Мировая война, Революции, Гражданская война, эпидении, голод, нищета - привели к полной смене элиты (не только в России), изменению культурного поля, обрыву связей, реформе школы, документооборота, языка, письменности, календаря. Страну, население и «правящую хунту» - трясло и «колбасило» несколько лет... А то, как мы себе представляем эту эпоху сегодня - разработки и цензура из 1950-60-х годов.
Каждые 10 лет объем существующей информации удваивается. И художественный вымысел советской эпохи о своем прошлом - через поколение - стал восприниматься как безусловная Истина. Вымысел оброс подробностями, деталями, были сняты фильмы - и любые сомнения в адекватности наших представлений о том, что на самом деле происходило в нашей стране всего век назад - сегодня естественно воспринимаются, как горячечный бред.
Молодая после-революционная «советская» культура сразу оказалась «смешана» из очень странных ингредиентов… Из сегодняшнего дня довольно странно смотреть на ту эпоху. Во-первых, там почти не оказалось места «русскому». Обрыв связей с «русским культурным полем» - сегодня представляется, как этакая нигилистская блажь революционной молодежи.
Но все куда интересней.
До революции русская культура - была «фишкой» императорской семьи, частью «официоза», туземной политики немецкой династии, от которого выворачивало и просто тошнило интеллигенцию - и любого честного здравомыслящего человека.
Политика Александра Третьего внутри страны, «Православие, самодержавие, народность», точней то, как их понимала и проводила Власть - были элементом внедрения в сознание народа определенных туземных идей - в интересах иноземного правящего клана Романовых. Чисто немецкой семьи, которая только представлялась русской. Презрение к официозу (как это проводилось Властью) было гражданской позицией по отношению к Власти...
Пренебрежение и презрение «национального» часто проявляется в русской литературе. В эти годы из возвращенного на родину архива Владимира Печерина (1807-1885) появляются (принятые общественностью с восторгом) строки:
«Как сладостно - отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничиженья!
И в разрушении отчизны видеть
Всемирного денницу возрожденья!...»
Альтернативные взгляды на «русское», национальное - преследовались и наказывались. С одной стороны, говорит История, Церковный раскол состоялся в 17-м веке. Но преследования старообрядцев - это реальная политика конца 19-го века. Сегодня Иоанн Кронштадский воспринимается святым. Однако этот человек подвергал Льва Толстого - анафеме, призывал Власть не признавать браки, заключенные вне своей церкви (и не разрешать наследование имущества, нажитого в «непризнанных» браках, то есть на законных основаниях проводить конфискацию имущества - в пользу церкви и государства). Главой Официальной церкви был Глава государства. И эта оккупационная политика Романовых - естественным образом отвергалась большинством населения.
Культурная жизнь Империи до 1917-го года была жестко регламентирована. Публичное несогласие с проводимой (Императорской семьей) Государственной политикой - означало бунт и обязательное наказание. Но тогдашняя «Культурная жизнь» была несколько шире, чем мы понимаем ее сегодня.
Под культурной жизнью понималась и отечественная История. Понимание своего прошлого - было частью государственного официоза.
Например, точные даты исторических событий, начиная аж с 9-го века, были четко и однозначно определены не кем иным, как самой Екатериной Второй. Спорить с Историей - это было спорить с монаршим мнением - возражать Власти, правосудию, . Оспаривать полезность варягов для русской Истории - было все равно, что сомневаться в правах на престол немецкой династии. Пантеон Величайших имен русской Истории - был сформирован немцами, в немецких интересах и с немецкими колониальными установками. А то, что вся эта «туземная лабуда» назвалась «русской историей» - так для туземцев это и делалось.
Несогласие с официальной версией Истории - означало спор с Императором и Высочайшими персонами. То есть, было сомнением, оспариванием, подрыванием, бунтом…
словом, альтернативным взглядам на прошлое - до революции никакой дороги не было.
Можно было только следовать «генеральной линии». То, что преподавалось в Университетах, было реализацией заданной программы - и только в жестко определенных границах. Нарушители границ дозволенного - получали обструкцию и наказания. Шаг вправо - шаг влево - и ты больше не профессор, не преподаватель, не известный писатель, а осужденный, лишенный прав каторжанин или (если «повезет») просто ссыльный… Правдивая история была государственным преступлением, и «чудаков», занимавшиеся поисками в истории, просто не могло быть. По крайней мере, на свободе.
С падением самодержавия, Общество, Культура, История - вырвались из «границ», установленных оккупантами. Критика самодержавия перестала быть делом отморозков и антисоциальных элементов.
Свежий ветер ударил в голову и опьянил…
Интеллигенцию и представителей культуры «прорвало».
Резкие, радикальные, новационные точки зрения - стали нормой. Признаться, какую-то ревизию «зарвавшаяся» и бездарная Власть действительно заслуживала.
