БОЛИВИЙСКИЙ ДНЕВНИК (3)

Nov 12, 2019 01:25



Итак, завершая начатое тут и продолженное здесь, прежде всего рекомендую обратить внимание на радостную истерику тех, кого положено именовать  "либералами": дескать, «свергли очередного коммуниста и тирана». На мой взгляд, чтобы  говорить так, нужно быть или дураками, или рабами своей концепции (то есть, опять-таки дураками), или сидеть на зарплате. По той простой причине, что Эво никакой не коммунист, да, в общем, даже не «красный» в общепринятом понимании...


Не идеолог. Не социальный экспериментатор. Не сокрушитель основ. Не враг частной собственности. Он классический «индейский социалист», противник насилия, в российской терминологии «народник» (даже не эсер), а по тамошним понятиям, возникшим еще во времена инков, типичный «курака» - региональный староста. Хозяйственник, управленец, видящий свою задачу в том, чтобы на его территории не было ни бедняков, ни социальных иждивенцев,

и чтобы у каждого боливийца была если и не курица в супе, то, по крайней мере, сколько-то нормальная жизнь. Вернее, работа, которая нормально оплачивается или маленький бизнес. А уж говорить о «диктатуре» в условиях совершенно зашкаливающей свободы слова, собраний etc/ вообще смешно. Смешнее только рассуждения о «президенте-наркомане», ибо жевание листьев коки наркоманией не является, - это не кокаин, а слабо тонизирующее.

Что особо интересно в ситуации?

Во-первых,

«боливийская ситуация» абсолютно не похожа на «венесуэльскую». Если в Венесуэле «традиционные элиты» боливарианцев ненавидели и ненавидят, то в Боливии эти элиты были Моралесом вполне довольны . Они в свое время одобрили его кандидатуру, ладили с ним, и все его «социалистические»

действия, принося ощутимую пользу «низам», играли на руку и «верхам». Иными словами, «боливийский» протест носит характер, в основном, надстроечный (людям хочется порулить), но оппозиционные группы в элитах не так сильны, чтобы самостоятельно организовать нечто подобное.

Во-вторых,

бросается в глаза применение оппозицией запрещенного приема, который в Боливии под негласным запретом уже более полувека, если не больше. А именно: разыгрывание «расовой» карты, неявное, но и не особо скрываемое науськивание креольской массы «старых городов» на общины

сельских аймара (совсем чуть-чуть, 80% населения). Эта линия разлома стоила Боливии очень много крови, ее с трудом зарастили, - и вот: реанимируют. На что, находясь в здравом уме, не пошел бы ни один сколько-то серьезный политик, будь он сто раз «правый» или даже фашист.

В-третьих,

не могу найти объяснений поведению армии. Генерал Кайман - давний и надежный соратник ("брат") Моралеса, войсковой офицерский корпус (в отличие от традиционно проходящих выучку в США полицейских), в основном, обучался на Кубе, к тому же, рядовой и младший командный состав на 99% укомплектованы аймара. По логике,

армия должна была активно поддержать Моралеса, - а она сыграла ключевую роль в его отставке. Единственный вариант объяснения: «египетский гамбит», то есть, уход президента с тем, чтобы потом, когда страсти улягутся, восстановить статус-кво, но это только предположение, которое сам я, честно сказать, не считаю обоснованным.

Так что, неувязка остается,
и любопытно посмотреть на реакцию заинтересованных внешних сил:





Как видим, Мигель Диас-Канель и "Кики" оценивают случившееся  крайне жестко. По мнению кубинского президента, имел место "трусливый правый путч, направленный против демократии в Боливии", а по мнению его  коллеги примерно то же плюс "мой брат Эво стал жертвой расизма, его жизни угрожает опасность". С такой позицией согласны также Никарагуа и Аргентина, и в принципе, она логична:

силы, сдвинувшие Эво, настроены жестко антикубински и еще более жестко антивенесуэльски (толпа даже захватила здание посольства Венесуэлы и угрожает дипломатам расправой), - а это позволяет согласиться с теми, кто видит в таком повороте событий участие США, тем паче, что в стране не так давно были обнаружены гигантские запасы лития, после чего интерес Штатов к Боливии резко вырос.

