О производстве в России

Dec 18, 2010 09:50

По  мере того, как Российская экономика всё глубже погружается в жопу, люди пытаются понять, от чего же это происходит и как этого избежать. Одни предлагают вернуть социализм с плановым хозяйством, другие говорят что все проблемы из-за климата, третьи требуют бороться с коррупцией, а некоторые вообще заявляют, что нам экономика не нужна потому что у России "особый путь", т.е. фактически считают нас биологически неполноценным народом. И при этом никто не спрашивает тех, кто должен заниматься производством, т.е. капиталистов, почему же они им не занимаются?

Поскольку главная цель капиталиста - получение прибыли, то при вложении денег он выберет ту страну, где прибыль больше. Только вот вопрос: а как сравнить где, она больше, в России или в Китае? Ведь у нас она выражаются в рублях, а у них в юанях. Очень просто: надо их перевести в доллары и сравнить. Да, вот только вопрос: а откуда берется коэффициент перевода aka курс валюты? Почему-то этот вопрос никого не интересует, считается что он появляется естественным образом, как коэффициент для перевода метров в километры. На самом деле он создается на рынке валюты - на нем продавцы валюты приходят с долларами с целью их продать, а покупатели с рублями чтобы их купить, и курс создается так же, как и на любой другой товар - под влиянием спроса и предложения.

Представим себе некую бедную страну - Бурляндию, в которой жители умеют только производить товары для удовлетворения только своих потребностей. На ней сложился внутренний рынок товаров и установились средние зарплаты - скажем, 10000 бурлей в месяц. Но вот ее жители прознали, что существуют и другие страны в которых выпускается масса полезных вещей - например, мобильных телефонов. Им тоже захотелось их купить, но вот беда - самые дешевые модели стоят 100 долларов, а где их взять? Очевидно, надо что-нибудь продать. Например, деревянные ложки, которые в Бурляндии продаются по 1 бурлю. Они привезли 10000 ложек и стали продавать по 10 центов за штуку и выручили 1000 долларов. Купив на эти деньги 10 мобилок они привезли их в бурляндию и стали продавать. Но как установить цену? Попробовали по 20000 бурлей за штуку - но оказалось, что такая цена совершенно неподъемная для большинства бурляндцев - это же две месячных зарплаты! - и цену пришлось снижать, когда она дошла до 10000 бурлей, наиболее состоятельные жители стали их покупать. Таким образом, курс местной валюты установился на уровне 10000брл / 100$ = 100 бурлей за один доллар. Курс, как видим, до обидного низкий - ведь средняя зарплата по этому курсу оказалась всего 100 долларов!

Но в низком курсе, оказывается, есть и положительные моменты.

Во-первых, он очень способствует экспорту. Прознав, что за рубежом ложки продаются за 10 центов - а это 10 бурлей, в 10 раз дороже чем в Бурляндии! - некоторые жители кинулись заниматься внешнеторговой деятельностью. В следующем месяце продажи составили 20000 ложек, и они заработали 2000 долларов и привезли 20 мобилок. Поскольку состоятельные жители уже обзавелись телефонами, цену пришлось еще снизить до 8000 бурлей и таким образом доллар стал стоить 80 бурлей и средняя зарплата "поднялась" до 125 долларов.

Во-вторых, низкий курс способствует собственному производству. Конечно нелегко наладить производство высокотехнологичного товара, но зато какие выгоды это сулит: если за рубежом рабочие при зарплате 5000 долларов делают 100 долларовые мобилки, то при зарплате 10000 бурлей их стоимость будет 200 бурлей, или 200брл / 80брл/$ = 2,5 доллара! Первые телефоны получились, конечно, не очень - но по демпинговой цене в 50 долларов их стали покупать и за рубежом, и продав 1000 телефонов они выручили фантастическую сумму в 50000 долларов! Но тут оказалось, что в Бурляндии они уже не могут обменять из на бурли по старому курсу - имея собственные телефоны стоимостью 200 бурлей никто не хочет покупать импортные по 100$ * 80брл/$ = 8000 бурлей. Соглашаются только на 1000, учитывая их более высокое качество, чем отечественные. Пришлось продавать по курсу 1000брл / 100$ = 10 бурлей за доллар.

Таким образом, при таком курсе средняя зарплата в Бурляндии оказалась 1000 долларов! Но для производителей это оказалось некоторой проблемой: по новому курсу их телефон стоил не 2.5, а 20 долларов. Хотя это все еще меньше 100, но сверхприбыль они уже не получают. Но время шло, производители телефонов набирались опыта, повышали качество и цену, приток долларов увеличивался, а курс бурля повышался, а с ним и зарплата в долларах, и стоимость отечественных телефонов в долларах. Наконец, когда курс достиг 2 бурлей за доллар, цена достигла цены импортных - 100 долларов, а зарплата - 5000 долларов в месяц.

А что было бы, если в Бурляндии были большие непроизводственные издержки, например расходы на отопление помещений? Это значит, что стоимость телефона была бы не 200, а например 210 бурлей: 10 бурлей требуется на отопление. Значит курс бурля поднялся бы не до 2, а только до 2,1 - так чтобы в долларах телефон продолжал стоить 100$. И зарплата была бы ниже мировой - 10000брл / 2.1брл/$ = 4762$ по этому курсу. Не так уж и смертельно, как видим, так что Паршев явно преувеличивает роль климата. Да, он конечно имеет значение, но влияет только на благосостояние жителей - часть их доходов тратится на обогрев, поэтому при том же уровне технического развития они будут жить немного беднее.

Но вот однажды в Бурляндию приходит страшная беда: на ее территории обнаруживают огромные месторождения нефти. Правительство радостно начинает ее продавать, в страну начинает приходить в 2 раза больше долларов, чем от продажи телефонов. Что происходит с курсом бурля? Правильно, его курс поднимается в 2 раза - до 1 бурля за доллар. Телефоны начинают стоить 210 долларов. Кто их теперь купит? Дешевле купить импортные, за 100$.

Теперь вам понятно откуда в России проблемы и почему она в такой жопе? Нет, не из-за огромных запасов нефти - их у нас совсем немного, меньше 6% от мировых. Проблема в безмозглом правительстве, которое распродает их быстрее чем Саудовская Аравия, у которой нефти 25% мировых запасов.
Next post
Up