Есть люди, для которых ощущение жизни заключается в смене эмоциональных состояний. Это они могут смеяться сквозь слезы и заплакать над жестокой шуткой. «Глаза - зеркало души» - это про них. Их взгляд либо светится теплотой, либо подмечает, как много страшного в этом мире: тот прохожий с тяжелым взглядом, некрасивый дом, хромоногое животное… Такие люди годами мучаются от страхов, фобий, панических атак, ипохондрии. Или любят так, что и умереть нестрашно...
***Если есть на свете идеальное детство, то оно было у Аси. А как же иначе, если ты растёшь в семье, окружённая заботой, лаской и любовью. Единственную дочку баловала мать, носил на руках отец и все прохожие ахали от умиления - что за чудесная живая кукла эта Ася! С папой у неё были особые отношения. Возвращаясь домой из командировки, он всегда привозил красивые игрушки, горы сладостей и интересные книги с большими картинками, которые семья рассматривала вместе и читала перед сном.
Они умели радоваться жизни каждый день: пели песни на улице, ходили в театр по выходным и рисовали на надоевших обоях. Но беда, как водится, приходит нежданно-негаданно. В одной из рабочих поездок с папой случился сердечный приступ, и мир восьмилетней девочки рухнул в одночасье.
Мама пыталась оградить дочку от переживаний: окружила её тройной заботой, вниманием, но вернуть отца живым из той командировки она была не в силах. И Ася начала бояться… Бояться того, что мамы тоже не станет, что эта страшная жизнь отнимет и её. Ася панически боялась оставаться дома одна, и маме пришлось перевестись на полставки, чтобы к приходу дочери со школы уже ждать её в коридоре.
Свет в квартире не выключался сутками, а после регулярных Асиных криков среди ночи мама перебралась из спальни в детскую.
Если мама задерживалась в магазинных очередях, Ася, застывшая в оцепенении у двери, рисовала в своём воображении жуткие картины: вот мама попала в больницу, потому что её сбила машина, а тут за ней гонится дядька с ножом, а тут её уносит в чащу леса саблезубый тигр. Когда открывалась дверь, Ася обрушивалась на мать со слезами и истериками, обвиняя в том, что чуть не умерла со страху и думала, что мама уже не вернётся никогда.
Многолетние тесты, рисунки, беседы у психологов не давали результата. Все, как один, твердили, что у девочки стресс в связи с потерей отца, советовали уделять ребёнку больше внимания и поехать на природу, на море, в горы, чтобы ничто не напоминало ей о трагедии. В итоге, устав от безысходности, мама так и поступила: ушла с работы, сдала квартиру и уехала с Асей в деревню - нужно быть всё время рядом с дочерью, чтобы успокоить её и восстановиться самой.
***Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана,каждый человек является носителем векторального набора - определённых врождённых свойств. Ася - обладательница
зрительного вектора, основной особенностью которого является умение создавать и поддерживать эмоциональные связи. При правильном воспитании и развитии добрые от природы зрительные дети вырастают во взрослых с глубокой чувственностью и большим сердцем. Это задано, но не обеспечено, то есть нужно развивать в ребёнке качества, согласно его вектору, его свойствам, его внутренней природе. А кто знает истинное положение вещей, кто реально видит эти качества, если не знает, как устроена психика человека?!
Вот и Асина мама вместе с группой психологов годами не могла найти ответа, отчего дочь заливается слезами, утопает в истериках, боится тишины в родных стенах? Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам увидеть полноту картины, заглянуть вглубь человеческой души и понять, что даже правильно воспитываемый и развитый зрительник под давлением сверхстресса может сломаться - скатиться в нижние переживания эмоциональной амплитуды.
Зрительный вектор переживает эмоции в диапазоне от страха до любви. Сильное воздействие из вне (особенно негативное), заставляет человека со зрительным вектором ощутить разрыв эмоциональной связи с объектом своей любви и привязанности. Это может быть страшный фильм, потеря котёнка, переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого человека. Как следствие такого эмоционального взрыва, человек испытывает страх, отчаяние и огромную потребность вернуть себе прежнее ощущение защищённости и безопасности.
Люди с любым набором векторов могут испытать подобное, но только зрительный человек нутром ощутит сильнейший эмоциональный перегруз. Очень часто страхи сопровождаются истериками, требованием внимания к своей персоне, эмоциональным прессингом и шантажом. Зрительник сделает всё, чтобы снова почувствовать себя в безопасности.
