Sep 20, 2009 23:57
Беседуя со студентами о различиях женской и мужской психологии всегда приводил в пример работы Карен Хорни, Э.Фромма, О.Вейнингера, Клариссы Эстес на эту тему. И, однажды, совершенно неожиданно встретился с интересными рассуждениями на эту тему не психолога, но философа. По его мнению, различия коренятся, прежде всего, в феномене материнства. В материнстве женщина проживает синтетический симбиоз двух телесных существ в одном. Ощутив, что иное (ребенок) может быть частью тебя, а ты частью иного, женщины на практике (а я думаю, что подсознательно они готовы к этому уже со своего рождения) убеждаются, что барьеры между существами и вещами не абсолютны, а следовательно, часть и целое взаимосвязаны органически и составляют, в последнем счете, живое единство. Ощутив это (а на мой взгляд, это уже есть у любой женщины с рождения), женщина исходит из такого представления о явлении, вещи, совокупности вещей или явлений, где единое целое предшествует составным частям. В этом и есть объяснение «странной» (с точки зрения мужской логики) привычки женщины говорить и «да» и «нет». Для нее нет жестких различий. На вопрос мужчины, скажи точно, она отвечает всяко бывает. И в этом она, безусловно, потенциально мудрее мужчины. Но и мужчины, по жизни приобретают холический (цельный, неразделимый) подход к миру. Но это уже отдельная история.
И из Ф.Ницше:
- Я некрасива, - тихо шепчет Астра,
- Но я люблю людей,
Я им хочу служить,
Ведь им цветы порой необходимы -
Они ко мне склонятся…
Ах! И стебель мой надломят,
И в их зрачках внезапно вспыхнет память
О чем-то Высшем и Прекраснейшем, чем я.
Я вижу это, миг - и я мертва…
Да, это Осень, она - мне сердце рвет!
Прочь! Улетай!
Розенлаут, лето 1877.