там постоянное место этого текста
Кармартен 2013 Екатеринбург. Отчёт Сергея Яковлева
[
Книжку читать!
|
Вконтакте
|
Мои краткие впечатления
|
Подробный отчёт Катаринки
]
От имени персонажа
Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981?) - учёный-генетик,
радиобиолог. Один их основоположников радиационной биологии,
популяционной генетики и многих теорий в этих областях науки.
Предыстория
Основная, общеизвестная часть биографии:
- Статья в Википедии
- роман "Зубр" Даниила Гранина.
- ещё
Благодаря младшему брату деда -
адмиралу Всеволожскому
побывавшему в Англии около 1880 года, в семье было известно
о существовании Школы и правилах приёма в неё.
Обучение в Школе
Прибыл в школу в 1916 году. Хотя валлийский мне был незнаком, латынь
моя не вызвала вопросов.
Уход в генетику
Жизнью собственной я разухабисто пьян.
В 1920 году, будучи в Москве на каникулах, познакомился с группой
Кольцова
"заболел" генетикой - новой наукой. По возвращении в Школу оказался в
конфликте с некоторыми преподавателями, особенно же - с Мерлином,
которому высказал в глаза обидное. Директор в долгу не остался.
В результате покинул Школу после 4 курса и стал
генетиком-исследователем.
1920-1922 - учился в МГУ, однако, как и Школу, официально не закончил и
диплома не получил. Что, впрочем, в это время никого не смущало.
1922-1925 Преподаватель биологии на Пречистенском рабфаке в Москве.
1923-1925 Ассистент на кафедре зоологии у Кольцова
в Московском медико-педагогическом институте
1921-1925 Научный сотрудник Института экспериментальной биологии
в составе Государственного Научного Института при Наркомземе (ГИНЗ).
С начала 20-х годов участвовал в работе неформального семинара,
организованного группой
С. С. Четверикова
в институте Кольцова («Дрозсоор», или «совместное орание по поводу дрозофилы»),
из которого вышли многие советские генетики.
1922-1980 год - биография и научные приключения
в точности совпадают с общеизвестными.
В 1947 году из карагандинского лагеря меня, умирающего от голода
и теряющего всякую надежду, перевели в Снежинск... Кто вмешался в мою судьбу,
мне так точно и не известно. Я не исключаю, что помог кто-то из Школы.
В 1970-х я всё более остро
ощущать однобокость, неполноту развития научного знания и технического
развития человечества. Неверную, порочную расстановку приоритетов как
в СССР, так и на Западе. Попытки "бить тревогу" в это время оказываются
всё менее эффективными. Система образования в СССР
всё более уходит в начётничество и узкую специализацию. Лишь в немногих
вузах класа Физтеха "держится" близкий мне дух обучения.
Всё чаще я тоскую по Кармартену.
Смерть супруги, близкого человека и лучшей коллеги, приводит к тому, что
какое-то время я живу воспоминаниями и прошлым, а настоящее всё быстрее
пролетает мимо. "И снится мне, что я от поезда отстал".
Поворот судьбы
1980 год. Олимпиада в Москве. На квартире преподавателя МФТИ
Гольдина Льва Лазаревича
стихийно возникает мозговой штурм на тему "статистические закономерности
в биогеоценозах".
Тут присутствует двоюродная внучатая племянница хозяина
Паола Гольдини-Ронерри,
врач и переводчик итальянской олимпийской команды.
Высказывается ключевая "крамольная" мысль:
"Никакая статистика, никакие вероятности не могут помешать
отдельной особи оказаться в нужном месте, в нужных условиях и
сделать что-то нужное!"
Так рождается немного сумасшедшая гипотеза.
Да, сейчас "благодаря" Хиросиме, Нагасаки,
Тоцким учениям у нас есть
статистика по практически ВСЕМ людям, которым (рано или поздно) стало
ХУЖЕ от воздействия радиации. И статистика неумолима.
Но ничто не мешает из ста человек "отдельным особям", одному, двум людям,
которым стало ЛУЧШЕ - "выпасть" из статистики, не обращаясь к врачам лет
по двадцать (пока не сломает руку-ногу!), переехать в другую деревню,
область, страну.
Ощущение здоровья не так просто превратить в данные физического эксперимента.
И тут Паолу буквально прорвало. Она рассказала то, что выглядит сказочно
фантастически, но что она к этому моменту ТОЧНО ЗНАЕТ.
