Один папа жаловался на сына: не требую - чтобы был честным, хочу одного - чтобы не врал!
Можно сомневаться в правомочности такого метода воспитания, однако в смысле понятий отмечено верно: лучше молчать, чем говорить неправду.
Но почему люди говорят неправду? Если отвлечься от тяги к художественным фантазиям, то в большинстве случаев - из желания получить выгоду. В краткосрочном масштабе ложь почти всегда выгодна. И именно поэтому лгут дети. Они очень быстро научаются говорить то, чего не было, - чтобы оправдаться. Проверено, что ответ "проспал" на вопрос учителя: "почему опоздал?" - неправилен, хотя верен, в то время как любая более-менее незаезженная причина может на корню нейтрализовать угрозу наказания.
У учителя и ученика разные цели. Учитель хочет сразу две вещи: (1) чтобы его младший коллега не опаздывал и (2) чтобы он не обманывал. Ученик хочет только одного: чтобы его старший коллега не устроил ему разнос, скандал, крик и ругань.
То же самое в семье. Молодой муж однажды замечает, что при задержке лучше сказать молодой супруге, что на дороге были пробки, чем признать, что он остановился поболтать с приятелем уже при входе в подъезд. В первом случае не будет криков, обвинений в остуде чувств и прочих истерических нюансов.
Люди обманывают там, где на них кричат. Где их спешат обвинить, вывести на чистую воду, хотят показать, что они плохи и недостойны.
Следствие: обманов нет там, где за провинность не ругают, где никто не скандалит по поводу той или иной провинности коллеги-ребенка-супруга-ученика.
На сколько в конкретной среде есть вероятность развития ругани и обвинений - ровно в той же степени там возникает почва для обманов и лжи.
Не хотим ругать своих детей за провинности и обман - значит, не будем ругать вообще! И тогда им не будет страшно сказать родителям правду на простой вопрос: почему задержался?
И то же самое между взрослыми.