20.РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИКАРЕЙ
-- Мой возражатель, -- начал он, -- с явным подобострастием преклоняется перед дикарями, воспел им похвалу за их религиозность, за их нравственность и за другие их качества. Очень пикантно слышать это от человека образованного, культурного, обладающего большими познаниями. Уральцеву должен быть известен факт, упоминаемый во многих ученых исследованиях о первобытных племенах, что когда СПРОСИЛИ БУШМЕНА: ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО? - тот ответил: «ДОБРО, ЭТО ЕСЛИ Я ОТНИМУ У КОГО ЖЕНУ, А ЗЛО, КОГДА ТАКАЯ СУДЬБА ПОСТИГНЕТ МЕНЯ». Вот какое понятие у дикарей о зле и добре. ЕСЛИ Я КОГО ОГРАБЛЮ, ТО ЭТО ОЧЕНЬ ДОБРОЕ ДЕЛО; ЕСЛИ ЖЕ У МЕНЯ ЧТО-НИБУДЬ СТАЩАТ, ЭТО УЖЕ СКВЕРНОЕ ДЕЛО, ЭТО И ЕСТЬ ЗЛО. Не правда ли: оригинальное понятие о зле и добре? БОЛЕЕ ДИКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПРИДУМАТЬ НЕЛЬЗЯ.
Хорошей же нравственностью восхищается мой оппонент. Да еще признает ее прирожденным у человека чувством. Этот взгляд крайне ошибочен и столь же нелеп, как и бушменское понятие о добре и зле.
Ни религия, ни нравственность - не врожденные свойства человека, они прививаются воспитанием в той среде, в которой человек живет. Вот почему они у разных народов и на различных ступенях развития различны. ТО, ЧТО СЕЙЧАС СЧИТАЕТСЯ БЕЗНРАВСТВЕННЫМ, НЕТЕРПИМЫМ, СОТНИ ЛЕТ НАЗАД СЧИТАЛОСЬ НРАВСТВЕННЫМ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ. Например, языческие религии приносили в жертву своим кровожадным богам живых людей, закалали их ежегодно сотнями, приносили ДАЖЕ НЕВИННЫХ ДЕТЕЙ. И ТАКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ДОПУСКАЛОСЬ И УЗАКОНЕНО БЫЛО РЕЛИГИЕЙ, НО И СЧИТАЛОСЬ ВЕЛИКОЙ ДОБРОДЕТЕЛЬЮ, ДЕЛОМ СВЯТЫМ И БОГОУГОДНЫМ. СОВЕРШАЛИ ЕГО ОХОТНО И С РАДОСТЬЮ. По нашим же культурным понятиям, это - УЖАСНОЕ И ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО, ЭТО - ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО. Нужно удивляться, как это Уральцев осмелился сказать, что дикари нравственнее и чище душой цивилизованных европейцев.
Как нравственность, так и религия меняются под влиянием экономических условий. Развитые народы не нуждаются в этих чудовищных богах диких народов. Но дикари еще и до сих пор обоготворяют своих предков и почитают за богов разных животных. Ученый исследователь Генрих Кунов говорит: «Боги считались предками и почитались в образе животных. Так, например, Себак, в Омбосе - в виде крокодила, Анубис Сепский - шакала, Хнуму (Хнему) Элефантинский - барана, Гор в Эдфу - ястреба, Гапи в Мемфисе - быка и т.д. Точно так же и древних племен и родовых богинь мыслили в образе животных, например, Гатор Анутская представлялась в виде коровы, Баста в Бустабесе - кошки, Уазит в Буте - змеи, Нехет в Элькаб - коршуна, Апет в Фивах - бегемота» (Кунов Г. Возникновение религии и веры в Бога. С. 138). Вот каих поклонников и религиозных людей мой возражатель поставил выше цивилизованных народов, отрешившихся от этих диких верований и от всех фетишей дикарской религии. Правда, христианская Европа имеет немало своих собственных религиозных фетишей. Но все же прогресс много вышелушил из христианской религии. Прогресс идет безостановочно и в последние века очень быстрым темпом. Он скоро уничтожит все остатки дикарских верований, наука неумолимо разрушает все прежние мифы. Теперь нам, просвещенным людям, даже смешно читать дикарские представления о мироздании.
Степанов прочитал несколько мест из книги Кунова, где изложены наиболее курьезные представления дикарей о появлении мира. Бог сбросил с неба огромные камни, и вот появились острова, на которых живут полинезийцы и микронезийцы.
-- Еще более наивный миф о сотворении мира - продолжал Степанов, -- изложен в Библии. Тут тоже рассказывается, что Бог делал своими собственными руками. Это очень хорошо, что Он поработал. За шесть дней Он успел все сделать: и небо , и землю, и солнце, и луну, и звезды, и весь мир. Но зато пришел в полное изнеможение, и на седьмой день заснул. Э, чер…
Степанов вовремя спохватился и не докончил своего ругательства. НО ЕГО КОЩУНСТВА И БЕЗ ТОГО ВОЗМУТИЛИ УЖЕ ПУБЛИКУ. ПОСЛЫШАЛИСЬ ДОВОЛЬНО ЭНЕРГИЧНЫЕ ВОЗГЛАСЫ:
-- Довольно! Довольно!
-- ДОЛОЙ КОЩУННИКА!
-- ЗАТКНИ СВОЮ ПАСТЬ, БОГОХУЛЬНИК!
На минуту Степанов остановился и ЕХИДНО ПОСМОТРЕЛ В ЛИЦО ВОЗМУЩЕННОЙ ПУБЛИКЕ. ЕМУ ПРИЯТНО БЫЛО, ЧТО ОН ВЫВЕЛ ЕЕ ИЗ ТЕРПЕНИЯ, ДОСТИГ СВОЕЙ ЦЕЛИ. ОДНАКО НЕ РЕШИЛСЯ БОЛЬШЕ КОЩУНСТВОВАТЬ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/224414.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/225005.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/225417.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/225633.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/226536.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/226714.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/227127.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/218073.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/228441.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/229192.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/230312.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/230464.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/230704.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/231287.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/232259.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/232824.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/233648.html Часть 18:
http://procvetitel.livejournal.com/234742.html Часть 19:
http://procvetitel.livejournal.com/235084.html Часть 20:
http://procvetitel.livejournal.com/235711.html Часть 21:
http://procvetitel.livejournal.com/235797.html Часть 22:
http://procvetitel.livejournal.com/237124.html