Её родной город
Кормонс 24 октября 1917 года оказался в зоне применения химического оружия в
битве при Капоретто
10 июля 1976 года
вместе со своим отцом, тоже врачом, она была в
Севезо
Эти два крупных и несколько других, более мелких событий её жизни
позволили увидеть то, что прошло мимо официальной статистики. Людей,
которым вещества общеядовитого действия, диоксины не так страшны,
как прочим. Ионизирующее излучение - ещё более "статистическое" явление,
чем химические реакции. И можно "нащупать" те самые "приметы судьбы",
которые позволят увидеть этот самый "плюс вместо минуса".
"Но мы же учёные, а не сказочники!" - говорит Гольдин. Позже,
в 1984 году, он получит Государственную премию СССР за создание
Медицинского протонного пучка. Но это будет позже...
Я же слушаю намного внимательнее. Подборка фактов, уводящих возможные
исследования туда, куда сейчас и здесь, в стране
торжествующего материализма, не ходят. Маргинальшина? Чудеса? Нет.
Лишь более широкий взгляд на науку и эксперимент. Характерный скорее
для Школы в Кармартене...
Нам с Паолой удаётся сформулировать цели и задачи этого, "широкого"
эксперимента. Но я говорю:
- Эксперимент ставить придётся на себе
- Для реализации его нужен инструментарий,
позволяюший хотя бы контролировать, если не менять
скорость биологичесих процессов. Нужен "ключ от времени"
живого организма
Паола вздрагивает и тихо отвечает. Мне одному. Такой ключ есть.
И решение принято.
Паоле удаётся остаться в СССР - как переводчику. Потом, как врачу,
получить назначение в Обнинск. И после 1981 года мы "уходим в тень".
Эксперимент
Поборов напоследок тщеславия страх
В течение последующих 30 лет наша с Паолой жизнь - это
именно эксперимент. Поиск тех самых ключевых условий и событий, которые
складываются в мозаику.
Помимо основного результата - сложенного целиком паззла
и рождения дочери, нам удалось получить и опубликовать
много менее значительных данных.
Юг Белоруссии после
Чернобыля, где находящиеся за пределами формальной 30-километровой зоны
населённые пункты
не были оперативно расселены.
Статистика по ним то тщательно засекречивалась, то публиковалась в
научных журналах без точных ссылок. Нас же интересовала не совсем статистика.
Судьбы отдельных людей. Единичные карточки из районных поликлиник...
Возвращение
Только верю в огонь на далёком окне
2012 год. Мы не говорим вслух, не озвучиваем, но ощущаем, что устали.
Наш эксперимент завершён, всё, что хотелось опубликовать - опубликовано и,
к слову, не шокировало и не всколыхнуло научный мир.
Перестать метаться по свету. Выдохнуть. Успокоиться.
И я говорю себе - "только в Кармартене мы могли бы не возиться с
переоформлением бумаг, не разговаривать с чиновными людьми по которому разу,
не задумываться о том, насколько возраст соответствует внешности, а привычки
и манеры выбиваются из местной моды. Не опасаться, в конце концов, излишнего
внимания к нам самим как к объектам возможных исследований".
Мы всерьёз думаем о том, примут ли нас в Кармартене, и что для
этого стоило бы предпринять.
Однако обычный пришедший по почте конверт с приглашением
посетить Школу в качестве гостя опережает наши планы.
И, собрав лишь самые любимые и необходимые вещи,
отдав ключи от очередной квартиры едва знакомым людям,
мы уезжаем из России.
Для меня эта поездка - возврашение домой. С каждым шагом,
с каждой ступенькой есть ощущение правильности, настоящести.
И из Лондона мы едем на поезде в одном купе с первокурсницей
Креддилад Морган. И который раз я вижу - вечно не правы те,
кто считает "нынешнее поколение" хуже "нашего".
"И пусть мы не такие уж плохие. Идут за нами те, кто лучше нас".
Рождество в Школе
Здесь я чувствую, что что-то изменилось. За почти сто лет.
Как, что? Школа стоит тысячелетиями. Неужели XX век сумел
встряхнуть и это учебное заведение?
Я почувствовал здесь страх. Которого не было тогда.
У Школы всегда были свои, особенные отношения со Временем.
