"Сороконожка": 47 километров по Самарской Луке пешком

Nov 20, 2016 22:20

Что такое "Сороконожка"?
Это 45+ километров грунтовых дорог по лесам и полям национального природного парка "Самарская Лука".
Сороконожка - потому что более сорока километров, потому что ножки топ-топ и потому что название это веселое, доброе, позитивное и зовущее в путь.

Название придумалось, когда в 8 вечера мы прогуливались по загородной платформе в ожидании электрички после очередного похода по Жигулевским горам.
Я нарисовала маршрут по тем дорогам, где еще не ходила, нацпарк согласовал путевой лист и вот, суббота, легкий морозец, и мы пошли с свою первую "Сороконожку".

Далее я предоставлю слово одному из участнику похода, Андрею, но и сама буду вставлять в его отчет словечко-другое.
В общем, это совместное творчество, как и все походы.

Когда мы выходили из дома, занимался рассвет и было прохладно, -12 С.
Это же прекрасно - встретить рассвет, хотя многие предпочитают встречать его под теплым одеялом :)
Начинаем свой путь. Довольно быстро покинули славный град Жигулевск и пошли через дачные кооперативы.
А там еще, оказывается, сохранились раритеты в виде дедушки Ленина.
Строения заканчиваются и начинается природа.

Легкий морозец и высокая влажность заставляют нас двигаться бодро. У кого были бороды - те сразу превратились в дедов Морозов.

Совсем скоро узнал, что в группе есть любители физики или, как мы быстро прозвали, "радиокружок". По дороге узнал от них много интересного: немного про аэродинамику крыла, а курс про аккумуляторы и "банки" был прослушан мною полностью и с большим интересом! За что ребятам большое спасибо!

Короткие перерывы на перекус, нечего рассиживаться!
Пока идешь - жарко, но стоит посидеть больше 3 минут и уже замерзаешь.

На подходе к Аскулам солнце уже светило вовсю.

В лесу огромное количество грибов. Насквозь промерзших.
К счастью, Наташа не стала их собирать.
С прошлого похода на 20 км она принесла 2 кг грибов. Готовить их пришлось ночью.

В деревне был быстро осмотрен дом купца Чукина, местная историческая достопримечательность.

Деревня Аскулы.

Дальше вверх-вверх, тягуночки до самых Валов.
Уже у деревни Сосновый Солонец мы встретили лесников, но они были предупреждены о прохождении нашей группы и даже не остановили нас. Да мы и не волновались за это - путевой лист надежно лежал в рюкзаке :)

Сосновый Солонец, заброшенная усадьба.

В Сосновом Солонце небольшая остановка у магазина, и под радостный лай собак выходим на грунтовку.

На горизонте птицефабрика, пока еще работающая.

Форсирование водной преграды. Правда, полностью замерзшей.

Солнце садится, поля с озимыми напоминают заставку старой Винды.

Солнце совсем село и стало значительно холоднее.

Пересекли железную дорогу, связывающую Тольятти с Москвой, вскоре и Валы пройдены стороной - и дальше поля, леса и темнота.
Включили фонарики, и по темному лесу, по ночной тропе потянулась настоящая волшебная сияющая сороконожка. Будто светлячки шагали строем по зимнему лесу - вереница фонариков сияла во тьме. Это было так красиво, что даже усталость как будто стала меньше.

По пути пробирались через овраг, ибо обходить его было лень. У Нины призошла "авария": сухой сучок насквозь пробил подошву прямо до пятки. Пришлось экстренно делать операцию по извлечению из подошвы инородного тела. Пациент не пострадал и продолжил поход дальше.

А потом мы вышли на асфальт и дошли до ЛЭП.
На минуту остановились сделать последний перекус перед решающим рывком. Оставалось пройти всего 3 километра. Нужны были силы!

На самой высокой точке остановили и залюбовались открывшимся нам светящимся пейзажем. Жигулевск, ГЭС и Тольятти на горизонте горели в ночи.
Приличный спуск и вот наконец цивилизация, продуктовые магазины и район Г-1. Все, маршрут пройден!