Но пересмотр пошел не только по форме бывшего режима, но и по основам культуры общества и народа. Деятели культуры буквально соревновались, кто предложит более оскорбительную по отношению к ушедшей эпохе точку зрения.
Бульварные басни по поводу Царской семьи и Распутина -
стали официальной позицией новой Власти.
Более того:
В новых координатах варяги оказались просто бандитами,
Петр - узурпатором, садистом и сифилитиком,
Екатерина - вероломной блядью во главе военной хунты.
Строго говоря, это было заслуженно, аргументировано, общепризнано.
Это - цитаты из тогдашнего учебника Русской Истории виднейшего историка новой власти - Михаила Покровского. Его имя было присвоено старейшему университету страны - МГУ. Подобные радикальные точки зрения формировали общественное мнение.
Однако умер Ленин, от власти отодвинули Троцкого, примолкли троцкисты. Покровский нашел Вечный покой в Кремлевской стене.
И к концу 1930-х страна словно пресытилась ревизионизмом.
Как из ниоткуда возник интерес к народным корням. Из «запасников» появились фигуры Невского, Петра, Суворова, Екатерины, Пушкина, Ломоносова, порядком ошельмованные и забытые после Революции. Государственная кино-пропаганда приступила к формированию образов Исторических персонажей, как мы теперь их понимаем.
Эти исторические фигуры - сформировали Единую советскую нацию и (в целом, почти) единое государство. Этот «культурный разворот» СССР - к русской истории - был одним из самых примечательных событий в Истории страны. Опора на национальные корни - стала тем самым «бэк-граундом», опираясь на который народ выстоял в самой жестокой войне.
Словом, шараханья в своем культурном наследии из стороны - в сторону были обычной практикой начала 20-го века. Разве что именно подледний культурный разворот 1930-50х годов - оказался самым «живучим»...
Но!…
Тогда в конце 1930-х годов, когда обновленная интеллигенция отходила от «культурного сквозняка», и Власть заново собирала по крохам культурное поле (включая Историю) своей страны, туда попало много из дореволюционной науки.
Точнее, не науки, а из лубочной романовской пропаганды, другого вранья, насквозь пропитанного лживыми романовскими «установками», не тронутого объективной ревизией и цинизмом революционной эпохи.
То, что получилось - назвали «историей страны», историей народа.
Но - это не было историей народа.
Это было историей семьи, точнее - историей борьбы этой семьи за богатство и власть... Царские семейные хроники без критического разбора попали в совсем другой жанр. И не верные представления о своем наследстве - не только поддержали народ в годы войны, но и отравили весь народ, сбив его с толку.
Семейные исторические хроники гордятся победами семьи, а не победами народа. Война, грабежи и разврат - примеры доблести в семейной истории. В других координатах эти «достоинства» является примером непотребства, осуждаемого общественной моралью. Семейные склоки, похабные анекдоты, дрязги, сомнительные победы - не подвергались сомнения, и вошли через Историю в культурное поле нации и государства.
Чужие архетипы оказались в фундаменте нового дома.
Насильственное насаживание немецких принципов - стало восприниматься как нормальное. Светская бестолковость дворцовых интриг - стала восприниматься, как Сама История.
В дом надуло много разного...
На кривом фундаменте с тех пор потряхивает и стены и крышу.
Такой уж дом, такой «фундамент»…
И если его не подправлять - он развалится, подмяв под себя жильцов и соседей.
Примеры из прошлого убеждают, когда падает большой дом - достается на орехи даже мародерам и провокаторам…
И подобный взгляд на свою Историю получили не только русские, но и украинцы, кавказцы и азиаты.
Получилось так, что главные герои любого народа, все те, кто строили, охраняли мир и покой, шли на восток, осваивали Север, плавали по морям - следов в официальной Истории - не оставили совсем...
Такую «легенду» создали под себя оккупанты, которых интересовало имущество, и совсем не занимало реальное общество с его институтами самоуправления.
Ядовитая История - создает других "оккупантов".
Нежелательные имена и конкуренты - Романовым были не нужны. Да и обыватель поддался на романовские «басни с клубничкой». Всю славу и доблесть Романовы - медленно, но верно переписывали под себя. А для чего еще существовала официальная история?
Из Истории исчезли настоящие дела Строгановых, Демидовых, Меньшиковых. Шуваловых, Лопухиных, Шуйских... а остались в основном интриги и сплетни: кто - кого (извините) трахнул, чьи ноги видели из под одеяла, чьи рога из под шляпы торчат... кто громче рыгнул или пукнул... Когда это называют «наукой» - это чистый маркетинг.
Чтобы выгодней продать чушь и басни, их следует называть пафосно и многозначительно.
Реальную культуру и историю народа не сможет смести никакая революция.
Но когда власть построена на «химерах» и вымыслах, которые не разделяет и над которыми открыто насмехается общество - значит, государство станет таким же слабым и нелепым, как объединяющая его идеология.
Россия распалась, когда над тогдашней Властью не смеялся только тупой и ленивый.
