О ВСЕМОГУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ
Ни чем иным, как только этими болезненными качествами можно объяснить пошлые рассуждения лектора о всемогуществе, о всеведении и любви Божией. Как только он заговорил об этих свойствах Божиих, я тогда же послышал давно знакомый, ЗАТХЛЫЙ ЗАПАХ ОТ ЕГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОН ОБЛЕК В СМЕХОТВОРНЫЕ ФРАЗЫ, РАССЧИТЫВАЯ НА БАЛАГАННУЮ ПУБЛИКУ. ВСЕ ЕГО ПЛОСКИЕ И ПУСТЫЕ ОСТРОТЫ ДОВОЛЬНО СТАРЫЕ, происхождения давно минувших времен. Еще в детстве слышал я их. А до этого они еще в 60-х годах прошлого столетия ИМЕЛИ СВОЕ ХОЖДЕНИЕ СРЕДИ БУРСАЧЕСТВА. Зародились же они еще раньше - в XVII столетии в Малороссии, в среде первых бурсаков типа Феофана Прокоповича. Сидит какой-нибудь КУТЕЙНИК В ДУШНОЙ БУРСЕ и думает: «А может ли Бог умереть? Если не может, то - ясное дело - Он не всемогущ. А если может, то какой же Он бессмертный?». Другой бурсак ломает голову над вопросом: «Может ли Бог лгать и грешить? Если не может, значит Он не всемогущ. А если может, то какой же Он Бог?». Третий думает: «Может ли Бог создать другого Бога, еще более всемогущего? Если не может, то значит Он не всемогущ. А если может, то тот, другой Бог, будет более всемогущим. Значит, этот не всемогущ». Много подобных вопросов повыдумали старые семинаристы. Наиболее ходким был такой вопрос: «Может ли Бог создать такой камень, который Сам потом не смог бы поднять? Если не может, то, стало быть, Он не всемогущ. А если может, то и в таком случае Он не всемогущий, так как этот камень Он не в силах поднять». Нужно заметить, что у нашего лектора остались в памяти с семинарской скамьи менее остроумные вопросы. Помню, эти вопросы производили некоторое впечатление на школьных малышей. Но взрослым они представлялись просто уже дерзостью невзрослых умов или школьной эквилибристикой. (Вот что говорит о всемогуществе Божием философ Н.А. Бердяев: «Бог не может захотеть лжи, зла и уродства не потому, что Он ограничен истиной, добром и красотой, а потому, что Он есть Истина, Добро и Красота, что свобода и необходимость Истины, Добра и Красоты в Нем совершенно тождественны. Бог не может захотеть бессмыслицы, потому что Он есть Смысл. Смысл есть Его имманентная идея. Премудрость присуща Богу. Бог не может захотеть рабства, потому что рабство есть зло. Он может хотеть только свободы, потому что свобода есть Его идея, Его замысел о мире» // Н. Бердяев. Философия свободного духа. Париж. 1927. Т. 1,2. Ч. I. С. 217-218). Замечательно, что даже Ленин относится к таким вопросам, только из другой области, как к БЕСЦЕЛЬНОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ ГЛУПЕЙШЕГО УМА. Возражая на третьем съезде советов на какую-то казуистику Мартова, Ленин сказал: «Один дурак может поставить десять таких вопросов, на которые не ответят десять умнейших человек». Это тоже давно известное изречение. Оно соответствует русской пословице: «ОДИН ДУРАК БРОСИТ КАМЕНЬ В МОРЕ, А ДЕСЯТЬ УМНИКОВ НЕ НАЙДУТ ЕГО». ОДИН ИЗ ТАКИХ ДУРАКОВ, СИДЕВШИХ В БУРСЕ, НАДУМАЛ, БУДУЧИ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ: «А что, если бы я сам стал Богом?» И решил: «Я тогда был бы вечно пьяным». Другой жизни он не мог себе представить: ПЬЯНИЦЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВСЕ СЧАСТЬЕ В ОДНОМ ЛИШЬ ПЬЯНСТВЕ. И МЫСЛИ нашего КУТЕЙНОГО ЛЕКТОРА НЕ ИДУТ ДАЛЬШЕ ЭТОГО «БЛАЖЕНСТВА».
Десять лет он сидел в гнетущей бурсе, десять лет он напрягал свои мысли, чтобы решить вопрос: «А каким должен был Бог создать человечество?» И после десятилетних усилий решил: «Человечество должно быть без борьбы, без подвига, без жертв и даже без трудов». Сегодня он поведал нам эти свои десятилетние сладостные мечты. Но порасспросим его поподробнее по этому вопросу. Скажите, пожалуйста, -- повернулся Млынов к лектору, -- каким, в самом деле, вы хотели бы видеть человечество? Каким, по вашему плану, должен бы Бог создать его? - Вместо ответа на вопрос Минин заявил:
-- Ваше время кончается. Я буду продолжать лекцию.
-- О нет! - горячо возразил Млынов. - По нашему условию, каждая из диспутирующих сторон пользуется равноправием в распоряжении временем. Я могу говорить час-два, а потом вы говорите столько же или больше. Каждый из нас располагает временем, как ему угодно. Вы можете одну речь сказать в 2-3 минуты, а другую излагать - 2-3 часа, если это требуется темой диспута или сложностью поставленных вопросов. Лишь бы не была другая сторона лишена такого же права пользоваться временем. А если она сама откажется от этого права, это уже ее дело: может быть, ей совсем нечего будет говорить.
Агитаторы запротестовали против такого условия. Поднялся шум и среди слушателей. Публика, однако, стояла на стороне Млынова. Были оглашены подписанные еще в начале диспута обеими сторонами условия. В них ясно было сказано, что обе стороны при изложении своих речей и возражений пользуются временем по своему усмотрению.
-- Ладно, -- неохотно сказал Минин, -- продолжайте говорить, -- заявил он Млынову.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/322037.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/322129.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/322771.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/322996.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/323541.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/323754.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/323859.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/324104.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/325049.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/325629.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/325816.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/325959.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/326522.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/326952.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/327605.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/327765.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/328279.html Часть 18:
http://procvetitel.livejournal.com/328765.html Часть 19:
http://procvetitel.livejournal.com/329289.html Часть 20:
http://procvetitel.livejournal.com/330326.html Часть 21:
http://procvetitel.livejournal.com/331191.html Часть 22:
http://procvetitel.livejournal.com/331688.html Часть 23:
http://procvetitel.livejournal.com/332506.html Часть 24:
http://procvetitel.livejournal.com/333119.html Часть 25:
http://procvetitel.livejournal.com/333606.html Часть 26:
http://procvetitel.livejournal.com/334293.html Часть 27:
http://procvetitel.livejournal.com/334704.html Часть 28:
http://procvetitel.livejournal.com/335139.html