Следует отметить, что если для Кубы и Венесуэлы сюжет неприятен, в первую очередь, в связи с тем, что США репетируют действия в отношении их, параллельно сжимая кольцо, то у Москвы основания сердиться еще более серьезные. Слишком много крупных проектов уже есть и еще больше запланировано. Еще года три назад "Росатом" подрядился строить в Боливии ядерный комплекс

(цена вопроса 300 зеленых лимонов), причем при подписании Моралес назвал великого человека "братом",  еще пятьсот зеленых лимонов вложено в газ, с переспективой очень нехилой выгоды для "Газпрома", а в этом году Кремлю удалось обойти Китай и договориться об инвестициях (более 2,3 зеленых ярда) в разработку лития, с установлением контроля над месторождением Коипаса.

И вот: такой облом. В Москве настолько недовольны, что даже позволили себе жесткость: дескать, "по лекалам срежиссированного госпереворота", - но сразу же, как водится, пугливо сделаи  шаг назад, призвав "все политические силы страны к здравомыслию и ответственности". То есть, порычав, как и другие сателлиты (Бразилия, Колумбия, Гватемала) поддержали старших партнеров из ЕС и США.

Ну хорошо, - и что теперь? Не очень ясно. В Боливии явный вакуум власти, появились новые охотники порулить ("комитеты активистов"), мутна позиция армии, да и самого Моралеса рано списывать в расход. Единственное, в чем соглашаются практически все ведущие эксперты Боливии и ее соседей, это в том, что он, скорее всего, покинет страну, но тихой жизнью политического пенсионера

жить не будет. Ибо (мнение Бенито Диаса, мексиканского спеца по Боливии, близко знающего Эво) "Моралес не из тех, кто смирится с поражением, тем более, если...  не в открытом бою. Он может на время уехать,  в Мексику или Никарагуа, и это будет разумно, но он уже заявил, что борьба продолжается, а это значит, что возможно обращение к общинам аймара по каналам Чокеуанки".

Впрочем, обо всем этом рассуждать рано, сейчас вопрос:  примет ли Моралес участие в новых  выборах.  Сам Эво, правда,  о  возможном участии пока не объявлял, но формально имеет полное право. Однако победители устами Карлоса Месы  категорически требуют, чтобы и сам он, и его  "вице" Линера, и Арсе Катакора, министр финансов, к выборам допущены не были "из-за махинаций, отмеченных ОАГ".

Это не удивляет, этого следовало ждать, ибо всем ясно: выборы "по-чистому" свергнутые выиграют, а "по-грязному" может не получиться, да и махинации с сакраментальным "отключением света" вряд ли кто-то докажет (весь состав ЦИК уже арестовали, но это чистый пиар). А не проводить выборы, учредив что-то "временное", по нынешним правилам не положено и не позволят.

От себя, - чисто на интуиции, - добавлю, пожалуй, что:

(а) не знаю, какими хитромудрыми ухищрениями сумели московские добиться от Эво согласия доверить "литиевый" вопрос им, а не Китаю, но, как бы то ни было, предпочтя Кремль и отказав Чужуннахай, Моралес допустил очень серьезную, роковую для себя ошибку,

(б) сумеют ли нынешние триумфаторы добиться недопущения Моралеса к выборам, сказать сложно (теоретически могут), но если сумеют, им придется его убивать или сажать, потому что в ином случае его обращение к общинам аймара неизбежно, а деревня ныне очень сердита.

Вот и все. Тем же, кто  алчет точных прогнозов по всем азимутам, лучше идти в блоги тех, кто нынче ликует по поводу "крушения левого фашистского режима". Уж им-то, в отличие от меня, все наперед совершенно точно известно. У них есть шпаргалка, а там все прописано...

только факты, тенденции, латинская америка, технологии

Previous post Next post
Up