А не путай отечество и родину, дурень.
Оригинал взят у
gallago_75 в
последний асВо время Первой Мировой войны 9-й истребительный авиаотряд, оказавшись на "людьми и богом" забытом Румынском фронте, не пользовался у журналистов особой популярностью. Тем не менее, по своей результативности эта часть была одним из наиболее эффективных авиационных подразделений русской армии. Летом и осенью 1917 года в ней служило 3 пилота, добившихся 5 и более побед. Такого количества одновременно действующих асов не было ни в одном другом отряде, даже у знаменитого Александра Казакова. Несомненно, в значительной степени это было заслугой его командира - поручика Ивана Лойко.
К осени 1917 Русская Императорская Армия практически развалилась. Боеспособными пока ещё оставались авиационные части. Но их локальные бои с противником и победы никакого стратегического значения уже не имели. Боевые вылеты лётчики совершали скорее от отчаяния, нежели в силу необходимости.
Последний бой на Румынском фронте Иван совершил в паре с прапорщиком Сапожниковым. 3 Октября 1917 года над Язловицами они заметили вражеский самолёт - разведчик. Первым его атаковал Иван. После 50 выстрелов у него отказал пулемёт, и он уступил свою позицию Сапожникову, который открыл шквальный огонь, после чего вражеская машина перевернулась. Из кабины вывалился лётчик - наблюдатель. Самолёт с переломившимся крылом разбился возле передовой русских войск, которые и подтвердили победу своих лётчиков. Это был последний самолёт сбитый поручиком Лойко на фронтах Первой Мировой войны.
За 3 неполных года фронтовой деятельности Иван Лойко совершил около 500 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника, из них 6 побед были официально подтверждены.
За время командования 9-м истребительным авиаотрядом Иван Лойко был награждён орденом св. Станислава 3-й и 2-й степеней и Георгиевским крестом 4-й степени с лавровой ветвью, а также двумя румынскими Рыцарскими орденами - Звезды и Короны. Правда, Георгиевский крест с лавровой ветвью к которому Лойко - офицера - представили по ходатайству нижних чинов отряда, Иван не успел получить, так как с развалом армии развалилась и наградная система России.
В разгоревшейся Гражданской войне Лойко принял сторону Белого Движения и служил в авиации Добровольческой армии, в ВСЮР и в Русской армии. В 1920 году в звании полковника Иван Лойко был эвакуирован из Крыма, но в Константинополе он самовольно покинул ряды Русской Армии генерала Врангеля.
В Январе 1921 года Лойко из Турции перебрался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Там он устроился на работу в Королевскую лётную школу - сначала механиком, а затем занял должность инструктора.
Вскоре в Королевстве СХС осели многие белоэмигранты, в том числе и лётчики. Они организовали Общество российских офицеров Военно - Воздушного флота. В 1922 году Ломко попытался вступить в ряды этой организации, но ему было отказано. Причиной отказа послркил самовольный выход поручика Ивана Лойко из рядов Русской Армии в 1920 году.
Это задело Лойко, и он, поверив в объявленную Советским правительством "всеобщую амнистию", в 1923 году решился вернуться на родину. Для осуществления своего плана Лойко вместе с поручиком Качаном похитил сербский самолёт и перелетел на территорию Украины. В белградской газете "Время" было дано сообщение, что Лойко оставил письмо коменданту города Нови - Сада, откуда был похищен самолёт, в котором просил прощения за то, что он так поступил по отношению к приютившей его стране, но к этому вынудила его нужда.
В Советской России Лойко 6 лет прослужил в РККА во 2-й школе военных лётчиков в Борисоглебске на преподавательской работе, но 14 Августа 1929 года, был арестован ОГПУ, как "чуждый элемент".
Следы прославленного аса Первой Мировой войны Ивана Лойко теряются после 1936 года в сталинских концлагерях на острове Вайгач.
Истребитель "Ньюпор-11" постройки московского завода "Дукс", 1916 год
http://forum-pmr.net/showthread.php?s=9bbe847d3da1ec9b26ac0db8f60163b7&p=181570&mode=linear Click to view