«Наиболее последовательно и далеко можно провести метод объекта, если он выступает в виде настоящего материализма. Последний предполагает материю, а вместе с нею и время и пространство несомненно существующими и ПЕРЕПРЫГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К СУБЪЕКТУ, ТОГДА КАК В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ ВЕДЬ ВСЕ ЭТО ТОЛЬКО И СУЩЕСТВУЕТ. Он избирает, далее, путеводной нитью для своего поступательного движения закон причинности, считая его самодовлеющим порядком вещей, veritas aeterna [вечной истиной], перепрыгивая таким образом через рассудок, в котором и для которого только и существует причинность. Затем он пытается найти первичное, простейшее состояние материи и развить из него все другие, восходя от чистого механизма к химизму, к полярности, растительности, животности; и если бы ему это удалось, то последним звеном цепи оказалась бы животная чувствительность, -- познание, которое явилось бы лишь простой модификацией материи, ее состоянием, вызванным причинностью. И вот ЕСЛИ БЫ МЫ ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА МАТЕРИАЛИЗМОМ НАГЛЯДНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ, ТО, ДОСТИГНУВ ВМЕСТЕ С НИМ ЕГО ВЕРШИНЫ, МЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ БЫ ВНЕЗАПНЫЙ ПОРЫВ НЕУДЕРЖИМОГО ОЛИМПИЙСКОГО СМЕХА, ТАК КАК, СЛОВНО ПРОБУЖДЕННЫЕ ОТО СНА, ЗАМЕТИЛИ БЫ ВДРУГ, ЧТО ЕГО ПОСЛЕДНИЙ, С ТАКИМ ТРУДОМ ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - ПОЗНАНИЕ - ПРЕДПОЛАГАЛСЯ КАК НЕИЗБЕЖНОЕ УСЛОВИЕ УЖЕ В ПЕРВОЙ ИСХОДНОЙ ТОЧКЕ, ЧИСТОЙ МАТЕРИИ, И ХОТЯ МЫ С НИМ ВООБРАЖАЛИ, ЧТО МЫСЛИМ МАТЕРИЮ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ РАЗУМЕЛИ НЕ ЧТО ИНОЕ КАК СУБЪЕКТ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ МАТЕРИЮ, ГЛАЗ, КОТОРЫЙ ЕЕ ВИДИТ, РУКУ, КОТОРАЯ ЕЕ ОСЯЗАЕТ, РАССУДОК, КОТОРЫЙ ЕЕ ПОЗНАЕТ. Таким образом, НЕОЖИДАННО РАЗВЕРЗЛОСЬ БЫ ОГРОМНОЕ PETITIO PRINCIPII [ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ], ИБО ПОСЛЕДНЕЕ ЗВЕНО ВДРУГ ОКАЗАЛОСЬ БЫ ТЕМ ОПОРНЫМ ПУНКТОМ, НА КОТОРОМ ВИСЕЛО УЖЕ ПЕРВОЕ, И ЦЕПЬ ОБРАТИЛАСЬ БЫ В КРУГ, А МАТЕРИАЛИСТ УПОДОБИЛСЯ БЫ БАРОНУ МЮНХАУЗЕНУ, КОТОРЫЙ, ПЛАВАЯ ВЕРХОМ В ВОДЕ, ОБХВАТЫВАЕТ НОГАМИ СВОЮ ЛОШАДЬ И ВЫТЯГИВАЕТ СЕБЯ САМОГО ЗА СОБСТВЕННУЮ КОСИЧКУ, ВЫБИВШУЮСЯ НАПЕРЕД. Поэтому КОРЕННАЯ НЕЛЕПОСТЬ МАТЕРИАЛИЗМА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОН, ИСХОДЯ ИЗ ОБЪЕКТИВНОГО, ПРИНИМАЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ОБЪЯСНЯЮЩИЙ ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОЕ ЖЕ, -- БУДЕТ ЛИ ЭТО МАТЕРИЯ IN ABSTRACTO (АБСТРАКТНАЯ), ЛИШЬ МЫСЛИМАЯ, ИЛИ МАТЕРИЯ, УЖЕ ВСТУПИВШАЯ В ФОРМУ, ЭМПИРИЧЕСКИ ДАННАЯ, Т.Е. ВЕЩЕСТВО, например химические элементы с их ближайшими соединениями.