***Они вернулись через год. Асе исполнилось 15 лет, она оканчивала школу и впервые влюбилась. Чувство это открыло для неё новый мир, где были только она и он, где можно было снова улыбаться и радоваться каждому дню. Без страха. Илья был спокойным, надёжным, сильным. Когда он обнимал, Асе казалось, что ей снова восемь, и будто папины руки защищают её от любой опасности. Они гуляли после школы в парках, целовались у всех на виду, вместе делали уроки, читали книги, а разойдясь по домам, часами говорили по телефону.
Она уже не понимала, где она, где он - любовь пришила их друг к другу своими тёплыми нитями. Окончив школу, они поженились, счастливые, уехали в Москву получать высшее образование. Ася вила гнездо в маленькой съёмной квартире, украшала её милыми безделушками, зажигала свечи за ужином и, не скрывая слёз, плакала над старыми фильмами на плече у мужа.
Цена аренды квартиры повышалась, и Илья был вынужден устроиться на подработку в вечерние часы, стал приходить домой поздно, и иногда у него не было сил ни на разговоры по душам, ни на просмотр грустных фильмов, ни на сюрпризы для молодой жены. Он старательно учился, зарабатывал, чтобы оплачивать их гнёздышко, купить Асе новый телефон, дорогущую тушь для ресниц и особый хлеб, за которым он исправно ходил за два квартала. А ей казалось, что она одна. Что эта московская суета отнимает у неё мужа, что он постепенно перестаёт её любить…
Сидя после занятий в пустой квартире, она ощутила былое оцепенение и холод тишины. Негнущимися пальцами Ася принялась строчить любимому sms-ки, а если он не отвечал, звонила и требовала объяснений. Так стало происходить изо дня в день. Когда вечером Илья лишь заносил ногу за порог, Ася тут же устраивала сцену, допрашивая, где его носит: она уже два часа как нарядилась, накрыла на стол, и как он может так топтать её старания и чувства?! Она же так его любит! Ну почему нельзя прийти домой скорее, чтобы быть рядом с любимым человеком?! «Ты ничего не делаешь для меня! Ты - чёрствый сухарь! Ты меня больше не любишь! Я тебе не нужна!»
О, Ася умела обставить всё так, чтобы краски были погуще, голос театральнее и вся пьеса переполнялась драматизмом. Слёзы катились из глаз, плечи дрожали, руки заламывались - она искренне верила, что всё происходит так на самом деле, без какого-либо преувеличения.Илья всё чаще становился зрителем подобных сцен, но неизменно обнимал жену своими сильными руками, гладил по голове, целовал припухшее от слёз лицо, не переставая говорить о том, как он её любит. Постепенно она успокаивалась и засыпала на его груди. А следующим вечером всё повторялось снова.
***Незнание своей истинной природы осложняет жизнь. Человек испытывает страх и эмоциональный перегруз, при этом не может нащупать причину, корень проблемы. Если взглянуть на ситуацию через призму Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, становится ясно, что под давлением ослабления эмоциональной связи с партнером, зрительника снова отбрасывает назад в негативное состояние вектора, как это случалось и прежде с нашей героиней. Мы видим, что проблема продолжала жить в психике и никуда не уходила, просто пока переживания любви и привязанности фокусировались на любимом человеке, на общем чувстве, жизнь радовала, любовь глубже прорастала.
Но стоило атмосфере измениться, как застаревшие психологические проблемы снова стали делать сердцу больно.
Откатившийся на фоне сверхстресса вниз по своей амплитуде в чувство страха за себя, зрительный вектор, как следствие, начинает снимать тяжелые состояния раскачками эмоций, возбуждая нервную систему, доводя себя до исступления, а окружающих до белого каления. «Мне страшно! Любите меня! Дайте мне!» - так кричит израненное сердце. Эти крики и слёзы исключительно о себе. Только о себе любимом. И кто отдаёт себе в этом отчёт? Нам просто кажется, что человек капризничает, излишне требует внимания, слишком эмоционален и слезлив. А что стоит за этими эмоциями, без знаний СВП понять невозможно.
