Бой за Султанпет Топи - досадная неудача
После успеха в сражении у Маллавелли армия Харриса подошла к Серингапатаму и 5 апреля начала осаду столицы султана Типу. У майсурцев имелся козырь - "вундервафля" Типу, ставшего одним из пионеров военного применения... ракет. Да-да, штуко-дрюки с порохом, до того использовавшиеся исключительно для увеселительных фейерверков, в армии Майсура "поставили на службу человеку". С помощью длинных направляющих ракетам придавалась "более-менее" прямая траектория. Конечно, добиться прицельного попадания было абсолютно невозможно, и в лучшем случае снаряд летел "куда-то в сторону врага", плюхаясь в самые непредсказуемые места. Но при обстреле большой массы неприятельских войск оно "куда-нибудь да попадало", причем недостаток точности с лихвой искупался жутким психологическим воздействием, сравнимым с паникой при самых первых бомбардировках с воздуха в истории.
РВТН султаната Майсур в боевой готовности
Англичане потом добросовестно слижут ноу-хау (ракеты Конгрева) и будут долго, но, в целом, бестолково юзать его (невозможность обеспечить хоть сколько-нибудь предсказуемую траекторию движения сделает ракеты бесполезным оружием вплоть до второй половины ХХ века). А в 1799 году они были уже знакомы с ракетами (по 3-й англо-майсурской войне), и потому Харрису было крайне неприятно видеть, что "гнездо вражин" обосновалось на удобной местности - в топи (покрытом лесом и кустарником холме) у села Султанпет (Султаунпет), откуда весьма эффективно пуляло свои "хвостатые сюрпризы". У английского командующего созрел план разорить это "осиное гнездо", для чего четыре батальона получили приказ ночью с 5 на 6 апреля атаковать топи и выбить оттуда противника. "Командовать парадом" должен был полковник Артур Уэлсли, герой Маллавелли.
Полковник Артур Уэлсли и деван Кришначарья Пурния
Индийские "хистореги" (из разряда "прогрессивных", то есть выискивающие любую, даже микроскопическую, "победу над империалистическим колониализмом") настаивают, что гарнизоном топи Султанпета командовал деван (премьер-министр) султана Кришначарья (или Мир Миран) Пурния, индус, сделавший карьеру при мусульманском дворе своими "гибкими деловыми качествами" ("не потерявшийся" и потом, при оккупационном режиме ОИК). Без специального исследования трудно сказать, действительно ли ночью с 5 на 6 апреля Пурния командовал боем, или это очередное "изобретение героя" (ну что было делать первому министру на самом "передке"?).
Так или иначе, англичане атаковали топи в абсолютной темноте, и, как оно и случается обычно, скоординировать нападение не получилось. Майсурцы обрушили на атаковавших град ракет и мушкетных пуль, сам Уэлсли был легко ранен и едва не попал в плен, войска смешались, запаниковали и побежали. Командиру удалось их остановить и привести в порядок, после чего он сделал самую разумную, хоть и элементарную, вещь - дождался рассвета и атаковал повторно утром 6 апреля. На сей раз майсурцы, лишенные эффектов неожиданности и темноты, не смогли даже убить хотя бы одного британца (или сипая) - захват топи произошел очень быстро и без жертв со стороны нападавших.
Любимая игрушка Типу - тигр, жрущий британца
Трудно, конечно, считать этот бой поражением или разгромом (мало ли в истории сражений, выигранных не первой, или даже не второй атакой), но в целом в "неудачи Веллингтона" Султанпет относят без особых возражений. Вряд ли прав Ричард Холмс, считающий, что если бы не родство с генерал-губернатором, Уэлсли мог бы попасть под трибунал - неудачная атака еще не преступление. Но выводы для себя полковник всё же, несомненно, сделал - достаточно сказать, что ни одно из своих последующих сражений Уэлсли не начинал ночью.