Второй отчет: от другого участника похода, Юрия Васюкова.

"Суббота, 19 ноября 2016 года
Чудесный морозный день для пешечки "Сороконожка". Сразу хочется отметить того человека, который всё согласовал и отдал мне бразды ведения группы по маршруту - Козловская Наталья, она потратила много своего времени, что мы без проблем прошли по нестандартному марушруту по территории национального природного парка "Самарская Лука", согласовала путевой лист и приобрела для всех путёвки.

Морозным утром мы встретились, как обычно, на остановке Могутовая. Добравшись на автобусе до места старта, запустили навигаторы, достали треккинговые палки и с бодрым и веселым настроением (хоть некоторые и не выспалась, по глазам было видно) отправились в путь. Невыспавшиеся товарищи понемногу пробуждались, а когда мы покинули границы города, проснулись окончательно. Идя по хрустящему снегу, мы топтали следы кабана и косуль - жителей этих мест. Надеялись встретить их на пути, но, кроме следов никого, не увидели.

Пересекли дорогу ведущую на село Бахилово, и тут Наталья говорит: где-то тут должна быть дорога... Может когда-то дорога тут и была, и на карте она осталась, даже были очертания колеи автомашин. Но дорогой это уже назвать было сложно. Пришлось идти больше параллельно ей, чем по ней. Шли по карте, чтобы не сбиться с заложенного маршрута. Там уже не ездили очень давно, судя по растущим деревьям.
И снова по тропам кабана и косуль, изредка встречая след с протектором... Видимо, это мог быть охотник (браконьер).

Ориентировались на заранее записанный в навигаторы трек, шли по направлению деревеньки Аскулы. Перекусили и снова в путь. Наш путь лежал через небольшой овражек, а там - грибы... Ох, какой запах, мне показалось даже что мороженые грибы пахнут лучше) Но наша цель - маршрут.
Вскоре наша не-дорога вывела нас на более наезженную грунтовку, так называемый "зимник". Шагать здесь было одно удовольствие. Но вскоре она стала поворачивать на Солонец, а нам нужно сначала в Аскулы. И начался адский переход по перерытому кабанами в поисках питания и замерзшему полю. Нам казалось, что мы идём по пашне, которую только что перепахали трактора.

И вот, перекусив и набравшись сил, мы пришли в деревеньку Аскулы, где посетили дом Чукина и направились дальше. Резкий спуск вниз (в мыслях "сейчас бы санки") и вид на поселок Сосновый Солонец, и подъем к нему.
Дойдя до центра поселка, разбежались по магазинам, подкрепились в очередной раз, чтобы силы не покидали. И что бы не подмерзать, двинули дальше.

Наша цель - Валы, которые пересечь нужно и продложить маршрут. Уже начинает смеркаться, но мы топаем дальше: леса, поля... и тут дорога ведет в обход леса, ну, мы же не любим простые пути, пошли через лес, настроили фонарики и пошли уклоняться от веток и прыгать через бревна.
Железная дорога после резкого подъема, и мы в дачах, прошли через дачи и вышли на дорогу на Яблоневый овраг. Наш путь вверх к трассе по асфальту, люди с фонариками казались похожими на какую-то зловещую штуку, люди на автомобилях притормаживали и смотрели удивленно: какая-то толпа с фонариками...
Сворачиваем на ЛЭП, тут слышится голос... "О-о-о... ещё 3 км до Жигулевска". Собрав силы, двинули дальше и вот, выйдя на спуск на Жигулевск, открывается такая красота, огни города, вид сверху. Этот момент остался в памяти после завершения маршрута.Ну все, добрались и разбежали по транспортам: домой, мыться, кушать и отдыхать в теплой постельке, а в мыслях - маршрут, который мы прошли..."

Нитка маршрута https://www.strava.com/routes/6929983

#сороконожка, #пешийтуризм, Тольятти, фотоотчет, Сороконожка, #поход, ВелоТольятти, развитие внутреннего туризма, Самарская лука, #туристы, поход