Антидот. Глава 34-В. Метод социалистического реализма. Распространитель мифов.

Aug 13, 2018 12:05

Цензура, гос.заказ в литературе и корпорация «Союз советских писателей» - привели к тому, что представления о прошлом у нормального советского человека - были извращены и забиты «трэшем», который имел такое же (читай - никакое) отношение к объективности, как репортажи CNN, фильмы Голливуда или обещания «Единой России».

Метод «социалистического реализма» изучался в советской школе - как единственный правильный способ понимания мира.

Не надо удивляться тому, что осталось мало документов столетней давности. Любая информация - потонула бы в том хламе, который ежегодно выдавали советские писатели. Писать надо было не о том, как было, как видели, а про то «как должно было быть»: объективно, партийно, вместе со всем советским народом....



Герои Шолохова в Поднятой целине прямо на страницах романа незатейливо обсуждают статью Сталина про «головокружение от успехов». В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» - герои сидят на Съезде Советов, смотрят на Ленина и слушают План ГОЭЛРО. Похожими яркими образами лучшие советские писатели вдалбливали в головы советских читателей правильный взгляд на кровавое воскресенье, Революцию, гражданскую войну, репрессии, войну, оттеперль, малую землю, целину, приватизацию.

Ведь важно - не то, как это увидел конкретный человек.... Важно - то, как должны об этом думать советские люди.

В рассказах Катаева и Шкловского, очерках Ильфа и Петрова, пьесах Булгакова, стихах Пастернака, у Фадеева, Рыбакова, Гроссмана - тот же принцип... Книги описывали действительность - такой, какой- она должна быть исходя из ее исторической сущности. То есть - не так, как ты ее увидел вблизи. Эти же принципы - но уже в кино - дали нам и «картинку», которая закрепила нужные идеи в нашем сознании. Василий Иванович Чапаев сразу стал мифическим героем анекдотов. В эпопее "Освобождение" одновременно идет бой - и обсуждение тактики в Верховной ставке. Штампами социалистического реализма наполнены наши СМИ - до сих пор.

Мы сегодня с трудом представляем, как «что-то могло быть как-то иначе». «Фабрика промывки мозгов» легла в основу СМИ, газет, телевидения. Но разве где-то СМИ и литература работают по другому?

Метод социалистического реализма - определял содержание всей советской литературы. При СССР мы даже не представляли, что можно писать иначе.

Солженицын знал, что ГУЛАГ - это плохо. А раз так - «Получай, Родина, серную кислоту»! «Архипелаг ГУЛАГ» только назывался «исследованием». Это был «советский роман» со всеми художественными приемами советских писателей. Хотя и для других заказчиков.

В эти же рамки «причесывали» писателей прошлого. К примеру, в 1973 году вышло Постановление секретариата ЦК КПСС «О переиздании художественных произведений Волошина, Мандельштама, Вяч. Иванова, Клюева, Булгакова и других писателей 20-х годов» от 7 июня 1972 года, имевшее гриф «Совершенно секретно». В документе говорилось, что книги указанных писателей и поэтов предполагается выпустить в 1973-1975 годах «ограниченными тиражами», с обязательными «вступительными статьями и комментариями, дающими марксистско-ленинскую оценку творчества автора»...

История промывания мозгов.

Про то, что мозги промывали во времена Романовых - говорят мало. Но откуда бы возникла и набрала обороты советская фабрика промывки мозгов?

Луначарского считают первым, кто заложил идеологический фундамент такого явления, как «пролетарский реализм». К двадцатым годам он стал использовать термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях».

В годы индустриализации, коллективизации, при ломке страны и общества - Советской власти нужно было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги», искусство, которое убеждало бы если не на подвиги - то хотя бы помалкивать...

Считают, что термин «социалистический реализм» появился в 1932 году, чтобы направить литературу на развитие советской культуры и понимание новых качеств реализма. Хотя, разница с другими годами - вопрос не однозначный.

Этот метод стал основным инструментом государственного контроля над творческими личностями и способом политической пропаганды.
В 1934 году на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький говорил:
«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».

В русской культуре были сильны традиции «критического реализма». Его последователи считали себя прямыми наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Они изображали быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Именно они стали основным костяком художников «соц-реализма».

Официальное определение социалистического реализма было закреплено Уставом СП СССР, принятом на Первом съезде СП:
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Повторю (РК) самое важное: Правдивость была связана задачами идейной переделки и воспитания...

Безапелляционно и без альтернатив. Сущность искусства была определена как пролетарская, социалистическая (читай правильно - партийно-номенклатурная). Шаг право - шаг влево - стоять!...

«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947)

Принципы соц-реализма

Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. То есть, литература должна быть для народа, и словно исходить из него. Очень широко распространенный метод манипуляции.

Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей. То есть, литература должна давать повод смотреть на мир идейно. Себя нужно позиционировать - через принадлежность к определенной идее.

Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности). Грубо говоря - будь как все - тут - тут - тут...

«Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

То есть, если ты видишь белое - черным, но партия сказала «надо» - описывай «белое». Иначе ты не художник.
Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки - таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства. Идея «социального заказа» была частью соцреализма.

Писатель, по выражению Юрия Олеши - это «инженер человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Известный диссидент Андрей Синявский считал, что этот метод на самом деле не имеет отношения к «настоящему» реализму, а является не больше, чем советским вариантом классицизма с примесями романтизма. Очень изящное определение для откровенного порой вранья - романтизм.

То есть, метров советской литературы, которые создавали «правильный взгляд» на нашу Историю - можно назвать не грубо - лжецами, а деликатно - этакими «романтиками». А то, что ты купился на эту ахинею, в конечном счете - сам виноват.





С идеями дело идет так: прочел одну книгу, вторую, десять - у тебя сформировался определенный стереотип. Если речь идет об Истории - сформировался образ той эпохи.

Любые книги, статьи, документы - после этого ты рассматриваешь с позиции того - куда этот документ вписывается. Если он в рамки не вписывается, то этот документ для тебя - чушь, муть, фальшивка. Фальшивые документы - не хранят. Фабрика советской литературы - была, конечно, слабее Голливуда, но люди много читали, существовало много журналов, была литературная критика, «гос.заказ» - и система долго работала эффективно. Пока "оттуда" не стали платить больше...

Если какой-то документ не вписывался в систему - его исправляли. Или уничтожали. Никакого злого умысла. Так работает Система. Исправить точку зрения на прошлое - можно за одно поколение.

Хорошая качественная литература сформировала определенный "культурный код" - у целой нации. Люди воспринимали окружающее - только в границах этого "кода". И оказались не восприимчивы - ко всему, что находилось за пределами сложившейся у них системы координат.

Советский человек - это определенная система ценностей, заложенная пропагандой. Не факт, что плохая, но - все равно - результат работы пропагандистской машины.





















Previous post Next post
Up