***Десять лет спустя они сидели в маленьком кафе. Ася медленно водила ложкой в остывшем кофе, в который мелкими хлопками падали слёзы. Илья держал её за руку, и, опустив в пол глаза, говорил, что больше не может так жить и дальше невозможно мучить друг друга. Она соглашалась и плакала. Плакала и соглашалась. В конце концов, она сама кричала ему в лицо неоднократно, что любовь прошла и нужно разводиться, что сил её больше нет, что он наступил на горло белой птице любви. Просто она не думала, что крикнув ему это в сотый раз, он с ней вдруг согласится.
Кофе пропитался солью. Илья ушёл. Она не замечала ничего вокруг. Ася думала, что жизнь жестока и страшна, в ней нет места любви и доброму свету. Все те, кого она больше всего любила, ушли, оставили её одну, в темноте. «Зачем всё это? Куда теперь мне идти? В пустой холодный дом, где любовь умерла?! Умерла…Вот бы и мне умереть, не чувствовать больше этого ужаса, этого оцепенения, этого отчаяния…Я не могу одна, без него…Я просто хотела, чтобы меня любили…»
Она вышла из кафе и направилась в аптеку. Таблетки - это не больно, это как заснуть. «Я просто усну и, наконец, перестану чувствовать этот холод, и темнота больше не нападёт на меня. А он поймёт, пожалеет и осознает, как ужасно со мной поступил! Я буду так же красива, когда он найдёт меня! Нужно только купить таблетки…» Резкий толчок заставил её очнуться.
Молодой человек с огромной связкой воздушных шаров растянулся на полу, выпустив из рук свою ношу. Ася не заметила его, открывая дверь аптеки, и сбила парня с ног. «Какой ужас! Извините!» - спохватилась она и бросилась ловить разлетевшиеся шары. Молодой человек поднялся и тоже стал бегать за ними по аптечному залу. Собрав все до единого, раскрасневшиеся, весёлые, они вышли вместе на улицу.
«Я очень хочу Вас проводить», - сказал он, - «но мне нужно доставить шары до адресатов. Поможете?» Ася согласно закивала, даже не вспомнив, зачем она заходила в аптеку. Они быстро дошли до места. Олег остановился на ступенях у входа и сказал: «Если хочешь, можешь подождать меня здесь» Ася подняла глаза на вывеску и прочитала: «Детское отделение онкологии». «Ты - врач?» - спросила она. «Я - волонтёр», - ответил Олег. «Идём же скорее», - прошептала Ася, открывая тяжёлую дверь.
***Я встретила её случайно на улице. Красивая, весёлая, легкая, она торопилась куда-то. «Как ты?» - спросила я. «Прекрасно! Жизнь прекрасна!» Мы обменялись номерами, чтобы потом встретиться и поговорить. «Спешишь домой?» - поинтересовалась я. «И да, и нет». Позже я узнала, что Ася каждый вечер после работы едет на другой конец города, чтобы побыть с детьми из отделения онкологии.
Она поёт им песни, читает книги, говорит с ними обо всём или просто молчит, улыбаясь. Она поддерживает отчаявшихся родителей и близких, моет полы в палатах и никогда не знает, увидит ли, вернувшись завтра, те же детские глаза, или каких-то не найдёт там больше никогда…Она перестала рыдать, жалеть себя и сетовать, что жизнь страшна и несправедлива. Она поняла, что смерть - это часть жизни. Её любви хватит всем! Её любовь нужна, и она отдаёт её без остатка и мужу, и дочке, и каждому ребёнку, который ждёт её на больничной койке в надежде просто увидеть Асину улыбку.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана наглядно демонстрирует: единственный выход для спасения зрительной души - сосредоточение переживаний на другом. Это то, что должен делать человек со зрительным вектором, когда эмоции берут верх, разрушая психику свою и окружающих. Вместо вопроса «кто любит меня?» нужно честно спросить себя: «А кого люблю я?» Вместо «дайте мне» выяснить, «а что я даю другому?». Вместо того чтобы поглощать, нужно попробовать искренне отдать от себя что-то…кому-то. Только сменив фокус значимости, начав жить для близкого малознакомого, чужого сердца, зрительный вектор начинает наполняться уже не страхом, а любовью. Той, которая спасёт мир!
Click to view
Хотите узнать об этом больше - приходите на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно здесь:
http://www.yburlan.ru/training/.
Автор: Дарья Забаваская
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Читать также:
Ваше зеркало полнит! Или большая любовь к тортикам Губки бантиком, бровки домиком. Такой разный зрительный вектор В учителя - по зову сердца