Оригинал взят у
sm_sergeev в
Ещё раз о русской "всечеловечности"Русские крестьяне-переселенцы на азиатских окраинах в конце 19 - нач. 20 в. были вовсе не похожи на "мужиков мареев" и "платонов каратаевых".
"Нередкими становились случаи захвата не только земли, но и скота, что приводило к вытеснению казахов на новые места или даже за пределы Российской империи. "Обмануть киргиза, подстрелить его - самое обыкновенное для переселенца дело", - писал будущий известный историк Е. Шмурло. Русские крестьяне, признавал Г.К. Гинс [чиновник Переселенческого управления], часто относятся к казахам с высокомерием и даже с жестокостью. "Это презрение доходит иногда до полного отрицания в киргизах человеческой личности. Бывают на этой почве случаи бесчеловечной и бессмысленной жестокости: крестьяне безжалостно убивают киргизов и не чувствуют угрызений совести. ... Русские мужики, заражаясь духом завоевателей, нередко теряют здесь своё исконное добродушие, а с ним и ту детскую добродушную улыбку, которую так любил Л.Н. Толстой... Они заражаются столь распространённой на окраинах с полудиким населением жаждой наживы, привыкают к эксплуатации, отвыкают от гостеприимства, - они часто делаются неузнаваемы". (Анатолий Ремнёв, Наталья Суворова. "Русское дело" на азиатских окраинах: "русскость" под угрозой или "сомнительные культуртрегеры" // Изобретение империи: Языки и практики. М., 2011. С. 180).
В общем, "всё как у людей": поведение такое же, как и любых других европейских колонизаторов. Разница только в том, что последних гораздо меньше контролировало (а иногда и вовсе не контролировало) государство. А то, глядишь, дали бы мужичкам всласть похозяйничать - и не сохранила бы Россия "своё главное богатство - многонациональность".
А скорбные ламентации по поводу утраты мужичками "добродушной улыбки, которую так любил Толстой" поистине восхитительны в своём простодушии (и это пишет чиновник - практик! что же творилось в головах у "интеллигентов"? - вот он проклятый "литературоцентризм"! ). Куда же она в самом деле подевалась эта улыбка, как это так вдруг испарилось это "исконное добродушие"? Т.е. Гинс искренне не понимает, что забитому начальством и изнасилованному каждодневными прелестями общинного быта человеку, каким был великорусский крестьянин, что же ещё делать, как не изображать перед "барином" добродушного простака (каковым "барин" и хочет его увидеть)?! Но вот он вырвался на свободу, и забурлила веками подавляемая "воля к власти", которую в европейце "не задушишь-не убьёшь", как бы его не гвоздить "империей наоборот", крепостным правом и якобы прирождённой благодетельной общинностью.