Оригинал взят у
a_lapygin в
Сергей Худиев.Можно ли быть христианином вне Церкви? Можно ли быть христианином вне Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос нам, прежде всего, понадобится уточнить - а в каком значении мы используем слово “христианин”? Ведь так могут называть, например, человека принадлежащего к христианской культуре - независимо от его личных взглядов, или просто человека, которого хотят похвалить - “N поступил, как настоящий христианин”.
Мы можем, конечно, употреблять слово и в таком смысле - но тогда оно означает не очень много. Принадлежность к определенной культуре мало что говорит о человеке, который в ней родился, а совершать похвальные поступки могут и нехристиане. Христианином в этом смысле можно быть и вне Церкви - только что дает такое христианство? Что оно меняет? Это как с популярнейшей фразой “Бог в душе”. Чем наличие “Бога в душе” отличается от его отсутствия? Чем человек с “Богом в душе” отличается от атеиста? Оба могут быть вполне добропорядочными гражданами, воспитанными в христианской по своим корням культуре.
Когда мы начинаем употреблять слово “христианин” в таком широком, инклюзивном значении, оно охватывает почти всех - но при этом перестает обозначать что-либо вообще. А ведь первоначально оно означает нечто чрезвычайно важное - что-то, ради чего люди радикально меняют свою жизнь, более того, ради чего они с готовностью идут на смерть.
Само слово “христиане” впервые появляется в книге Деяний Апостольских: “Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:26)”. Христиане - это ученики Апостолов, и собираются они в церкви. Чему учат Апостолы? В Евангелии от Матфея мы находим поручение, которое Господь дает ученикам: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)”
Итак, христиане - это те, кто учатся у Апостолов соблюдать все, что повелел Иисус. Что же Он повелевает? Во все времена находились люди, которые сводили Его учение к этике; Ренан, Толстой, за столетие до них Томас Джефферсон выступали со своими редакциями Евангелия, в которых Иисус выступал в виде “великого учителя нравственности”. Проповедь нравственности в Евангелии, несомненно, есть. Но она есть уже у Пророков, есть даже и за пределами библейского мира. Господь Иисус не проповедует “новой морали”. Он напоминает то, что мы итак должны бы знать, но все время предпочитаем забывать.
Что в Новом Завете по-настоящему нового - это личность самого Иисуса. Тот, кто Он есть и то, что Он сделал. Когда мы открываем Евангелие, в глаза сразу бросается, что Он говорит как власть имеющий - не как посланец от имени Царя, но как Царь. Он говорит, что Он имеет власть прощать грехи. Он говорит, что был с Отцом прежде создания мира. Он говорит, что именно Он, Иисус, будет судить все народы в последний день.
Он говорит, как абсолютный Владыка мироздания - и тем более поразительно то, что Он говорит о цели Своего прихода. “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мар.10:45)” Он пришел не только (и не столько) для того, чтобы напомнить нам о нравственности - но для того, чтобы умереть за наши грехи. Его можно назвать Учителем - и Евангелие Его так называет - но главное в Его миссии другое. Он Спаситель - он приходит для того, чтобы освободить нас он наших грехов и дать нам вечную жизнь.
Евангельское возвещение именно об этом - через Свою смерть и Воскресение Господь Иисус обрел для нас дар вечной жизни, и Вы, я, всякий, кто обратится ко Христу с покаянием и верой, этот дар обретет.
Но в чем мы должны проявить нашу веру? В Евангелии от Иоанна есть загадочные слова: “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. (Иоан.6:53-55)”
Эти слова становятся понятнее, когда мы читаем о последней трапезе Господа с учениками: “И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:19,20)” С тех пор эти слова произносятся во множестве храмов по всему лицу земли - и им отвечают слова верующих: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя.”
Мы с верой, благоговением и страхом Божиим приступаем к Чаше - и вкушаем истинное Тело и истинную Кровь, и с трепетом веруем - Его обещание вечной жизни относится и к нам тоже. Можно ли быть христианином без этого? В библейском смысле слова - нет. Но дело даже не в словах. Вот, в этой Чаше - вечная жизнь, которую Господь Иисус приобрел для нас ценой Своей голгофской Жертвы. Если мы верим Ему и Его словам - мы приступаем к ней. Если не верим - то не приступаем. Называть мы себя при этом можем как угодно - но какая нам польза от этого?
Сергей Худиев