СССР распался, когда над советским официозом не потешался только тупой и ленивый.
Таким же будет отношение наших современников - к будущему распаду сегодняшнего государства - к той «обертке», в которую пытались заново пере-паковать народ и государство.
И таким же станет итог внедрения в сознание старых басен в новой упаковке, если эти басни не поменять.
Если в основу поведения - заложена «химера», то появляются проблемы в простых жизненных реакциях. Например, задвоились события - и человек начинает верить в предопределенность и цикличность - больше, чем нужно. Человек чаще видит бессмысленность, «рок», снижает мотивацию. А на деле, грешит: считает работой Б-га - заблуждения и ошибки других людей и себя самого.
Давая положительные оценки героям кровавой эпохи - мы бессознательно принимаем, как нормальное и достойное подражания - их криминальные мотивы, лживые оценки, насилие и обман. Не даем достойной оценки - тем, кто идет кровавыми дорогами. И не отмечаем тех, чей руд заслуживал бы памяти и Высоких оценок... Фальшивая история создает фальшивых лидеров, отравленная История - излучает яд...
Не сулчайно у сегодняшних грабителей кумирами являются герои самых жестоких и кровавых периодов: Петр «Великий», Иван «Грозный», Екатерина «Великая», «освободители», «миротворцы», а страдания 99% населения оправдываются натянутыми «изысканиями» Исторков «с ограниченной социальной ответственностью».
Что же взамен?
С победой революции стало запрещено изучать законы императорской армии. А там были и традиции и институты выборной демократии. И многое было не так, как мы себе это представляем. Потому что в условиях, когда избирательное право - только среди мужчин - институты самоуправления и «обратной связи» естественно существуют внутри армейских институтов.
Но все что было связано с Белым движением - оказалось под запретом. А царь правил страной - только потому что он возглавлял армию. Русский Император - был не светским, а армейским титулом.
Территории - присоединялись в Империи, когда объединялись их армии.
Еще в 1930-е именно армейские лидеры представляла страну, пусть и другую, СССР - за границей.
Система, где каждый имеет на руках оружие - должна опираться не только на дисциплину, но и на здравый смысл и на справедливость. Именно при армейских институтах - существовала Церковь, которая устанавливала правила и обладала авторитетом для справедливого суда.
Именно «Священный Синод» - был названием правительства Российской Империи. Но не попы в рясах управляли страной. Это был светский Институт, который полностью изменился, чтобы как-то выжить в страшные годы после Революции. Церковь сменила одежды и ритуалы - на скоморошьи, и отказалась от власти и полномочий - чтобы стать Институтом Другого рода. Насколько церкви это удалось - вопрос другой.
Устранение Армии и Церкви из Истории страны и политической жизни - оборвало представления о законах и ограничениях того времени. Церковь переписала свою историю. А армейская тема оказалась под жесткой цензурой.
И был второй момент, который следует осветить подробно.
Пушкин, Лермонтов, Белинский, Тургенев - не называли себя «Христианами», «Православными»… Хотя в начале 20-го века появились подражания, которые даже попали в Собрания сочинений...
Лев Толстой только в зрелом возрасте познал Евангелие. Христианство - это довольно поздний продукт 19-го века. Который так же появился на территории страны - через немецкую династию и немецких просветителей.
А сами «русские классики» - считали себя скорей наследниками Рима, чем православной Руси., о которой имели весьма смутные представления. Римские культурные элементы - отличают культурную жизнь двора русского Императора. Римские монеты в большом числе находят на территории всего бывшего СССР... Римская История обязательно преподавалась в гимназиях и университетах. Но это не про сегодняшний Рим и Италию. Это про единую степную империю - и ее армию -, которых мы сегодня называем «казаками», турки - янычарами, венгры - гусарами, немцы - пруссами, а поляки и литовцы - натужно и претенциозно - приписывают полностью и только себе.
Историкам культуры - совсем неудобно признавать, что то, что мы считаем основами русской национальной культуры - это лубочные представления конца 19-го века. Фантазии тогдашних художников. Фальшивки разного уровня достоверности.
Откуда могла взяться в патриархальной стране такая одежда, как железная кольчуга? Если топоры и гвозди в дефиците, а пилы и лопаты (заступа) - еще просто нет?
Русские национальные матрешки делались на токарном станке. То есть, не раньше 18-го века...
Балалайка - делалась из фабричной фанеры, тогда же. Национальные одежды и традиционные платья - не мыслимы без прядильного и ткацкого станка. Они стоили неимоверно дорого.
Жизнь в стране с климатом, в котором зимой температура по несколько месяцев опускается ниже 20 градусов - не возможна без относительно дешевых и доступных населению железной пилы и топора.
И все это вместе - наследие промышленной и технологической революции 19-го века. Немецких фабричных технологий, которые пришли с настоящими «варягами». А «национальное» - это навязанные оккупантами стереотипы, которые заняли в сознании народа - чужое место.