Беда с инженерами-транспортниками заключается в том, что, если с дорогой возникает какая-либо проблема, они всегда стараются что-то к ней добавить. По-моему мнению, гораздо лучше что-то убрать.
Это цитата Ханса Мондермана (1945-2008), голландского инженера-транспортника, прославившегося на весь мир двумя концепциями полностью перевернувшими представление о безопасности на дорогах: раздетая или голая улица и совместное пространство.
Если совместное пространство уже существует в Москве (Большая Дмитровка, Пушечная и часть Рождественки)…
… то концепция голой улицы ещё не применялась в России. Её суть заключается в том, чтобы убрать абсолютно все знаки и всю разметку с небольших улиц.
Думаете будет анархия и пятна крови на мостовой? Многие полагали так же, но вышло всё наоборот. Неопределённая обстановка, когда человек не может полагаться на однозначность поведения других людей и чёткое зонирование территории, наоборот приводит к тому, что аварийность на улицах уменьшается.
К примеру, в графстве Уилтшир, что в Великобритании, после удаления разделительной полосы на узких улицах количество ДТП сократилось на 35%. Водители же стали ехать на 40% дальше от впередиидущих машин, чем до этого. Снижение аварийности было отмечено и на других подобных улицах в Австрии, Франции, Германии, Испании и так далее.
В чём секрет? В саморегуляции риска. Это когда человек ведёт себя осмотрительнее в ожидании опасности. А как сделать езду безопаснее? Правильно - снизить скорость и держать дистанцию. Так как это даёт дополнительное время для реакции и увеличивает круг обзора (туннельная видимость):
К сожалению, в наших реалиях, когда знаки появляются порою даже там, где они не нужны, рассуждать хотя бы о тестовом участке улицы без знаков сложно - ГИБДД первая же прибежит и начнёт говорить, что это приведёт к хаосу и беззаконию.
Поэтому у нас улицы сплошняком завешиваются знаками. К сожалению, их обилие
не спасет от аварий. Наоборот, когда знаков слишком много, водители просто перестают обращать на них внимание. Ибо, если "считывать" все знаки, то на управление машиной времени уже не остается.
Концепция голой улицы рвёт все шаблоны и мировоззрение типичного ГАИшника, который получал, скорее, юридическое, чем транспортное образование. И хотя наши ПДД разъясняют поведение водителя в случае полного отсутствия знаков, но по факту ГОСТы и СНиПы запрещают освобождать от них улицы.
Вот пример одной и той же улицы в обычном исполнении и в виде голой улицы
Мне кажется это хорошая идея для пилотной улицы в Москве или любом другом российском городе. Что скажете?
P.S. Текст подготовлен совместно с
Аркадием Гершманом специально для Пробок.нет.