Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии

Apr 03, 2023 16:45


https://t.me/psy_researcherДля того, чтобы  рассмотреть нейрогимнастику и конкретные практические приемы с более полным пониманием их сути и механизма действия, важно пойти путем от общего к частному и ознакомится с некоторыми теоретическими основами и базовыми понятиями нейропсихологии. Этому будет посвящен сегодняшний пост.



Рассмотрим особенности развитие высших психических функций с точки зрения нейропсихологии.

Высшие психические функции (ВПФ), т.е. специфически человеческие сложные психические процессы, с точки зрения нейропсихологии имеют многоуровневое строение. Выделяют три основных уровня ВПФ и этапов их развития.

Первый уровень - физиологический, представленный ощущениями.

Второй уровень - предметный. К нему относятся гнозис (узнавание) и праксис (целенаправленное произвольное действие).

Третий - абстрактный уровень. На этом уровне находится символическая деятельность, осуществляемая с помощью таких психических функций, как внимание, память, мышление и др. Эти функции относятся к собственно высшим психическим функциям, которые развиваются, надстраиваясь над предыдущими уровнями.

В мозге психические функции организованы по типу динамической локализации, т.е. имеют представленность в определенных зонах мозга.

Это было выяснено по их способности нарушаться при разных по месту расположения в мозге локальных поражениях. Нейропсихология нарушений высших функций при локальных поражениях мозга получила наибольшее признание и распространение. Иногда ее употребляют даже как синоним нейропсихологии вообще.



Такая популярность именно этой части нейропсихологии объясняется тем, что локальные  поражения являются самыми наблюдаемыми и объяснимыми. Они легко регистрируются объективно, на основании даже простого визуального осмотра, который позволяет сразу выяснить, какая именно функция оказывается поврежденной и при повреждении какого именно участка мозга. Кстати, именно такие наблюдения и послужили началом развития нейропсихологии как отдельной научной дисциплины.

Развиваясь из учения о локализации психических функций в мозге, нейропсихология создала специфическое учение о когнитивных функциях, имеющих свою представленность в определенной области мозга.

Высшие функции человека приобретаются на базе элементарных, данных ему от рождения. К базисным относятся безусловно-рефлекторная деятельность (врожденные рефелексы) и ощущения, получаемые с помощью анализаторов, также данных человеку врожденно.

Область локализации разных анализаторов четко определена.



Над ощущениями, которые обеспечиваются непосредственно анализатором, надстраиваются более сложные виды деятельности. Они состоят в опознании многообразных стимулов внешней действительности и их воспроизведении в различных видах деятельности.

Это уже относится ко второму уровню развития высших психических функций - предметному.

Непосредственно на базе ощущений с помощью предметной деятельности развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии - как гнозис, относящийся к той или иной модальности согласно анализаторам, от которых приходят сигналы.

Гнозис (греч. γνώσις- знание) в нейропсихологии - это узнавание.

Слуховая и зрительная модальности являются самыми высокими во всей иерархии модальностей. На базе слуховой модальности, например, развивается устная речь, а на базе зрительной - письменная.

Следующим видом ВПФ, надстраиваемым над гнозисом, являются праксические функции. Разные виды гнозиса и праксиса приобретаются с небольшим сдвигом (вначале гнозис, затем праксис), но впоследствии развиваются параллельно.

Праксис (греч. praxis - действие) - это способность к произвольному воспроизведению поз и действий, которая надстраивается над гностическими функциями.

Праксис - это система произвольных действий.

Нарушение способности воспроизводить их носит название апраксии. Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Развития учения о развитии этих функций также начиналось с изучения нарушения в их работе.

Для того чтобы раскрыть суть предметности праксиса, обратимся к следующему. Посредником между человеком и его произвольными действиями является предмет, понимаемый как объект действительности в самом широком смысле слова.

Вначале это был предмет, предоставляемый природой (камень, ветка дерева, плоды, шкуры убитых животных и т. д.), а затем предмет, являющийся продуктом деятельности самого человека, то есть рукотворный. И те, и другие предметы формировали праксические действия людей. Для того чтобы сорвать плод с дерева, нужно принять соответствующую позу, поднять руку вверх и сделать движение отрыва плода от ветки; для того чтобы поймать мяч, нужно протянуть обе руки вперед и сделать захватывающее движение; для того чтобы взять иголку, нужно соединить два пальца - большой и указательный - на одной руке.

Совокупность рукотворных предметов составила значительную часть созданной человеком цивилизации в целом.

