Эффект Даннинга-Крюгера

Apr 25, 2014 01:24

Оригинал взят у val000 в Эффект Даннинга-Крюгера
«Чем острее и проницательнее наш ум, тем отчетливее ощущает он своё бессилие и тем меньше доверяет себе» (Мишель Монтень)

«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» (Чарльз Дарвин)

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности» (Бертран Рассел)

Последнее время я часто сталкиваюсь с феноменом, когда люди, даже знающие о своей низкой компетенции в обсуждаемом вопросе, пытаются навязать свою точку зрения. Казалось бы «в споре рождается истина», но в случае некомпетентности хотя бы одной из спорящих сторон в принципе может родиться только одна истина - кто-то из спорящих возможно поймёт, что за этим спором стоит психологический феномен, известный как эффект Даннинга-Крюгера.

"Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами".

Я не психолог и не могу подвергнуть этот эффект сколько-нибудь серьёзной критике, но в науке такое искажение встречается довольно часто, когда ею пытается заниматься недостаточно образованный человек. Ему ничего нельзя доказать - он в принципе не понимает, о чём идёт речь. Поскольку мы все - специалисты в конкретных вопросах (а значит профаны в подавляющем большинстве других вопросов), то, естественно, что этот феномен относится ко мне так же, как и ко всякому другому. Разумеется, есть образовательный порог, до достижения которого никому не придёт в голову высказывать своё мнение. Это, пожалуй, тот случай, когда хуже быть полуобразованным, чем необразованным.

Таким образом, недообразованность - огромная проблема. Кстати, она больше, чем представляется на первый взгляд. Так, казалось бы, не спорь с неравным тебе по компетентности собеседником, и проблем не будет, но часто нашим соперником выступает некий абстрактный образ, например, великого певца, композитора, поэта, писателя, повара, в конце концов. И вот мы уже и поём, и пишем, и сочиняем, и варим, и парим… Здесь нет судьи, но в проигрыше мы все: и подобные писатели (их ещё называют графоманами), и невольные читатели, слушатели, и те, кто вынужден есть еду подобного "гения". Как и в описанном выше случае с рождением истины, здесь ничего не родится: мир будет заполняться безвкусицей, в которой пропадут истинные гении и их не рожденные шедевры.

Мне кажется, что тут выход один - общедоступное, хорошее образование в любимом вопросе - возможность увлечься только тем, что нравится и никогда не отвлекаться на доказательства своего величия. Правда, с годами хочется «найти себя», как будто был потерян.

(Следующий), (Продолжение), (Околофилософское), (Содержание)
Previous post Next post
Up