Как феодальный строй запряг итальянских коров, а развитый капитализм снял с них ярмо

Mar 29, 2018 16:17

У обычного человека, даже не употребляющего утром кофе с молоком,  слово "корова" автоматически ассоциируется именно с молоком и не иначе. Даже в российских СМИ перестали упоминать коров в качестве источников говядины, а перевели стрелки на откормленных бычков и, кто бы мог подумать!, не путая модные названия их  пород с марками автомобилей.
Я же хочу рассказать о том, как долгое время у итальянских крестьян красивая пара упряжных коров была престижным транспортным средством и только либеральная политика освободила  рогатых от ярма, но увы, не от принадлежности к мясных породам.




Мне, зооинженеру по образованию, всегда интересно посещать выставки сельскохозяйственных животных. В прошлое воскресенье выпал случай попасть на небольшую выставку в пригороде тосканского города Прато.

Особенно любопытно было взглянуть на местную породу скота  Кальвану, названную по имени горной цепи, которая на фото ниже видна еще покрытая снегом.




Я увидела  кальван именно такими, какими себе и представляла: ладными, гармонично сложенными животными светло-серой масти, оттенок которой сравнивают с фарфором. Не очень крупные, но довольно мощные животины легко отвечали типологии  мясной породы скота.

Бычки кальванской породы




Проблема в том, что в моем сознании  на данный момент существовал разрыв шаблонов о  роли крупного рогатого скота в истории  итальянского сельского хозяйства .

Даже прочитав тысячу раз о том, что начиная с времен царя Гороха на территории современной Италии скот выполнял, прежде всего, роль тяглового средства, я  не могла преодолеть глухой ментальный барьер, не позволявший понять  истинную причину  использования  рабочей продуктивности этих животных в ущерб  молочной или мясной.

Нет, мне очень нравится видеть нарядные упряжки, участвующие в различных праздничных мероприятиях, проходящих в Италии. У меня есть посты на эту тему: здесь с упряжками быков, здесь с упряжкой коров. И даже с волами на обмолоте зерна.

Но для современного человека это кажется лишь красивым спектаклем, из которого трудно создать представление о том, что подобным образом скот  использовался на протяжении столетий. А где в это время были лошади?!

И тем не менее! Взгляните на  красавицу с красной кисточкой на лбу! По словам владельца, пара ее рабочих прапрабабушек в последний год войны вытащила  груженный американский  грузовик, застрявший в кювете.

Анекдот был в том, что дед, пославший внука за парой коров, значительно произнес, дескать, дуй за... волами! Уж очень ему хотелось покрасоваться крутостью своего транспортного средства, надеясь, что американские солдаты не поймут разницы между коровами и волами. Волы ему казались более престижными, чем коровы.))))

Корова кальванской породы




Даже любительскому глазу видно, что  корове с подобным телосложением силы не занимать.  А все-таки  почему местные крестьяне так тщательно отселекционировали кальванскую породу скота для работы на небольших полях в горах, а не для получения молока?

Ответ на вопрос нашелся, как ни странно, в системе  товарно-денежных отношений в землепользовании, зародившейся на территории современной Италии еще до открытия Америки. Эта система называется половничество.

Система заключалась в том, что крупный землевладелец отдавал   в аренду крестьянским семьям сельскохозяйственные угодья, предоставляя жилье, рабочий скот(тех самых упряжных волов и коров)  и орудия, а также беря на себя половину расходов на семенной материал и т.д.

Крестьянская семья по такому договору должна была не только отдавать половину урожая,приплода и др. производимых продуктов,   но и выполнять определенные условия, одно из которых гласило, что семья не может иметь собственных транспортных животных (лошадей, ослов, мулов и т.д).

Навскидку ни за что не догадаешься, почему крестьянин не мог иметь даже осла, уж не говоря о лошади!

Вспомните  лубочную  тосканскую картинку с домом на холме, к которому через возделанные поля и виноградники тянется кипарисовая аллея! Такие постройки среди полей встречаются практически везде на территории Италии. Большинство из них сейчас заброшены. Это и есть те хутора, в которых жили крестьянские семьи-арендаторы.

Непосредственная близость обрабатываемой земли  исключала  необходимость иметь тягловую силу более резвую, чем пара волов. И что более важно! Подобные хозяйские "рысаки" не позволяли крестьянину ездить на левые подработки, посвящая все свое время лишь хозяйским угодьям.

Кальванская рабочая корова (фото из музея)



Одним словом, хорошо продуманная кабала вынуждала крестьянина больше заботится о силе и здоровье своих рогатых помощников, чем об их молочной продуктивности.