В «предметный» период онтогенеза ребенку, как и нашим предкам когда-то, необходимо разнообразие предметов, которыми он может оперировать. В первую очередь, это игрушки, затем - бытовые предметы, а после и все остальные. Королевой игрушек по праву можно считать погремушку. Она стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом. Не менее «великими» являются кукла, кубики и пирамидка. Это незаменимые стимулы для развивающегося гнозиса и праксиса.

Особое место занимает пальцевый праксис - пальцевые произвольные действия.

Освоение ребенком пальцевого праксиса происходит не путем копирования различных пальцевых поз, воспроизводимых взрослыми, а в процессе различных видов предметной деятельности. Чем она разнообразнее, тем быстрее появляется способность складывать пальцы произвольно, вне предметных действий.

Движения пальцев и кистей рук, согласно современным исследованиям, способствуют более быстрому созреванию нейронных цепей. Экспериментально доказано, что они увеличивают число дендритных шипиков на кончиках нервных клеток.

Следовательно, ребенку необходимо тренироваться, осваивая самые различные праксические действия. В этом плане ручные поделки, ручной труд, игра на музыкальных инструментах и пр. способствуют созреванию проводниковых систем мозга.

При освоении новой задачи взрослыми у них также формируются двигательные навыки, которые становятся основой долговременной моторной памяти.

Большая часть видов праксиса здорового человека относится к сложной комбинации гнозиса и праксиса, т.е. составляют гностико-праксическую деятельность. Например, пространственный праксис неразрывно связан и с гностическими, и с праксическими элементами. Нельзя рисовать только на основе представления об образе рисуемого (гнозиса), необходимо его соотношения с двигательным воплощением (праксисом).

Еще более сложная по своей природе символическая деятельность (третий, абстрактный уровень), под которой понимается оперирование знаками, потерявшими свою чувственную связь с предметами или же сохранившими ее в малой степени. Сюда относится символическая мыслительная деятельность, основана на оперировании буквами, цифрами, любыми другими символическими знаками.

Символические знаки усваиваются ребенком позже, чем реалистические, надстраиваясь над ними. Основополагающую роль в этом развитии играют сказочные образы. Чем больше обогащено детское развитие восприятием и анализом сказок в сензитивный период (все дошкольное детство), тем больше формируется благоприятных основ для будущей интеллектуальной деятельности.

Таким образом, символическая деятельность базируется на предметной. Даже если недоступно зрительное познание предметов, вступает в действие тактильный, слуховой и другие анализаторы. Перешагнуть через этап предметного познания мира невозможно. Иначе затруднен переход к этапу развития, когда активно созревают интеллектуально-мнестическая, волевая, эмоциональная сферы, характеризующиеся большей сложностью.

Символические функции имеют менее определенное мозговое представительство, чем различные виды гнозиса и праксиса. Они осуществляются за счет совместной деятельности практически всего мозга или же большей части его площади.

К таким функциям принято относить: сознание и мышление; память; внимание; эмоции и волю.

Для реализации каждой из этих функций необходима не только сохранность всех зон коры мозга, но и тех структур, от которых зависит нормативное протекание произвольных процессов нейродинамики, их активности, скорости протекания нервного импульса, смены одного импульса другим и пр. Иначе функциональное состояние коры мозга либо ослаблено, либо находится в режиме гиперактивации и работает импульсивно, даже если в мозге не имеется анатомических повреждений.

Таким образом, согласно представлениям нейропсихологии, высшие психические функции человека проходят три этапа развития и представляют собой 3-уровневую структуру:

  1. Ощущения
  2. Гнозис и праксис
  3. Символическая деятельность.

Символические ВПФ не имеют определенных мест локализации в мозге. Они осуществляются за счет его больших площадей, которые ассоциативно взаимодействуют между собой.

В следующем посте рассмотрим конкретные методы диагностики и коррекционно-развивающей деятельности и использованием нейропсихологического подхода.

Этот краткий конспект подготовлен с помощью «Основ нейропсихологии» Т. Визель.

Другие статьи

Нейрогимнастика

  1. Что такое нейрогимнастика?
  2. О "Гимнастике мозга" П. Деннисона
  3. Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии
  4. Виды и группы нейропсихологических упражнений
  5. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1
  6. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2
  7. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.
  8. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 4
  9. Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений
  10. Мой опыт использования нейрогимнастики в работе с детьми

Телеграм-канал👇


Psy_researcher✍️

📚 Полезная психология для развития детей и их родителей 👫 Материалы для занятий с детьми ✉️ Ответы на вопросы 🥰 Тёплая дружеская атмосфера Автор канала - Марина Александрова, психолог-исследователь, кандидат психологических наук, доцент

t.me

нейрогимнастика, всемвесна, психология, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up