17 сентября. Как белорусы стремились попасть в "Русский мир" и что из этого вышло

Sep 16, 2014 13:22

17 сентября 1939 года Красная Армия вторглась в Польшу, которая к тому времени уже вела войну с гитлеровской Германией. Сталин блестяще обманул Гитлера, подписав с ним 23 августа договор, известный как «Пакт Молотова-Риббентропа». В результате германский вермахт взял на себя основную часть усилий по разгрому польских войск, понёс потери, а Германия получила меньшую часть Польши и клеймо агрессора. В свою очередь, сталинский СССР сравнительно легко забрал себе бОльшую часть Польши и назвал это «освободительным походом с  целью взять под защиту белорусских и украинских братьев».

Но я сегодня не об успехах сталинской дипломатии. Поговорим о том, как жители Белоруссии стремились попасть в «Русский мир» и что из этого вышло. Расскажем с цитатами из некоторых документов и на примере одного отдельно взятого района. Конкретно - Клецкого района Минской области. Источником нам послужит официальная книга «Памяць» этого самого района.

В то время «Русский мир» проживал под именем «СССР - первое в мире государство рабочих и крестьян», и руководил им великий товарищ Сталин.
Что касается жителей Западной Белоруссии, то они, как и жители Западной Украины, проживали в то время в условиях бело-фашистского государства Польша, или как это называют сами белорусы «под прыгнётам панскiм».

image Click to view


Паны страшно угнетали белорусов. Правда в окрестностях Клецка был только один пан Радзивил, да и тот жил в Англии. Но по любому - угнетали страшно. Заставляли учить польскую мову. В Клецке правда была белорусская гимназия, но это всё не то. Коммунистическая партия Западной Белоруссии была  запрещена.  Полиция лютовала. Если кого завербовало ОГПУ, не успеет он пару терактов устроить, как его уж и арестуют. Звери. Работать заставляли. Денег не давали, пока не заработаешь. Если грамоте не учишься - никакой карьеры не сделаешь. Эх, жизнь беспросветная…
Потому всякий белорус смотрел, конечно, с надеждой на Восток. По ту стороны границы процветало Советское государство, в котором, как все знали, молоко текло прямо в реках, а манная каша падала с неба даром.

Особенно, конечно, завидно было тем, кто у границы живёт.  Из воспоминаний:
«Как 1 мая - так у них демонстрация… Их бабы хоть сено гребут, хоть что - так все в белых кофточках и чёрных юбках. И нам так казалось, что дружно у них всё».
Ну, правильно. Не то, что наши - кто в чём. Вы представляете этих женщин, гребущих сено или жнущих рожь в белых кофточках и чёрных юбках, как секретарши приличной фирмы? Сильное зрелище! Ничего удивительно, что многие мужики бежали за границу.

Что же было дальше с теми счастливцами, кто смог достичь советского рая?
Пример 1.
Рассказывает А. Пальчик.
«…мой отец занялся книжками, газетами, что-то записывал в толстую тетрадь… к нему приходили люди, о чём-то спорили…
Я уже тогда понял детским умом, что отец что-то делает против польских панов. Ему помогал и младший брат Николай…»

Небольшое примечание - Пётр Пальчик («отец») был секретарём ячейки подпольной Компартии Западной Беларуси.

«Отца первый раз арестовали в 1932 году. С ним взяли Пильневича Михаила. Сидели они в Несвижской тюрьме, но недолго. Через пять лет - в 1937 году отца снова арестовали. Сидел до суда в Барановичской тюрьме, но летом его неожиданно выпустили…
Мы обрадовались. Но отец снова исчез. Только позднее мы узнали, что он ушёл за границу, на Восток. С ним ушли ещё двое - Климович Петр и Язэпчик Александр».
В 1939 пришло Освобождение, на нашу землю пришла Красная Армия. Мы ждали, что отец вернётся с ней …"

Как вы думаете, дождались? А вот фигушки.

Лет через 50 наконец пришло письмо из архива КГБ.
Пётр Пальчик 4 июня 1937 года задержан пограннарядом заставы Пузово.
30 сентября того же года расстрелян в г.Слуцке как польский шпион.
Та же судьба постигла Климовича Петра и Язэпчика Александра.

Как пишет теперь прозревший сынуля: «Отец сражался за счастье своих детей, и не только своих. А в результате поплатился жизнью от рук тех, кому служил верой и правдой, от тех, за кого стоял горой. Нет большей трагедии для человека, чем погибнуть от своих».

Пример 2. Его можно озаглавить «Смерть шпиона».

Из справки КГБ БССР: «Макайчук В.П. в 1930 году был призван в польскую армию, где прослужил до 1932 года.
Начиная с 1930 года 7 раз арестовывался польской политической полицией по подозрению в членстве в Компартии Западной Беларуси.
В 1932, по возвращении из армии, за шпионаж в пользу СССР Макайчук осужден на один год лишения свободы. Срок отбывал в Барановичах.
После последнего ареста в сентябре 1938 года Макайчук решил бежать в Советский Союз, что и совершил в декабре того же года.

5 августа 1939 года 452-м военным трибуналом Белорусского ВО по статье 23-68 «а» УК БССР по обвинению в шпионаже приговорен к расстрелу.
Реабилитирован 24.2.1989». Аминь.

Пример 3.

Справка архива Брестской области: «В документах за 1938 год есть сведения, что Траян П.Р. за революционную деятельность осужден польским судом на три года лишения свободы.
21 ноября 1938 г. бежал в СССР».

Справка прокуратуры Брестской области: «Траян Пётр Романович, 1912 г.р. арестован Тимковичским погранотрядом НКВД БССР 22 ноября 1938 г. по подозрению в связях с польскими разведорганами.
11 января 1940 г. постановлением Особого совещания при НКВД БССР Траян П.Р. за нелегальный переход границы (ст.120 УК БССР) помещён в ИТЛ сроком на три года.
Есть отметка о направлении в СевУралЛАГ».
Реабилитирован 31.03.1989г.
Я тока стесняюсь спросить - а где же он проводил время по отбытии 3 лет? Почему не вернулся домой? Уж не помер ли он в том СевУралЛАГе?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

история Польши, Польша, Белоруссия, история, история Беларуси, 17 сентября

Previous post Next post
Up