.


5. Таким образом, теперь здесь живут автобусы. Вот такие перипетии судьбы у этой площадки.


6.


7. Отдыхают.


8. А вот мы и на Ходынской улице, где расположен фасад главного корпуса электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4) московского метрополитена, про которое я делал рассказ. Тогда, осенью шёл ремонт фасадов, а теперь они готовы. Посмотрите какая красота!


9.


10. За что люблю это депо (наравне со «Свиблово»), так это за то, что всегда можно заглянуть в окошко и посмотреть, что творится внутри.


11. Проходная. Красивое здание.


12.


13. А вот из этих ворот слева некогда выходил путь, пересекал улицу и уходил на станцию Москва-Товарная-Смоленская. Это был гейт между депо и железной дорогой.


14. Главное здание бывшего хлебозавода им. В. П. Зотова на фоне монструозного ЖК «Пресня Сити».


15. Само здание хлебозавода, конечно, очень красивое. Построено в 1929-1933 гг. по проекту инженера Георгия Петровича Марсакова, создавшего систему кольцевых хлебозаводов-автоматов. Функциональная организация предопределила объёмно-пространственную композицию здания в стиле конструктивизм.


16. Рядом расположен пустырь, оставшийся от территории хлебозавода. Жёлтое здание на заднем плане - бывший Брестский ночлежный дом. 15 декабря 1909 г. на Пресненском валу, 15, близ Брестского (ныне Белорусского) вокзала был открыт Брестский ночлежный дом имени М.Ф. Морозовой на 800 мест, построенный по проекту И. Германа. При доме имелись прачечная и баня, дезинфекционная камера, столовая, амбулатория.

После революции - Брестская больница и детский дом им. Дзержинского (также изолятор для беспризорных детей им. Дзержинского). Брестская больница (также носила такие жизнеутверждающие названия как: Брестская центральная концентрационная больница, Центральная больница лагерей, Брестский концентрационный госпиталь, Брестский госпиталь для военнопленных) была открыта весной или летом 1919 г. и предназначалась для сыпнотифозных больных. Открытие больницы связано со вспышкой эпидемии тифа в Москве.

Открытый в 1920-х гг. в помещении тюремной больницы изолятор им. Дзержинского был одновременно и детским домом, и больницей для беспризорников. Изолятор был рассчитан на 500 коек, в нем имелись глазное и кожное отделения. Преимущественно здесь лечили детей с грибковыми и венерическими болезнями, а также трахомой, но руководство не забывало и о «моральном оздоровлении» беспризорных.

Позже в здании располагалось бывшее подразделение № 2 политехнического колледжа № 2 - радиотехнического училища с богатой историей, преобразованного в Московский колледж бизнес-технологий середине 2000-х гг. Обучало по профессиям: электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, оператор электронно-вычислительных машин.


17. Улица Пресненский Вал.


18. Заглянул во двор с другой стороны улицы.


19. Там прячется вот такой красивый дом-коммуна РЖСКТ (рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество) Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Построен в 1928 году в стиле конструктивизма.


20. Очень симпатичный дом.


21. Административное здание 1934-го года. В нём располагается Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) и другие организации.


22. Перспектива улицы с моими любимыми дореволюционными «плоскими домами».


23. Этот построен в 1910 году.


24. Хотел было глянуть, сохранились ли подъездные пути на территорию бывших Главных мастерских Московско-Брестской ж/д., а затем Электромашиностроительного завода «Памяти революции 1905 года», но...


25. Ту часть завода, где были въездные ворота уже благополучно снесли и застраивают первым корпусом человейников ЖК Republic. Поэтому разворачиваемся на 180 градусов...


26. И идём смотреть, что осталось от бывшего завода. Сначала через забор из ближайшего дворика.


27. Труба дымохода бывшей котельной (1903 г.).


28. Все эти цеха построены в период с 1870-хх до 1900-х гг. сначала как мастерские Московско-Брестской ж/д, а затем стали частью завода.


29. Судя по тому, что их отреставрировали - планируется их сохранить. А примерно там, где сейчас люк в асфальте - раньше проходил подъездной путь. Как это было раньше можно почитать здесь.


30. Второй сохранившийся «плоский дом» 1912 г.


31. А теперь о совсем уж грустном. Повернув голову, я не узнал Пресненский Вал. Административное здание завода 1932-го года сносят, стоявшее рядом дореволюционное здание ДК «Кросна» (так в последние годы назывался завод) уже снесено. И надо всем этим печальным пейзажем символично кружит в небе вороньё.


32. Залезем внутрь. Такой вот вандализм.


33. Цех 1870-хх. Перестраивался в 1880-х и 1900-х.


34. Вид в сторону станции.


35.


36. Часть исторических цехов по проекту девелопера, к счастью, сохраняются.


37. Всё, что осталось от бывшего ДК.


38. Бывший заготовительный цех (1900-е).


39. А советские цеха снесли под ноль до самого Белорусского вокзала.


40. Цех с фото № 33 с другой стороны.


41. Бывший инструментальный цех с поздними наслоениями.


