Уральский город Ирбит: родина мотоциклов "Урал" и заповедник купеческой архитектуры

Oct 09, 2009 10:33

Есть в Свердловской области городок Ирбит. Немногие туристы слышали о нем. И даже екатеринбуржцы, для которых поездка в Ирбит это милое путешествие выходного дня, тоже в массе своей и слышать не слышали о том, какая жемчужина сохраняется у них под боком. В каких-то 200 километрах на восток.  Это и уникальный музей мотоциклов при Ирбитском мотоциклетном заводе, и необычная для Урала и Сибири застройка 17-18 веков. Каюсь, но и сам я, такой-сякой турист, обьехавший аж 73 страны мира, и будучи коренным уральцем, никогда не бывал в Ирбите. К счастью, никогда не поздно исправить столь серьезное упущение, поэтому гостя в Екатеринбурге в начале октября, я предпринял марш-бросок в Ирбит.




Из Екатеринбурга в Ирбит ведет хорошая трасса, где вы держите уверенные 90 км/ч, а частые и очевидно "голодные" ГИБДДшники в засадах напоминают вам о необходимости бдить скоростной режим. Про свою прямо скажем неприятную стычку с милицией (едва не обернувшуюся моим избиением сотрудниками ГИБДД) буквально тремя днями ранее по пути из Казахстана уже рассказывал. Поэтому в эту поездку я не сажусь за руль, зная, как болезненно суровые уральские милиционеры относятся к иностранным водительским правам и документам. Мое воздержание от вождения приводит к положительному эффекту - мы без каких-либо проблем добираемся до Ирбита, и слегка поплутав по улочкам этого сюрреалистического городка, попадаем в музей мотоциклов.

Ирбит - небольшой город, но благодаря градообразующему предприятию ИМЗ (Ирбитский мотоциклетный завод) здесь буквально все вращается вокруг двухколесного друга человека. Мало того, что половина горожан работают на этом заводе, так еще и функционирует мотоциклетный(!) техникум, ИМТ. Да, да! Единственное в России учебное заведение, где обучают искусству создания мотоциклов. Кроме того ,в Ирбите чрезвычайно популярен спортивно-технический клуб Урал-Мото. Если вы думаете, что на этом "мотоцикломания" Ирбитцев иссякла, то ошибаетесь. Вот вам еще список мотоувлечений местных жителей: ООО Моторы Виктора Прядеина, небольшое бюро, создающее комплектующие к мотоциклетным коляскам, а вот вам Спортивно-технический клуб г.Ирбита, и напоследок еще и КБМТС (Конструкторское бюро малых транспортных средств).

Музей мотоциклов

Расположена эта коллекция из почти 100(!) мотоциклов в малопрезентабельном месте, и без подсказки местного люда вам его скорее всего будет не найти. Обьяснить на словах его местонахождение сложно. Вы просто проезжаете весь городок, видите по левую сторону тянущие заборы и корпуса мотоциклетного завода, и затем после главного вьезда на фабрику продолжаете дальше еще с километр. И останавливаетесь. Далее вам предстоит оставив машину сделать небольшой зигзаг между заборами и невзрачным зданием напопоминающим общагу. И вот первые признаки музея -



Задача - найдите указатель на музей



Загадки продолжаются - вы на правильном пути!

Но вскоре все сомнения и переживания остаются в далеком "позади", и вы попадаете в шикарнейший музей, настоящий изумруд, скрывающийся за серыми и мрачными стенами и окружающей аурой, не обещавшей ничего подобного! Входной билет стоит 30 рублей, и право на фотографирование еще 100 рублей. Не судите строго смотрителей, если те не дадут вам билет на фотосьемку (как нам), и немножко заработают тем самым себе на жизнь. Просто представьте, какие там зарплаты, в этом Ирбите. Уверяю вас, что житель Москвы за такие деньги не встал бы с дивана. Люди почти на голом энтузиазме тянут такой важный и нужный проект. Итак, далее множество фоток из музея мотоциклов. Некоторые модели во-истину уникальны -

































Моя благодетельница Ирина (ака Бонго), без которой поездка в Ирбит была бы невозможна



















Эй, а про сам город Ирбит кто расскажет?

Расскажу, расскажу, дайте только налюбоваться власть на железных коней! Шутка. Итак, сам городок Ирбит, на мой взгляд, смело можно назвать одним из интереснейших городов Урало-Сибирского региона, да и России в целом. Немного сохранилось в России мест с почти идеально выжившей застройкой 18-19 веков. И что еще важнее - Ирбит город живой, а не музей и не туристическая бутафория. В его исконности и красоте есть и печать заброшенности, и явной неухоженности. В этом и счастье Ирбита, и его беда.

Буду краток в исторических экскурсах, ибо их в достатке можно найти на просторах интернета. Это старейший уральский город, основан аж в 1631 году, что делает его более чем на 100 лет старше Екатеринбурга. Знаменитые Ирбитские ярмарки, проходившие ежегодно, собирали великое множество народа со всего света. И ведь ярмарок таких в России было всего две - Нижегородская и Ирбитская. Видал Ирбит и гораздо лучшие времена, чем нынче. Лет 100 назад он был знатным мегаполисом с театрами, игорными и доходными домами, борделями (как без этого) с богатой и яркой культурной жизнью. В советское время Ирбит приходит в упадок, но всего на 25 лет. Вторая мировая война косвенным образом принесла городу пользу.  Эвакуированный из Москвы в 1941 году мотоциклетный завод, получивший позднее марку "Урал" стал  градообразующим предприятием, и даже попал на герб Ирбита -




В целом же, ощущение от Ирбита именно как от путешествия в прошлое на машине времени. Величие былого и хаос современности оставляют противоречивые чувства. Не буду уходить далеко в лирику, и просто представлю несколько фотографий, из которых читатель сам сделает нужные выводы -



































Мдда, ирбитцам бы город до ума доводить, а не дедушку Ульянова слушать. Опять борьба, что жe за напасть то такая? И надо же, еще и свеженькая краска на цитатах...





Вот, собственно и все!

ПУТЕШЕСТВИЯ, Россия, МУЗЕИ, БЫВШИЙ СССР

Previous post Next post
Up