ВСЕ ЭТО ОН ПРИНИМАЕТ ЗА СУЩЕСТВУЮЩЕЕ САМО ПО СЕБЕ
и абсолютно, чтобы вывести отсюда и органическую природу, и, наконец, познающий субъект и, таким образом, вполне объяснить их. Между тем в действительности все объективное уже как таковое многообразно обусловлено познающим субъектом, формами его познания, имея их своей предпосылкой, и поэтому совершенно исчезает, если устранить мысль о субъекте. Материализм, таким образом, является попыткой объяснить , непосредственно данное нам из данного косвенно. Все объективное, протяженное, действующее, словом -- все материальное, которое материализм считает настолько прочным фундаментом своих объяснений, что ссылка на него (в особенности, если она сводится в конце концов к толчку и противодействию) не оставляет в его глазах желать ничего другого, -- все это, говорю я, представляет собой только в высшей степени косвенно и условно данное и потому только относительно существующее. Ибо оно прошло через механику и фабрикацию мозга и оттого вошло в ее формы -- время, пространство и причинность, лишь благодаря которым оно и является как протяжённое в пространстве и как действующее во времени. Из такого данного материализм хочет объяснить даже непосредственно данное: представление (где все это содержится) и, в конце концов, самую волю, между тем как на самом деле, наоборот, именно из воли надо объяснять все те основные силы, которые обнаруживаются по путеводной нити причинности и потому закономерно. Утверждению, что познание есть модификация материи, с одинаковым правом всегда противопоставляется обратное утверждение, что всякая материя -- это только модификация познания субъекта как его представление. Тем не менее, цель и идеал всякого естествознания в основе своей -- это вполне проведенный материализм. То, что мы признаем здесь его очевидно невозможным, подтверждается другой истиной, которая выяснится в дальнейшем ходе исследования. Она гласит, что НИ ОДНА НАУКА В ПОДЛИННОМ СМЫСЛЕ (я разумею под этим систематическое познание, руководимое законом основания) НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ДОСТИГНУТЬ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ И ДАТЬ ВПОЛНЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ, ИБО ОНА НИКОГДА НЕ ПОСТИГАЕТ ВНУТРЕННЕГО СУЩЕСТВА МИРА, никогда не выходит за пределы представления и в сущности знакомит только с взаимоотношениями одного представления к другому.»
(А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление», «Первое размышление: представление, подчиненное закону основания: объекта опыта и науки», 7).
Дополнительно:
«БОГ НЕ УМЕР» ИЛИ РАЗГРОМ НЕВЗОРОВЩИНЫ
http://procvetitel.livejournal.com/346723.html ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОГА СТАТИСТИКОЙ
http://procvetitel.livejournal.com/204968.html ГОСПОДЬ НАШ ИСУС ХРИСТОС ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
http://procvetitel.livejournal.com/66483.html http://procvetitel.livejournal.com/66789.html http://procvetitel.livejournal.com/66959.html Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
http://procvetitel.livejournal.com/312032.html «БЕЛИНСКИЙ, ГРАНОВСКИЙ И ВСЯ ЭТА ШУШЕРА…»
http://procvetitel.livejournal.com/238986.html ГРАФ Л.Н. ТОЛСТОЙ О ПОДЛОСТИ И ДЕГЕНЕРАТСТВЕ АТЕИСТИЧЕСКИХ МРАКОБЕСОВ
http://procvetitel.livejournal.com/224732.html ПОЭМА ПРОТИВ КОММУНО-АТЕИСТИЧЕСКИХ МРАКОБЕСОВ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/59230.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/59502.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/59821.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/60040.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/60280.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/60570.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/60773.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/60974.html «…ВОЮЮЩИЙ С БОГОМ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ»
http://procvetitel.livejournal.com/202595.html