Но впервые Время повело себя так, как никогда ранее. "Омела не цветёт" -
ошарашенно говорит Мерлин на педсовете, куда совершенно обыденным тоном
пригласил и меня...
И я оглядываюсь на себя, на Паолу...
На те странно занавешенные чёрным полиэтиленом часы на вокзале перед поездом.
И вытащенная из гадательной колоды карта подтвердила -
"не заигрывай с вечностью"...
Что-то НОВОЕ, нарушение привычного.
О духах
Мы оказались не единственными гостями Школы. Духи Аннуина пришли,
и мне послышалось, что они "требуют свою долю". Долю чего?
Лекция профессора Эшлинг об этикете общения с духами
ничего не объяснила. Но превратила этот кусочек страха, опасения
перед неизвестным в... набор правил этикета, соблюдать который не
так уж сложно. И я который раз выдохнул. Школа, как и много раз до того,
РАБОТАЕТ. Изучать ли приметы времени, учить ли лисий этикет,
узнавать ли правила общения с эхом. Нормально. Может быть сложно.
Опасно. Но не страшно.
О страхе
Лишь к наступлению рождества я понял, что ощущаемый мной
страх - это МОЯ эмоция, накопленная за почти век жизни.
В Германии и СССР, в лагерях и шарашках. Примета времени.
Пронизывающая все социумы, самая простая эмоция для манипуляции людьми.
Я никогда не позволял себе показать его, ни в каких, самых жутких ситуациях.
Не позволял парализовать мою волю. От него стремился
избавить своих учеников, сотрудников и последователей.
Но он застревал во мне как песок. И его запах, как кусочек
лондонского смога на занятии у Тарквиния Змейка, я принёс с собой.
И я оказался скован страхом и переполнен сомнением
(надо, надо было лучше учить этот предмет!). Искал интригу.
Да какая, блин, теперь разница, кто писал то приглашение?!
Я больше не гость. И страх окончательно остался за порогом Школы.
О Жанне д'Арк и практических приложениях
Не судьба мне быть за судейским столом.
Доводилось в жизни быть подсудимым. Осуждённым несправедливо.
Реабилитированным.
В этих же событиях я был лишь зрителем.
Представителем городского магистрата города Руана.
И так и остался зрителем. Простая, бесхитростная искренность Жанны -
и иезуитские выверты судей. Я знаю, здесь не могло в открытую
прозвучать "Зачем врёте, я не так говорила!"(цитата из фильма
"Сказка Странствий"), но это витало в воздухе.
Политический заказ процесса и единственно возможный приговор были ясны всем.
Отчаянные, решительные люди спасли Жанну. Силой оружия.
И финал очень остро и точно показал:
Здесь слишком много воинов и судей. Когда нужны целители.
Итоги
То, что я с супругой и ребёнком остаёмся жить, учиться и преподавать
в школе - это оказалось в порядке естественного хода вещей.
В связи с нашим появлением возникает набор необычных для школы прецедентов.
- Покинувший ранее школу ученик возвращается, "выросший"
в своих собственных областях науки, в значительной степени
созданных им лично, к тому же будучи всемирно признанным
авторитетом в этой науке. По меркам школы, это произошло ещё
и очень-очень быстро. Сто лет - не срок.
- В школе начинает учиться 60 летняя Паола
- В школе с раннего возраста живёт наша дочь Мартина
Планы преподавания и прочей деятельности
Радиобиология
Веду я.
Замена - Змейк, Мак Кехт
Генетика и селекция
Веду я.
Замена - Змейк, Мак Кехт
Глобальные проблемы экологии и ноосферы
Веду я.
Замена - Змейк, Мак Кехт
Спецкурсы
Приметы судьбы
Веду я.
Возможные замены - Паола, Мерлин.
Размеры и ритмы времени
Ведёт Паола
Возможные замены - я.
От имени игрока
Главное:
- Я искренне жалею, что дал игре намного меньше, чем мог, и чем то,
чего игра была достойна.
- Я искренне восхищён мастерами игры и всеми игроками без исключения.
Это в самом деле лучшая игра за всю мою ролевую карьеру
Ещё маленькие приметы судьбы
- Когда челябинец МакКольм в роли Сусанина вёл нас в анти-кафе "Коммуникатор" по
Екатеринбургу, мы оказались совсем рядом со зданием сельскохозяйственной
академии, на биостанции которой под Свердловском довелось работать
Тимофееву-Ресовскому.