О совести мы говорим, что она чистая или нечистая, сожженная, жгучая, потерянная, говорим как о вещи материальной, зная отлично, что она не материальна. О характере выражаемся: он тверд, как сталь, или: сильный, слабый, упругий, поддающийся. Все эти слова определяют физические вещи, а не духовные; характер же есть свойство не тела, а души. Но мы иначе не можем его определить. И если ТАКИЕ вещи мы не в состоянии назвать соответствующими их природе словами, то ясно, что для определения Божества и Его свойств мы решительно не имеем нужных слов. И по необходимости должны пользоваться словами, означающими состояние и природу материальных вещей. Словами «Три Лица Божества» определяется триипостасность Божества, трехсоставность Его - не физическая, не материальная, а духовная. Нужно ни на одну секунду не забывать, что Бог - Духовное Существо, Дух, не ограниченный ни местом, ни пространством, ни временем, ни другими какими-либо категориями материальных вещей. Ни словами, ни понятиями, ни мыслями мы не можем Его объять. Он непостижим и неопределим. Нельзя даже подобием каким-либо точно определить Его. Ибо «ни одно подобие, -- говорит Св. Василий Великий, -- не может быть применено во всех отношениях: потому что Бог выше всего». (Василий Великий. Творения. Ч. 3. Кн. 4. С. 145). Многие церковные богословы и святые отцы прибегают, однако, к подобиям, чтобы хоть в некоторой степени представить Божество, но оговариваются, что подобие есть только «ТЕНЬ ИСТИНЫ», ибо «невозможно, -- говорит тот же св. отец, -- чтобы представленное в подобиях было во всем сходно с тем, для изображения чего берется». (Там же. Ч. 6. С. 99).
Блаженный Августин пишет: « Кто может постигнуть троичность Высочайшей и Всемогущей Божественной Троицы? А между тем, кто не говорит о Ней, если только о Ней говорит? Редкая душа понимает, что говорит, когда говорит о Ней. Вступают в споры и прения, между тем, как эту тайну можно прозревать только в мире и спокойствии. Я желал бы, чтобы состязающиеся между собою, вместо бесполезных словопрений, углубились лучше в самих себя и обратили внимание вот на что - на тройственность в самих себе, именно на свое бытие, свой ум и свою волю. Конечно, эта тройственность наша далеко не то, что Троичность Божественная и не раскрывает тайны ее; но я предлагаю это для того, чтобы они чрез собственное размышление познали и ощутили ближе, как мы далеки от своего Первообраза, что наша тройственность только подобие или образ Троичности Божественной, и что тайна Божественной Троицы может быть постигаема не столько разумом, сколько верою». (Августин Блаженный. Исповедь. Кн. XIII, Гл. II.
В замечательных «Главах о Троичности» проф. прот. Сергия Булгакова, напечатанных в «Трудах православного Богословского Института в Париже» (Православная Мысль. Вып. I и II. 1930) есть глава: «Аналогия Троичности в природе и человеке», в которой высказано то же, что еще пятнадцать веков назад разъяснил блаж. Августин, что именно «вообще явления духовного мира не могут быть уразумеваемы через явления мира физического» // Православная мысль. Париж. 1930. Вып. I. С. 58.
Любопытно, что ДАЖЕ КАРЛ МАРКС ЗАЯВЛЯЛ, ЧТО НЕЛЬЗЯ К ВОПРОСУ О ТРОИЦЕ ПОДХОДИТЬ С МЕРКОЙ ОБЫВАТЕЛЬСКОЙ, НИЗМЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ // См.: кн. большевистского философа Кареева Н.И. За материалистическую диалектику. М. 1929. С. 75).
Советский проф. Петроградского университета Л.С. Берг разъясняет, что ДАЖЕ В МИРЕ ФИЗИЧЕСКОМ СУЩЕСТВУЕТ НЕ ОДНА ЛОГИКА. «ДВА ПЛЮС ТРИ РАВНО ПЯТИ - ЭТО ПРАВИЛЬНО ДЛЯ НАШЕГО МИРА, В КОТОРОМ, ПО УДАЧНОМУ ЗАМЕЧАНИЮ Бергсона, ГОСПОДСТВУЕТ ЛОГИКА ТВЕРДЫХ ТЕЛ. НО В МИРЕ, ГДЕ БЫЛИ БЫ ТОЛЬКО ЖИДКОСТИ ИЛИ ГАЗЫ, ДВА ПЛЮС ТРИ РАВНЯЛОСЬ БЫ ЕДИНИЦЕ» // Берг Л.С. Наука, ее смысл, содержание и классификация. П. 1922. С. 40) ).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/322037.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/322129.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/322771.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/322996.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/323541.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/323754.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/323859.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/324104.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/325049.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/325629.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/325816.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/325959.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/326522.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/326952.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/327605.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/327765.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/328279.html Часть 18:
http://procvetitel.livejournal.com/328765.html Часть 19:
http://procvetitel.livejournal.com/329289.html Часть 20:
http://procvetitel.livejournal.com/330326.html Часть 21:
http://procvetitel.livejournal.com/331191.html Часть 22:
http://procvetitel.livejournal.com/331688.html Часть 23:
http://procvetitel.livejournal.com/332506.html Часть 24:
http://procvetitel.livejournal.com/333119.html Часть 25:
http://procvetitel.livejournal.com/333606.html Часть 26:
http://procvetitel.livejournal.com/334293.html Часть 27:
http://procvetitel.livejournal.com/334704.html Часть 28:
http://procvetitel.livejournal.com/335139.html Часть 29:
http://procvetitel.livejournal.com/336124.html Часть 30:
http://procvetitel.livejournal.com/336739.html Часть 31:
http://procvetitel.livejournal.com/337640.html Часть 32:
http://procvetitel.livejournal.com/338214.html Часть 33:
http://procvetitel.livejournal.com/338807.html Часть 34:
http://procvetitel.livejournal.com/339211.html Часть 35:
http://procvetitel.livejournal.com/339909.html Часть 36:
http://procvetitel.livejournal.com/340314.html Часть 37:
http://procvetitel.livejournal.com/341264.html Часть 38:
http://procvetitel.livejournal.com/341801.html Часть 39:
http://procvetitel.livejournal.com/342575.html Часть 40:
http://procvetitel.livejournal.com/343698.html