42. Справа - сборочный цех 1900 г. Там сейчас, как я понял, главный офис продаж пресловутого ЖК. Вообще вход на территорию по пропускам или через связь с охраной, но умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт :)


43. Цех 1885 г.


44. Сварочный цех (1900-е).


45. И вновь сборочный.


46.


47.


48. Неплохо они так себе всё благоустроили.


49.


50.


51.


52. Разруха.


53.


54. Выходим с территории. Главный корпус корпорация «Фазотрон-НИИР» (научно-исследовательский институт радиостроения). Лидер разработки и производитель радаров и радиолокационных систем управления вооружением различного типа самолётов и вертолётов, а также ракетно-пушечных, наземных и корабельных комплексов ПВО, средств отображения информации о состоянии систем космического корабля и космонавтов, метеорадаров и продукции гражданского назначения. Но, к сожалению, это уже фактически в прошлом. Об этом дальше.


55. Пресненский вал просто не узнать.


56. Ещё один сохраняемый цех (1870-1880-е гг.).


57. Взгляд назад.


58. Бывший Фирсановский дом для вдов и сирот и корпус женского отделения бывшего дома для вдов и сирот В. И. Фирсановой справа.


59. Бывшая скважина/насосная станция завода.


60. И отреставрированное машинное отделение. Построено в 1900-е гг. Выскочивший из будки охранник стал истошно орать, что фотографировать нельзя, но я уже сфотографировал.


61. Эти здания станут подлинной жемчужиной среди того ужаса, который застройщик собирается здесь возвести (источник).


62.


63. Ну, а теперь идём дальше. Огромный богадельный дом с отделкой в неорусском стиле по проекту архитектора М. А. Арсеньева начал строить купец Иван Григорьевич Фирсанов. В 1881 году он умер, а дом достроили жена и дочь Фирсанова. По окончанию строительства они подарили дом московскому комитету Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами, и вскоре там был открыт дом для вдов и сирот, названный в честь основателей Фирсановским. Часть помещений была отдана под первую в Москве школу для слепых детей. Здание было трехэтажным, позже его надстроили еще на два этажа. Женский корпус правее построен в неорусском стиле в 1904 г. по проекту архитектора Г.И. Макаева.

Ныне тут расположены БЦ «На Электрическом», Межбанковский финансовый дом, компания АРЛАВЕРТ и прочие арендаторы.


64. Сотни раз проходил мимо, но никогда не заглядывал во двор, а зря. Там интересно, только всё заставлено машинами.


65.


66.


67. Бывший домовый храм во имя Третьего обретения главы Иоанна Предтечи при Фирсановском доме для вдов и сирот.


68.


69. Очень необычная архитектура.


70.


71. Дома Национального флага для вдов и семейств убитых воинов (также Дома Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами для вдов и семейств погибших на войне), 1915 г., архитектор М. Н. Глейниг. Строились как кооперативные для ж/д служащих Александровской дороги. Средства на дома собрали в 1914 году через продажу национальных флагов. Собрали за 3 октября 1914 года 50 тысяч 968 рублей 53 копейки. Ещё Обществу ассигновал 20.000 рублей булочник Филиппов. Дома обошлись в 120 тысяч рублей. Перестраивались в 1930-е гг.


72. Электрический переулок.


73.


74.


75. А это уже производственно-лабораторный корпус «Фазотрон-НИИР». Здание было перестроено из бань С.С. Прусакова. Бани располагались на углу Среднего Тишинского и нынешнего Электрического (а тогда - Соколовского) переулков. Автор проекта - архитектор Густав Гельрих, много и хорошо строивший в Москве, в основном - доходные дома. Теперь здание бань совершенно перестроено (и надстроено), однако окна 1-2 этажей корпуса по Электрическому до сих пор узнаваемы. Скоро всё это ждёт незавидная судьба.


76.


77. Малый Тишинский.


78. Взгляд назад.


79. Новая Пресня угрожающе нависает над старой.


80. Пресненский двор.


81. Ещё одна перспектива Электрического.


82. Через арку видно, что «Фазотрон-НИИР» уже сносят. Пока внутри.


83. Средний Тишинский.


84. Хана «Фазотрону» :( Это был производственно-лабораторный корпус 1936 г.


85.


86. А скоро будет человейник.


87. Надеюсь, что хоть это здание по Малой Грузинской сохранят.


88. Это бывший фабричный дом Товарищества фабрики пробок, свинца, олова, капсюлей и пломбы П.Т. Фирсова. Построен во 2-й половине 1890-х гг.


89.


90. В завершение возвращаемся на Пресненский Вал. Виднеется водонапорная башня (1900-1910 гг.) у депо Ильича (ТЧ-18).


91. И на этом всё.


Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

P.S. Настоятельно рекомендую ознакомиться с прекрасной подборкой фотографий цехов (и не только) тогда ещё действующего завода по этой ссылке.

метро, жд, Пресня, архитектура, история, троллейбус, Пресненский, фото, прогулки, промышленность, краеведение, трамвай, промзона, Россия, Москва

Previous post Next post
Up