Эта система привела к тому, что на территории современной Италии сформировался целый ряд местных пород скота, отселекционированных изначально по рабочим качествам, т.е. по типу сложения  с хорошо развитой грудной клеткой и сильными передними конечностями, неприхотливых к содержанию и кормлению, отличавшихся крепким здоровьем. В Тоскане самыми известными стали Кьянинская и Маремманская породы.

Кьянинская порода сформировалась на тех невысоких тосканских холмах, живописность которых так любят фотографировать фотоблогеры ЖЖ.

Бык Валентино кьянинской породы




Более мелкая и компактная Кальванская порода,  выделилась из огромных кьянин в силу того, что должна была приспособится к  трудным горным условиям существования.

Телка кальванской породы




Маремманскому скоту выпало на долю выживать в болотистых условиях прибрежной морской зоны на юге Тосканы.  Эти трудяги не только работали на полях, но и вытаскивали на своих плечах те самые блоки каррарского мрамора, в которых Микеланжело разглядел своих шедевры.

Корова маремманской породы




Размеры земельных участков, которые арендовала одна крестьянская семья, обычно предполагали две или три пары рабочего скота: пара волов и две пары коров, которые использовались и для получения приплода. Если участок располагал достаточными ресурсами для заготовки кормов, то в хозяйстве могла быть  и молочная корова.

Волов обычно или покупали на сезон, и брали в аренду, стараясь сбыть с рук по окончанию сезона, чтобы не тратиться на корма. Коров же выращивали внутри хозяйства.

В многочисленных тогда крестьянских семьях с патриархальным укладом выделялся мужчина, который брал на себя ответственность за скот: за его содержание, разведение и особенно за работу животных. Такие люди, которые назывались боварами, были больше, чем простыми скотниками. Они становились настоящими специалистами с примитивными зоотехническими и ветеринарными знаниями. Некоторые получали лицензии экспертов, которые  давали право работы на ярмарках по продаже скота.

В сети я прочла воспоминания очевидцев, рассказывающих, что для боваров не существовали  Рождество или Пасха, для них важен был только  праздник святого Антонио Великого, покровителя домашних животных, который отмечается 17 января.

Мирок этих людей и животных был наполнен символами и суевериями. Один из них в виде красной кисточки от сглаза можно видеть на той самой корове, о которой шла речь выше.

Бовары, сумевшие накопить достаточно средств, создавали своего рода "машинно-тракторные станции", в которых содержали несколько десятков пар волов, сдавая их в аренду на сезон. Однажды слышала рассказ пожилой женщины, дочери такого бовара, который во время войны приютил в доме 90 беженцев. И чтобы прокормить людей, забивал  своих питомцев. Каждый раз, когда доходила очередь до одного из них, бовар уходил из дома, чтобы не видеть смерть животного, которого он собственноручно вырастил и воспитал.

Полученные от коров бычки шли в уплату аренды и на продажу, а телки выращивались для замены старых коров. Сами крестьяне говядину практически не употребляли. В качестве источников мяса служили свиньи, овцы и дворовые животные (птица и кролики).

Молока коровам хватало только для выкармливание теленка до 4-5-ти месячного возраста.




Экстенсивная по сути система половничества просуществовала в Италии до 1982 года (привет хулителям советского колхозничества!), перейдя, согласно законов Итальянской республики, на систему прямой аренды с\х угодий.

Век же тягловой роли крупного рогатого скота закончился гораздо раньше, с началом широкого использования тракторов в 50-ые годы. А коровы?!

Они приняли на себя ту роль, которая им больше подходит, согласно взглядам современного потребителя мясных продуктов.




Породы скота, которые в Италии ( и не только в Тоскане) были селекционированы в качестве рабочих, соответсвенно обладали хорошими мясными качествами, поэтому перешли в категорию  мясных. Сначала их держали лишь сами крестьяне, а затем сохранность генофонда таких пород была поддержана государством.

Скот тосканских пород разводится и откармливается в небольших хозяйствах. Объемы производства мяса очень ограниченные и , в основном, реализуются  через местные мясные лавки и используются в локальных ресторанах.

Особой популярностью пользуется мясо кьянины. Далеко за пределами Италии распространилась легенда о том, что  настоящий флорентийский стейк жарится только из кьянины.

Фермеры, занимающиеся разведением маремманского и кальванского скота еще не нашли эффектного блюда, чтобы  пропиарить свою продукцию,  но спрос на нее среди гурманов не иссякает, поэтому производители особо не парятся.

Интересно, но одной из причин, почему владельцы не хотят заменить эти породы на более модные иностранные, служит красота животных, с чем я охотно соглашусь.

Ну а молочные коровы все-таки есть в Тоскане?! Конечно есть, но их история несколько другая, тоже  интересная, т.к.  связана с семьей все тех же тосканских герцогов Медичи. Но об этом в другой раз.

Тоскана, Италия, животные, итальянские традиции, итальянская культура

Previous post Next post
Up